Иванова Светлана Ивановна
Из опыта работы «Использование игровой технологии на музыкальных занятиях в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование игровой технологии на музыкальных занятиях в ДОУ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр Развития Ребёнка детский сад
«Берёзка»
Из опыта работы
«Использование игровой технологии на музыкальных занятиях в ДОУ»
музыкальный руководитель
1 кв. к. Иванова С. И.
08.11.2019г
п. Агаповка
Публикация «Из опыта работы „Использование игровой технологии на музыкальных занятиях в ДОУ“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, но и закрепление навыков, которыми он недавно овладел.
Играя, дети познают окружающий мир, адаптируются к многообразию человеческих отношений. Слайд №2
Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют.
Сущность игровой деятельности заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями.
Таким образом, игровая технология играет основную роль в развитии ребенка и является фундаментом всего дошкольного образования.
Слайд №3
Проблема: Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл», т. е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе игры. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.
Музыкально - игровая деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребёнка. Музыка и игровые технологии не только развивают воображение ребёнка, фантазию и творческий потенциал. Творческие проявления детей в игровой деятельности являются важным показателем музыкального развития ребёнка. Основы творческой инициативы закладываются в детстве, поэтому очень важно поощрять желание детей быть непохожими на других, разбудить их фантазию, попытаться максимально реализовать их творческую индивидуальность.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать музыкально-игровая деятельность.
Особо здесь можно выделить работу по театрализованной деятельности, которая представляет собой синтез художественной литературы, музыки, живописи и сосредотачивает в себе средства выразительности данных видов искусства, способствует фантазии и творчества, интеллекта ребенка.
Слайд №4
Актуальность избранной мной темы на современном этапе определяется ФГОС (федеральными государственными образовательными стандартами). Т. е. педагогика из «дидактической становится развивающей», а значит использование элементов игровых технологий, развития музыкальных творческих способностей, импровизации в процессе обучения и воспитания детей становится все более заметным, являясь одним из перспективных направлений педагогической мысли. Знакомясь с современными идеями развивающего образования, я уяснила для себя их суть, стараясь придерживаться ее главных принципов: развитие, творчество, игра. Я поддерживаю те педагогические идеи, суть которых сводится к единой концепции: развитие ребенка может быть понятно как активный процесс самосознания, деятельного творения маленьким человеком собственной личностной биографии. А помочь ему должен взрослый – педагог в данном случае – Я, музыкальный руководитель, связанный с ним едиными узами содействия и сотрудничества.
Слайд №5
Практическая значимость состоит в том, что накопленный материал (планирование, занятия по музыкальному воспитанию, консультации для педагогов и родителей и др.) может быть использован при проведении праздников, развлечений, в повседневной жизни детей, на занятиях в кружках.
Слайд №6
Научная новизна и теоретическая значимость опыта состоит в рассмотрении проблемы развития музыкальных творческих способностей дошкольников средствами музыкально - игрового искусства, в разработке форм и методов работы с детьми на занятиях по музыкальному воспитанию, в обозначении основных направлений организации музыкально- игровых технологий.
Понятие «игровые технологии» включают достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий при помощи игровых приёмов и ситуаций должны выступать как средство побуждения, стимулирования детей к обучению.
Игровые технологии могут использоваться на музыкальных занятиях как : самостоятельная технология, как элемент более обширной технологии, в качестве занятия или его части, или как технология культурно-досуговой работы.
Слайд №7
Цель: Формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме посредством музыкально-игровой деятельности.
Задачи:
• Способствовать усвоению знаний в музыкальной и игровой деятельности.
• Развивать природную музыкальность детей через игровую деятельность.
• Использование игровой технологии во всех видах музыкальной деятельности : пение, слушание, музицирования, движение под музыку и т. д.
• Проводить занятия, учитывая возрастные и индивидуальные способности детей.
• Поощрять желание принимать активное участие в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки приобретаемые через музыкальные игры на занятиях.
• Формировать у детей коммуникативные качества и партнё рские отношения: учить соотносить свои интересы и желания с интересами других детей.
Слайд №8
Алгоритм музыкального занятия и использование игровой деятельности в моей практике.
1. Приветствие.
2. Музыкально- ритмические движения.
3. Развитие чувства ритма, игра на музыкальных инструментах.
4. Пальчиковая гимнастика.
5. Слушание музыки. Изобразительные движения и жесты, мимика.
6. Распевание, пение.
7. Танец, игра.
Слайд №9
В своей практике стараюсь ориентироваться на элементы театральной импровизации, зрелищности.
Процесс игровой деятельности, на музыкальных занятиях, неразрывно связан с песенным творчеством, в музыкально-ритмических движениях, в музицировании, слушании музыки,т. е. элементы игровых технологий присутствуют во всех видах музыкальной деятельности.
