татьяна шапошникова
Использование инновационных форм организации взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетенции и вовлечение
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольная образовательная организация (ДОО) – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. Основными задачами дошкольной организации являются : обеспечение воспитания и раннего образования детей; обеспечение охраны и укрепления физического и психического здоровья детей; обеспечение развития индивидуальных способностей детей; осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии детей; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Семья – ячейка общества (малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, таких как отношения между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» - такое определение семьи дается Зверевой О. Л. В Большом энциклопедическом словаре дается такое определение:
Публикация «Использование инновационных форм организации взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетенции и вовлечение» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны между собой общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
На мой взгляд Семья – это ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека.
В настоящее время, вместе с изменениями в обществе, происходят преобразования и в образовательных учреждениях, в том числе и в детском саду. Детский сад первый несемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. Существующие методы работы постепенно утрачивают свою актуальность, уступая месту чему-то новому.
Актуальность темы исследования заключается в том, что с изменениями экономических и социальных условий все привыкли к тому, что педагоги в основном берут на себя решение воспитательно - образовательных задач. Поэтому родители часто пассивны в педагогическом процессе, не желают преодолевать трудности вместе со своими детьми. Большие перемены, которые происходят в России нестабильность жизни, перестройка системы образования приводят к тому, что растет роль семейного воспитания. "Дошкольное детство" - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течении которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Воспитание, как процесс целенаправленного формирования личности, осуществляется под воздействием взрослых, ведущее место среди которых занимает семья. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации для них различных форм образования.
Сегодня перед большинством детских садов стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом от обыденных шаблонов. Очень многое для ребенка зависит от складывающихся отношений между воспитателем и родителями. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между сотрудниками ДОО и родителями не сложились. Сотрудничество детского сада и семьи предполагает, что обе стороны имеют, что сказать друг другу относительно конкретного ребенка, тенденций его развития. Отсюда – поворот к взаимодействию с каждой семьей, следовательно, предпочтение индивидуальных форм работы.
Вовлечение родителей в педагогический процесс учреждения называется «открытость детского сада внутрь – это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. За историю человечества сложились две направления воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание?
Но разве это правильно, делить воспитание на семейное и общественное? Ведь ребенок, живет, воспитывается и развивается и в семье и в социуме – в детском саду, есть ли смысл «тянуть» воспитание и развитие ребенка в разные стороны.
Развитие личности ребёнка невозможно без семейного воспитания. Именно в семье он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Родители являются первыми педагогами, они закладывают основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте.
Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду.
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.
Цель работы с родителями - Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования. Создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности. Не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения высоких результатов.
Использование инновационных форм организации взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетенции и вовлечение в образовательный процесс детского сада.
Задачи:
1. Познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско- родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье.
2. Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания детей.
3. Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.
4. Формировать позитивные формы общения
5. Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности.
6. Привлекать родителей к активному участию в образовательно- воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.
Содержание работы по инновационным формам взаимодействия ДОУ и семьи в условиях ФГОС.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Ни для кого не секрет, что в общении педагогов с родителями всегда преобладала монологическая ориентация. От такого общения родитель мало идет на контакт с педагогом. Традиционные формы взаимодействия с семьей представлены : коллективными, индивидуальными и наглядно-информационными формами : родительские собрания, конференции, консультации, беседы.
Но постепенно взаимодействие педагогов и родителей требовало изменений. В настоящее время,когда мы реализуем ФГОС ДО, который уделяет особое внимание взаимодействию с родителями в вопросах образования и воспитания ребенка, признанию государством приоритета семейного воспитания, требуются иные взаимоотношения образовательного учреждения и семьи, а именно сотрудничество, взаимодействие и доверительность. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи в ДОУ начали активно использовать инновационные формы и методы работы с семьей :
-Проводим проектную деятельность совместно с родителями и участвуем как на уровне ДОУ, так же города и области.
-круглый стол совместно с чаепитием- «Чайная пауза»;
- тематические выставки;
- диагностика, тесты, опрос на любые темы;
- консультации специалистов;
- тренинги на родительских собраниях;
-мастер-классы для родителей совместно с детьми;
- семейные спортивные встречи;
- почта доверия,
- открытые занятия для просмотра родителей;
- интеллектуальные ринги детей и родителей;
- совместные досуги;
- совместные выезды (на природу, в музеи, в театры, на балет, в зоопарк, в ледовый дворец);
-выставки семейных талантов;
-ведение консультаций в интернете в ВК, ОК;
Нами уже апробировано много различных форм работы с родителями. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой. Теперь обстановка иная. Никогда еще так часто родители не участвовали в совместных делах ДОУ и семьи, как сейчас. Изменилось общение педагогов и родителей : взаимоотношения стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение исчезает.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даё т положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.
Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы и многочисленны. Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.
Свою работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ мы ведем по трем направлениям:
1. Информационно-аналитическое направление мы используем на выявление интересов, запросов родителей через проведение социологических опросов, анкет, тестирования.
2. Наглядно- информационное направление - используется для ознакомления с работой детского сада, особенностями воспитания и развития, о формах и методах работы с дошкольниками.
3. Досуговые формы мы используем для установления эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.
Одной из эффективных форм работы с родителями является посещение семей воспитанников на дому, что позволяет намного легче установить доверительные отношения с родителями и с ребенком. К тому же мне, побывав в семье малыша, посмотрев условия жизни, легче правильно подобрать индивидуальный подход к ребенку и его семье. Получив реальную картину, на основе собранных данных,стараюсь разработать тактику своего общения с каждым родителем, с учетом педагогических потребностей каждой семьи, учитывая индивидуальные особенности семейного воспитания.
Ещё одной инновационной формой сотрудничества с родителями является официальный сайт ДОУ. Наличие у детского сада официального сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, проводимых мероприятиях, новостях. Кроме этого сайт детского сада становится для родителей источником информации учебного, методического или воспитательного характера. Со страниц сайта родители получают информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников. Знакомившись, периодически, с новостями на сайте, у родителей складывается целостный образ о коллективе, мероприятиях, жизни детского сада. Не удивительно, что родители хотят как можно больше знать о том месте и о тех людях, которые проводят с его ребенком большую часть дня. Также кроме официального сайта ДОУ мной создана группа в социальной сети "В Контакте", где выкладываются фотоотчёты с наших занятий, прогулок, игр. Там же печатаем рекомендации для родителей по работе с детьми по темам недели, все объявления,благодарим родителей за помощь в чём-либо. Также группа является современным средством общения между родителями и педагогом и родителями между собой. По результатам опроса 55% родителей нашего детского сада регулярно посещают наш сайт, следят за новостями, конкурсами, оставляют комментарии в гостевой книге. И 100% родителей постоянно посещают страничку нашей группы в социальной сети.
Сотрудничая с родителями, мы создаём единое образовательное пространство. Устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и семьей помогают досуговые мероприятия. Они гармонизируют отношения родителей и детей, сближают их, позволяют ощутить радость от совместной деятельности. Проводимые в детском саду праздники, утренники, концерты, соревнования. Такие как: «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я — спортивная семья», мастер классы «Нетрадиционное рисование с детьми», «Топиарий своими руками», «Объемная снежинка», «Елка и снегири», «Аппликации из коктейльных трубочек» помогают родителям стать заинтересованными участниками образовательного процесса. Они активно принимают участие в конкурсах, в оформлении выставок, в проектах и т. д. Многие досуговые мероприятия мы заканчиваем общим чаепитием, где можно за чашкой чая, пообщаться друг с другом, поделиться своим каким-то опытом, просто поговорить. ведь в наше непростое время у многих родителей просто-напросто банально не хватает на это времени. Особенно запомнился выезд к озеру Тургояк на Золотой пляж, где провели праздник "Вот какие мы большие", на которое собрались практически все родители, их младшие и старшие братья и сёстры наших малышей! Праздник получился действительно семейным, тёплым. Детки очень долго его вспоминали. И хоть с нашей стороны много сил и времени ушло на подготовку и организацию, но счастливые лица детей и их родителей стоили этого! В семейных походах важную роль играют отцы. Их участие в прогулках – походах разноплановое – заботливые костровые, сильные и ловкие, организаторы полосы препятствий, строгие, но доброжелательные судьи, азартные участники игр или артистичные исполнители ролей сказочных героев. Часто дети даже не представляют, что их мамы и папы умеют играть в футбол, волейбол, что они когда-то занимались спортом. Увидев родителей в новой роли, пересматривают своё отношение к ним, начинают ими гордиться. И родители тоже видят своих детей совсем иными – ловкими, подвижными, знающими и умеющими совсем не так мало, как им казалось.
