ирина чернышенко
Исследование на тему «Значение игровой деятельности в воспитании младших школьников с нарушением слуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель исследования : изучить роль и место игровой деятельности в воспитании младших школьников с нарушением слуха.
Задачи исследования : дать общую характеристику игровой деятельности младших школьников; рассмотреть особенности игры у детей с нарушением слуха; рассмотреть особенности воспитания младших школьников с нарушениями слуха с помощью сюжетно-ролевой игры.
Темочки:
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Исследовательская деятельность
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Начальная школа. 1-4 классы
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников.
Игра есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Говоря о воспитании младших школьников нельзя забывать, что они дети, для которых одним из главных видов деятельности по-прежнему является игра. Большую часть своего времени дети данного возраста заняты не общением, учением или домашним трудом, а игрой, и в ней идет процесс воспитания в такой же мере, как и в остальных видах деятельности.
Говоря о воспитании младших школьников нельзя забывать, что они дети, для которых одним из главных видов деятельности по-прежнему является игра. Большую часть своего времени дети данного возраста заняты не общением, учением или домашним трудом, а игрой, и в ней идет процесс воспитания в такой же мере, как и в остальных видах деятельности.
Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания и обучения. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности.
Ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте является учебная деятельность, но игра продолжает оказывать большое влияние на развитие познавательных процессов, свойств и состояний личности учащихся, поэтому она является одним из эффективных методов обучения.
Благодаря использованию игр в начальных классах можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков.
Особенности игровой деятельности младших школьников с нарушением слуха.
Проблема игровой деятельности младших школьников с нарушением слуха в сурдопедагогике в должной мере не изучена. Однако нельзя отрицать важности и необходимости проведения игры у младших школьников с нарушением слуха. Они требует к себе особого внимания. Специальными задачами, стоящими перед педагогом, являются развитие и обогащение игровой деятельности детей; расширение круга знакомых им игр; использование игры как коррекционного средства в общем и речевом развитии.
Игра решает следующие коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные и образовательные задачи:
Развитие познавательной деятельности ребёнка ;
Развитие эмоционально- волевой сферы;
Обогащение представлений об окружающем мире;
Формирование коммуникативных навыков;
Формирование культурного поведения;
Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;
Преодоление страхов и отрицательных эмоций.
Вне специального обучения, без специальной работы, направленной на расширение опыта детей с нарушенным слухом, у них задерживается общественно-мотивационный план игры, преобладают бытовые игры с ограниченным кругом отношений и очень редко наблюдается выход в более широкий план общественных отношений. Кроме того, наблюдается задержка развития игровой деятельности детей с нарушенным слухом в сравнении с играми слышащих школьников.
Сюжетно-ролевые игры младших школьников с нарушением слуха.
Сюжетно-ролевые игры детей с нарушенным слухом имеют некоторые особенности по сравнению с играми слышащих детей:
1. В играх детей с нарушенным слухом обращает на себя внимание чрезмерная детализация предметных действий. Дети не всегда могут самостоятельно осознать скрытые отношения, зато наглядные предметные действия детально и педантично отражаются на их играх. Не умея самостоятельно выделить в воспринимаемом самое существенное, такие дети, нередко, в своих играх подражают всем частным особенностям, которые для слышащих не имеют такого важного значения. Сюжет заслоняется выполняемыми предметными действиями, снижается уровень игры.
2. Довольно типична для младших школьников с нарушенным слухом склонность к педантичному копированию окружающей действительности. Так, вместо того, чтобы творчески войти в роль, дети очень часто просто подражают конкретным людям, воспроизводя их действия.
3. Зачастую в играх детей с нарушенным слухом можно обнаружить тенденцию к стереотипности действий. Дети стремятся к механическому повторению одних и тех же действий, одних и тех же слов, одних и тех же ролей, стремятся воспроизвести те условия, в которых эта игра протекала раньше, стремятся к простому повторению предыдущих игр на эту тему.
4. В играх детей с нарушенным слухом очень значителен элемент подражания действиям друг друга. Стоит только одному ребенку затеять какую-нибудь игру, как сразу же у него находится несколько «последователей», которые начинают слепо во всем ему подражать. Зачастую вся игра некоторых детей бывает построена на простом подражании действиям одного из детей. Подражая кому-нибудь, сам ребенок в ряде случаев не вносит в игру от себя ни одной детали.
5. Для детей с нарушенным слухом характерно, что они безоговорочно подчиняются правилам игры, диктуемым ее логикой, и педантично их придерживаются.
Исследование показало, что у младших школьников с нарушениями слуха имеются отставания в развитии словесно-логического мышления и речи. В связи с этим необходимо проводить коррекционную работу с такими детьми, используя современные воспитательные методики.
Чем благоприятнее созданы условия для развития глухих школьников, тем быстрее и значительнее сближается развитие ребенка с нарушенным слухом с развитием нормально слышащего ребенка.