Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги.
Сегодня хочу вам сообщить о современных подходах и методах по развитию коммуникативных компетенций дошкольников по итогам участия на стажировочной площадке «Инновационные технологии и подходы к организации инфорационно- коммуникативных компетенций дошкольников»
Значение инновационной деятельности в дошкольном учреждении
Публикация «Консультация для воспитателей „Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя. Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.
При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ ставятся следующие задачи:
• развитие индивидуальности воспитанников;
• развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;
• повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;
• стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);
• повышение интеллектуального уровня детей;
• развитие креативности и нестандартности мышления
Развитие современного общества неразрывной нитью связано с научно-техническим прогрессом. Человечество вступило в эпоху нового развития, которая получила название «информационное общество». Внедрение информационно-коммуникативных технологий ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. ИКТ в дошкольном образовании - это социальная потребность в повышении качества обучения и развития детей.
Так что же такое ИКТ?
Хотя аббревиатурой ИКТ ныне широко пользуются, этот термин имеет разные значения, в зависимости от ситуации. В контексте образования это понятие обычно подразумевает средства ИКТ и методы их использования для поддержки процессов обучения и других видов познавательной и развивающей деятельности.
Информационно – коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно – методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов, а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
Информационно – коммуникативные технологии (ИКТ) – эта технологии доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским) и инструментам совместной деятельности, направленная на получение конкретного результата.
Информация – совокупность каких – либо данных, знаний.
Коммуникация – путь сообщения, форма связи, акт общения, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц.
Технология – совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата, метод преобразования данного в необходимое.
Т. е. под ИКТ в нашем случае подразумевается использование компьютера, интернета, телевизора, видео, DVD, интерактивных досок, цифровых видео- фотокамер и документ камер, программируемых игрушек и других подобных устройств, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для познавательного развития.
Информатизация системы образования предъявляет новые требования к современному педагогу и его профессиональной компетентности. В частности, к коммуникативной, предполагающей способность успешно выстраивать коммуникации в различных форматах: устной, визуальной, компьютерной, электронной.
Современный педагог должен владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
• Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.
Основным в работе педагога ДОУ является ведение воспитательно-образовательного процесса, который включает в себя:
- организацию организованной образовательной деятельности воспитанника.
- организацию совместной развивающей деятельности педагога и детей,
- реализацию проектов,
- создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).
Требования к развивающей предметно-пространственной среде
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими… (в соответствии со спецификой Программы).
Современного ребенка дошкольного возраста становится все труднее привлечь и удивить традиционными средствами: картинками, игрушками, разрезными моделями, складными кубиками. Дети, уже знакомые с компьютером, требуют при организации занятия особого внимания и особых средств воздействия. Использование ИКТ позволяет сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и комфортным. Большие возможности для этого имеет мультимедийное и интерактивное оборудование.
Сейчас в дошкольных образовательных учреждениях идет активная практика внедрения интерактивного оборудования в образовательный процесс, которое специально адаптировано под занятия с детьми. Это позволяет вывести обучение на новый уровень и получать положительные результаты.
На сегодняшний день интерактивное оборудование подразумевает под собой специальные сенсорные доски, столы, проекторы, игровые комплексы и т. д.
Использование интерактивной доски в ДОУ для занятий позволяет сделать предоставление информации более широким и доступным ребенку. В то же время значительно усиливается мотивация ученика. Способы применения интерактивного оборудования такого типа могут быть самыми разными. В зависимости от возраста детей, педагог самостоятельно выбирает методику. С помощью интерактивной доски преподаватель также может управлять презентацией, делать пометки, комментарии и сохранять тот или иной материал. Как правило, к доске можно подключить с помощью компьютера видеокамеру, микроскоп, фотоаппарат и другие устройства. Это позволяет сразу же начать работу с материалами, которые отображаются на доске, что вызывает у детей настоящий восторг.
Использование интерактивного стола в ДОУ в последнее время стало очень популярным, ведь он позволяет максимально быстро привлечь внимание ребенка к учебному процессу. Кроме того, в несколько раз лучше развивается моторика у детей и есть возможность провести знакомство с современными компьютерными технологиями.
Интерактивный стол можно легко использовать не только для индивидуальных занятий, но и для достаточно большой группы детей. Он позволяет научить детей работать в коллективе благодаря мультитач технологии, что очень цениться в дошкольных учреждениях, так как ребенок готовится к дальнейшему обучению в школе.
В нашем ДОУ интерактивное оборудование представлено различными интерактивными играми по ПДД, экологии, формированию элементарных математических представлений и др. Также мы широко используем мультимедийное оборудование (музыкальный центр, ноутбук, мультимедийный проектор, экран).
В течение одного дня допускается проведение не более одного занятия с использованием компьютера. Нормативно-правовой базой для этого процесса является ряд требований по СанПину.