Чайная пауза. Общение в непринужденной, эмоционально насыщенной обстановке способствует сближению педагогов, родителей и детей. Беседа за чашкой чая, легкий музыкальный фон, атмосфера игры – все это содействует эмоциональному раскрепощению, дает возможность открыто высказывать собственное мнение, делиться успехами и трудностями семейного воспитания
Новой и интересной формой работы с семьями воспитанников является проведение Акций. Тематика их разнообразна, но всегда находит отклик у родителей. Так с 2013 года акция «Украсим елочку своими руками» стала ежегодной. Дети, вместе с родителями, украшают игрушками, сделанными своими руками ёлочку в группе. Также ежегодно весной и зимой мы проводим акцию "День добрых дел", где родители наводят порядок на нашем участке для прогулок, изготавливают и красят оборудование,высаживают цветы, а зимой строят горки и снежные постройки. Я думаю, что именно такие мероприятия, лишенные всякого формализма, способствуют сближению нас – педагогов с семьями наших дошколят и помогают достичь общей цели – воспитанию подрастающего поколения.
Доверительные отношения с родителями устанавливались постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. На таких мероприятиях, как «Наши руки не знают скуки» (ремонт игрушек, мебели, групп, помощь в создании предметно – развивающей среды в группах, подготовка участков к летнему сезону, групп к новому учебному году) налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между педагогами и родителями. В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в детском саду сделано руками пап и мам наших детей. Наши родители постоянно участвуют во всех конкурсах поделок внутри ДОУ. Они помогают в изготовлении пособий для малышей различные макеты, ширмы, пополнили групповую комнату игровым оборудованием: «Скорая помощь», «Газовая заправка». Закупили ткань и сшили халатики, косынки, сумочки для сюжетно- ролевых игр «Скорая помощь», «Аптека Живика», «Больница». Закупили необходимое количество контейнеров для игр. В прошлом году родители закупили для группы световые планшетные столы для игр с песком. Поменяли детские кровати на новые яркие. Закупили новые матрасы и ткань для пошива двух комплектов белья для своих детей. Все эти приобретения они решили самостоятельно закупить.
Благодаря участию родителей в педагогическом процессе, у детей сформировалось чувство гордости за своих близких, повысилась самооценка. Родители, участвуя в различных видах совместной деятельности, воссоздавая положительные традиции воспитания детей, приобрели опыт педагогического сотрудничества, как со своим ребенком, так и с педагогами, что имеет большое значение при подготовке к обучению ребенка в школе. Проводимые в тесном сотрудничестве с семьей мероприятия развивают в ребенке уверенность в себе, формируют социально значимые чувства, желания и взгляды, прививают социальные навыки. Я считаю, что работа,проводимая с семьями наших воспитанников,принесла свои плоды. На сегодняшний момент те формы, которые применяются у нас в детском саду, зарекомендовали себя положительно и дали хороший результат, видно что позиция родителей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в управлении ДОУ и в воспитании детей.
направление
Информационно - наглядные формы • Оформление родительских уголков, буклеты, ширмы.
• Группа в контакте
• Блог на сайте МААМ https://www.maam.ru/users/tatyana110979
направление
Формы привлечения родителей • Проектная деятельность на уровне группы, ДОУ, города и области;
• Участие в муниципальных, областных конкурсах;
• Участие в выставках и конкурсах внутри ДОУ;
• Помощь в изготовлении макетов, выносного материала и оборудования;
• Помощь родителей в оформлении зимнего участка и снежных построек;
• Проведение Мастер классов;
• Привлечение родителей в участии праздниках и развлечениях детского сада;
• Организация подвижных игр в группе и на участке ДОУ;
• Чтение художественной литературы родителями детям;
• Постановка кукольного театра «Маша и медведь на новый лад» и показ детям;
• Участие во флешмобе.
направление
Информационно
- аналитическая форма • Анкетирование
• анализ
направление
Досуговые формы • Выезды на природу в осенний лес.
• Посещение Ильменского Заповедника
• Посещение Миасского Краеведческого музея
• Совместный выезд в зоопарк.
• Выезд на озеро Тургояк на Золотой пляж.
• Выезд в г. Челябинск в оперный театр
• Выезд в г. Челябинск на новогоднюю премьеру балета «Спящая красавица»
• Выезд в г. Челябинск в театр Драмы.
• Совместный выезд в Ледяной дворец имени Харламова г. Чебаркуль.
• Круглый стол с чаепитием
• «Милая мамочка» ко дню матери.
• Капустник (Изготовление блюд из капусты и совместное снятие проб и выбор лучшего блюда)
направление
Просвещение родителей для повышения их правовой и педагогической культуры • Консультации
• Тренинги
• Нетрадиционные формы родительских собраний
флешмоб,
у озера Тургояк
игры в лесу,
в зоопарке,
участие в выставках,
участие в мастер классах скрин странички в группе ВК. фотографий оооочень много. а отличного настроения родители с детьми получили еще больше!