Поэтому игровой технологии в моей работе отведено особое место. Она охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажами.
Слайд №10 Например «Птичий двор» - готовлю атрибуты: петушка, курочку, цыплёнка, кубики или погремушки.
Приветствие: Здороваемся с петушком, курочкой и цыплёнком - подражая их голосам.
Музыкально- ритмические движения. Ходим маленькими шажочками как цыплята, как курочка, и как петушок – высоко поднимая ножки. Машем крылышками.
Играем на шумовых инструментах: Петушок в руках воспитателя пляшет.
Пальчиковые игры: показываем - как петушок и курочка открывают клювики.
Слушание: Курочка. Н. Любарского
Пение: Петушок Р. Н. П., Цыплята муз. А. Филиппенко сл. Т Волгиной. (Разучиваем, инсценируем)
Танец: Под Р. Н. мелодию, машем «Крылышками», топаем, выставляем ножку на пяточку, и т. д. Петушок или курочка у воспитателя на руке.
Игра: «А я, строгий петушок, Золотой гребешок. Буду вас догонять и в курятник загонять!» Дети бегают, Петушок догоняет. – под весёлую музыку.
В конце занятия Петушок прощается с детьми.
Слайд №11 Приветствие.
Обычно занятие начинаю с распевания и песенок «Приветствия» :
«Здравствуйте, ребята». Дети отвечают пением: «Здравствуйте!» Далее пою: «Здравствуйте, котята!». Дети: «Мяу – мяу – мяу!», «Здравствуйте, утята!», «Кря – кря – кря»!» и т. д. Дети с радостью включаются в игру, превращаясь, то в лягушек, то в котят, учатся звукоподражанию, четкой дикции, учатся управлять силой голоса, тембром.
Музыкально- ритмические движения. Так же, использую логоритмические песенки «Приветствия». Например: песенка - «Здравствуйте ладошки, хлоп, хлоп, хлоп.» - где дети, приветствуют и демонстрируют свои части тела: (хлопают, топают, поглаживают щёчки, чмокают губками и т. д.)
«Зашагали ножки…»
Зашагали ножки прямо по дорожке - дети идут маршевым шагом.
А в конце дорожки встали наши ножки – останавливаются.
Всем кто рядом здравствуй, говори.
Здравствуй! Здравствуй! – снова повтори. -2 р.
Слайд №12
При использовании игровой технологии в музыкально — ритмических движениях выбираю наиболее доступный и эффективный путь объяснения данного музыкально-двигательного задания.
В процессе игр дети вырабатываются навыки, необходимые для отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера («трусливый заяц», «хитрая лиса»). Дети младших групп овладевают различными видами ходьбы, бега и прыжков.
При выполнении любого плясового движения, например «Пружинка» можно использовать «подговорки» - рифмованные стишки с описанием движения.
Слайд № 13 Например: ПРУЖИНКА.
На полянке два жука Танцевали гопака.
Приседали, приседали, Подперев свои бока.
РАСПАШЕНКА.
Шире руки распахните Друг на друга поглядите,
Распахните не спеша, Будет пляска хороша!
Дети Младших групп обучаются образным движениям: «мишка», «зайка», «лиса».
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ кошечка (мягкий шаг, мы знакомимся с русскими народными движениями, танцуем с платочком, осваиваем движения прыжок, пружинка, подскоки.
СТАРШАЯ ГРУППА пружинка с лодочкой,
А в ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ осваивая всё новые и новые движения, знакомимся с танцами: Менуэтом, Полонезом, Полькой, Вальсом и т д. и выполняем поэтапно фигуры этих танцев, чтобы потом собрать их воедино и исполнить.
Все эти картины сопровождаются игровым текстом и перечнем движений по каждой возрастной группе.
Таким образом, ПРИНЦИП ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЯ успешно нашел своё применение и в этом виде музыкальной деятельности.
Просто необходимо сделать так, чтобы в обучении музыкально – ритмическим движениям, все было прозрачно и понятно детям, что, несомненно, будет стимулировать их интерес и более успешное воспроизведение движений на музыкальных занятиях
Для лучшей передачи детьми повадок животных и птиц, использую двигательные импровизации, которые провожу без предварительной подготовки, с элементами ритмопластики.
Слайд №14
Развитие чувства ритма, игра на музыкальных инструментах.
Работу над ритмом провожу с музыкальными (шумовыми) инструментами и без.
Объясняю, что ритм есть во всё м: в музыке, в движениях и словах. Прошу проговорить и прохлопать, свои имена, знакомые стишки и т. д.
Считаю, что игра на инструментах — интересная полезная музыкальная деятельность детей. Это позволяет украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируется слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. Развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность.