Максимальная одноразовая длительность работы не должна быть более указанной ниже:
Для детей 6 лет 1 -2 групп здоровья 15 минут в день
Для детей 6 лет 3 группы здоровья 10 минут в день
Для детей 5 лет 1 – 2 группы здоровья 10 минут в день
Для детей 6 лет, относящиеся к группе риска
по состоянию зрения 10 минут в день
Для детей 5 лет 3 группы здоровья 7 минут в день
Для детей 5 лет, относящихся к группе риска
по состоянию зрения 7 минут в день
В современном ДОО созданы условия для использования ИКТ в реализации ООП, но существует неподготовленность педагогов в использовании информационных технологий, что препятствует организации воспитательно-образовательного процесса в соответствии ФГОС ДО на более высоком уровне.
Педагоги испытывают потребность в специальных мероприятиях по освоению новых инструментов цифровых образовательных ресурсов и средств, появляющихся в детском саду. Поэтому мы сегодня и собрались.
Вкратце расскажу об ИКТ технологиях, которыми мы познакомились в центре развития детей «Умка»г. Надым.
1. «Эффективное и целесообразное использование документ-камеры в образовательном процессе»
С помощью программного обеспечения документ камеры мы можем создать портфолио детей. Это своеобразная копилка успехов детей. В портфолио вы можете поместить все рисунки, грамоты, странички из тетрадей или копии с самыми удачными работами. Это могут быть изготовленные объемные поделки или вылепленные скульптуры, а так же фотографии участия в театральных постановках сада.
Документ камера-это действительно универсальный необходимый инструмент современного образовательного процесса. Это одновременно и проектор, и сканер, и видеокамера. Документ камера оснащена встроенным устройством записи-чтения на сменные флеш-карты памяти. Таким образом, увиденные однажды изображения можно сохранить в архиве или перенести на другое устройство.
2. «Эффективное и целесообразное использование интерактивной доски в образовательном процессе»
Интерактивная доска – универсальный инструмент, позволяющий сделать занятие с детьми дошкольного возраста более интересными, наглядными и увлекательными. Интерактивную доску можно использовать как обычный экран или телевизор для демонстрации наглядного материала, но это не позволяет задействовать все ее ресурсы.
Для создания интерактивных игр достаточно владеть элементами компьютерной грамотности: начальными знаниями устройства компьютера, умением работать в программах: Word, PowerPoint, практикой работы в Интернете (для поиска изображений и обучающих программ) и в нашем случае с программой Smart.
Для того, чтобы эффективно проводить занятия с использованием интерактивной доски был разработан алгоритм, следуя которому воспитатель может успешно подготовиться к занятию с использованием интерактивной доски.
Алгоритм создания интерактивных игр:
• определить тему, тип и цель игры;
• составить временную структуру занятия, в соответствии с главной целью наметить задачи и необходимые этапы для их достижения;
• продумать этапы, на которых необходимы инструменты интерактивной доски;
• из резервов компьютерного обеспечения отбираются наиболее эффективные средства.
• рассматривается целесообразность их применения в сравнении с традиционными средствами;
• отобранные материалы оцениваются во времени: их продолжительность не должна превышать санитарных норм;
• составляется временная развертка (поминутный план) занятия;
• из найденного материала собирается презентационная программа.
Применение интерактивной доски в детском саду позволяет развивать у детей способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими навыками работы с информацией, развивает разносторонние умения, что способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками и повышает уровень готовности ребенка к школе.
Для более подробного изучения многочисленных функции интерактивной доски проводится практико-ориентированное мероприятие с использованием «Сборника практических материалов «Возможности интерактивной доски SMART Notebook»
3. «Интерактивная песочница, интерактивный стол, бесконтактный игровой контролер Kinect как современный ресурс для развивающей работы в ДОУ»
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в детском образовательном учреждении (ДОУ) имеет ряд важных преимуществ:
– повышение уровня визуализации материала;
– экономия времени за счет функциональности, удобства и простоты навигации;
– обучение становится интересным и увлекательным;
– обогащение современными технологиями образовательного процесса в ДОУ;
– интеграция образовательных областей;
– обеспечение качественной подготовки детей к школе через повышение общей компетентности, познавательной мотивации и интереса ребенка, развитие мелкой моторики.
У нас уже в группах установлены интерактивный редактор и игровой центр «Сова», «Волшебная поляна»
Интерактивный редактор и игровой центр «Сова» – программа, которая позволяет педагогам создавать собственные интерактивные уроки на любую тему, а также использовать готовые занятия – в коллекции уже более 280 игр.
Интерактивный редактор «Сова» предназначен для тех, кто стремится разнообразить образовательный процесс, сделать его максимально эффективным и интересным, используя современные программы в своей работе. Функционал редактора настолько широк, что позволит реализовать любые задумки педагога в конкретные формы занятий, не обладая при этом навыками программирования!
Спасибо за внимание!
Предлагаю вам посмотреть, как дети уже научились добавлять картинки и собирать пазлы
Сначала мы сделали фото с помощью документ-камеры, потом добавили в редактор разделили на части.
На песочнице рисовать картинки и скоро будем по картинкам составлять фильм.