Поддерживаю инициативу импровизации на музыкальных инструментах. Детям помогаю самим выбирать тот или иной инструмент, и с моей подсказкой решают, как играть на нем (тихо или громко, медленно или быстро и так далее).
Слайд №15 фото
Слайд №16 Пальчиковые игры
Пальчиковые игры, артикуляционные упражнения, упражнения на дыхание использую систематически, на каждом занятии. По своей сути эти игры оригинальны и вызывают у детей особый интерес тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актерами являются пальцы, губы, язык.
Пример: «Мы капусту рубим…»;
Слайд №17 «У девочки у Зиночки полная корзиночка…»
В этом я опираюсь на специально подобранную систему пальчиковых игр, упражнений, этюдов на расслабление мышц, выразительность жестов, умение владеть своим телом (аудио-пособия С. и Е. Железновых.)
Упражнения на правильное дыхание «Понюхать цветок», -вдох короткий носом, выдох длинный ртом. «Самолёт» - вдыхаем через нос –«Заправляемся», «Гудим, летим» -«У-У-У» долгий выдох через рот – кто дольше пролетит.
Слайд №18 Слушание музыки.
Я предлагаю детям закрыть глаза и прислушаться. В это время включаю фонограмму «звуки леса», «Болезнь куклы», «Охота» -сентябрь из сюиты «Времена года» Чайковского и т. д. предлагаю рассказать детям что они представили слушая музыку. Какая музыка : грустная или весёлая; быстрая или медленная и т. д. Затем говорю название музыкального произведения, показываю портрет композитора, рассказываю, о чём писал музыку композитор. И мы сравниваем представления детей с замыслом автора.
Слайд №19
В слушании основная цель - услышать настроение музыкального произведения. Музыка должна побуждать ребенка к творчеству. Если дети умеют слушать музыку, вслушиваться в ее интонации, то они легко могут передавать характер музыки в пении, в движениях. Малыши учатся слышать начало и окончание музыкальных фраз, небольших музыкальных построений, а в средней группе дети могут уже анализировать прослушанное, учатся составлять образный рассказ, используя средства музыкальной выразительности.
Во время слушания детьми музыкальных произведений, использую метод образного игрового восприятия, т. е. создается игровая ситуация, в которой дети проявляют свою фантазию, воображение (например, слушая «Марш деревянных солдатиков» П. И. Ч., дети руками по коленкам отстукивают метроритм, или могут встать и промаршировать как солдатики. Слушая музыку, ребёнок имеет возможность передавать её особенности в движениях (общий эмоциональный настрой, акценты, темп, ритмический рисунок, паузы, динамику и др.). Объясняю, что выбирая движения, прежде всего, необходимо прислушиваться к характеру музыки, подсказывающий действия отдельных персонажей. При слушании муз. произведения, нужно ясно подчеркнуть смену характера музыки, передающей разные образы, помочь ребенку найти выразительные движения и мимику.
Слайд №20; 21; 22.
С выразительностью мимики мы работаем так : Например, спрашиваю детей: «Знаете, что такое «мимика»? Выслушиваю их ответы, предположения, затем поясняю «Мимика – это изменение нашего лица, а меняется оно с изменением настроения. Покажите, каким бывает ваше лицо - когда вы: грустите, удивляетесь, сердитесь, радуетесь и т. п.» (Дети показывают.) При прослушивании прошу детей показать лицом какая музыка (грустная или весёлая).
«А теперь я вам что-то покажу, а вы попробуете угадать, что - же это значит». Показываю жесты «до свиданья», «тише», «нет», «да», дети угадывают. «Может мне кто-то из вас ответить, как называется «язык» на котором я с вами говорила?» Поясняю: «Это жесты. Язык жестов. Им пользуются только актеры? Нет. Он понятен и нам».
Для лучшей передачи детьми повадок животных и птиц, использую двигательные импровизации, которые провожу без предварительной подготовки, с элементами ритмопластики.
Дети могут исполнять простые упражнения, этюды, например, «скачут» как лошадки котятки резвятся и т. д. Таким образом, дети ощущают музыку в движении, побуждаю их активно проникать в исполнительские возможности. Также в младших группах дети могут исполнять простые этюды : после прослушивания музыки предлагаю совершить прогулку по лесной полянке (дети с удовольствием гуляют, нюхают цветы, собирают листочки, танцевальный этюд с воображаемыми игрушками, обучаются образным движениям: «мишка», «зайка», «лиса» и др. веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю. Обращаю внимание, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику и т. д.
Слайд №23-26. Песня
В своей работе я использую сначала более простые по содержанию песни — попевки, песенки — шумелки, провожу речевые упражнения, базой для которых являются считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, использую элементы артикуляционной гимнастики, игровые песенки.
Слово и музыка неразрывны, так как музыка привлекает детей к речевой основе, заставляет вслушиваться и вдумываться в содержание песни. Для этого использую песенный материал, который можно инсценировать, исполнять по ролям, то есть вносить элементы театральности. Например: «Жил в лесу колючий Ёжик» Н. Зарецкой, И. Бодрячев,
Чтобы песня понравилась детям, стараюсь преподнести ее ярко, выразительно, с соответствующей интонацией и мимикой.
Много времени уделяю вокальной подготовке детей. Детям очень нравится инсценировать песни: «Пирожки», «Ёжик с Белочкой»….,«Как кричит крокодил», «Про жука» О. Буйновской, И. Чернецкой; «Капельки» ,и другие. Перед инсценировкой провожу беседу с детьми, которая настраивает их на выбор определенных средств выразительности для передачи того или иного образа.
Слайд №27-30. Танец
В танцевальном творчестве воспитываю интерес и желание двигаться в различных образах – зверюшек, снежинок, петрушек, гномиков и др. Использую различные атрибуты : цветы, листики, ленты, платочки, кубики, шарики др.
В процессе музыкально-ритмического воспитания использую программу «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной, поскольку она направлена на развитие художественно-творческих основ личности, что способствует психологическому раскрепощению каждого ребенка. Программа предполагает богатый выбор танцевальных и ритмических композиций. Здесь детские песни и мелодии, известная музыка из фильмов. Дети имеют возможность петь не только любимые песни, но и танцевать под них. Это доставляет им огромную радость, а если детям нравится это делать, то всегда можно ожидать хороших результатов.
Слайд №31-32. Применение ИКТ раскрывает большие возможности. Красочные познавательные презентации, их просмотр на мультимедийном экране, помогают разнообразить процесс знакомства детей с искусством музыки, сделать встречу с ним более яркой, интересной. Показать какие бывают музыкальные инструменты, познакомить детей с музыкальными профессиями и т. д. Также используем экран мультимедиа для создания различной фоновой обстановки необходимой для развлечений (лес с появляющимися животными и птицами – передающие атмосферу весеннего леса, или как Фон к 9 мая и т. д.).
Слайд №33; 34
Для меня важно вносить в жизнь детей театрализованные игры, упражнения, этюды, чтобы дети могли пользоваться этими навыками в свободной деятельности.
Слайд №35; 36; 37.
Мною были приобретены и изготовлены дидактические пособия, которые помогают в решении данной задачи. Изготовила вязанные маски персонажей, грибочки, листочки и т. д. Такие как картотеки:, «Путешествие в мир эмоций»; «Музыкальные игры»; «Логоритмика»; «Песенки – Приветствия, Распевки, Прощания»; «Подговорки» - к танцевальным движениям; «Пальчиковые игры» и т. д. Все это значительно улучшает качество работы и стимулирует интерес детей к данному виду деятельности.
Стараюсь составлять сценарии праздников так, чтобы в нем присутствовала театрализация с участием и детей и взрослых («В гости к мишке», «Осень в гости мы зовём», и т. д.).
Включение игровых технологии в музыкальную деятельность приносит положительные результаты, так как она тесно связана со всеми разделами музыкального воспитания – пением, движением под музыку, слушанием.
Безусловно, в работе необходима тесная связь с педагогами, контакт с родителями. В них я всегда нахожу опору и взаимопонимание.
Слайд №38. Результаты использования игровых технологий на муз. занятиях :
- дети легче усваивают и запоминают материал занятий;
-получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить их в самостоятельной деятельности;
-в процессе игр дети получают специальные знания умения, навыки.
-повышается уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей.
С учетом анализа собственного опыта пришла к выводу, что система проведенной работы оказалась наиболее оптимальной, адекватной и эффективной в моей работе с детьми. На протяжении этих двух лет дети показывали свои достижения на праздниках и развлечениях. Их выступления отличались ярким, уверенным артистическим исполнением. Я, как педагог, занимаясь развитием творческих способностей детей получаю удовольствие, радость от самого процесса совместной творческой деятельности.
Слайд №39. Методическая литература.
В процессе написания опыта была использована методика развития детского творчества элементарного музицирования К. Орфа, программы Н. А. Ветлугиной, Э. П. Костиной, Е. А. Дубровской, а также методические разработки А. И. Бурениной, Н. Сорокиной, А. В. Щеткиной, Г. П. Новиковой.
Радынова О. П. «Музыкальные шедевры»,
Радынова О. П. «Музыкальное воспитание дошкольников»,
Радынова О. П. «Слушаем музыку»,
Э. Г. Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников»,
Ветлугина Н. А. «Музыкальный букварь» Слайд №40 Спасибо за внимание!