Сафонова Татьяна Михайловна
Сценарий мероприятия «Час общения «Права и обязанности»
▼ Скачать + Заказать документы
Час общения
«Мои права и обязанности. Бывают ли права без обязанностей?»
Цель: Через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру воспитанников.
Задачи:
1. Познакомить воспитанников с «Конвенцией о правах ребенка» и другими документами, отражающими права и обязанности детей.
2. Обобщить знания воспитанников о таких понятиях как «право» и «обязанность», показать их единство.
3. Учить применять правовые знания в повседневной жизни.
4. Формировать уважительное отношение к правам других людей.
5. Способствовать формированию активной гражданской позиции.
Оборудование: памятка «Мои права и обязанности» (на каждого ребенка, знаки: запрещающий и разрешающий.
Форма: беседа с элементами игры.
Ход мероприятия:
1. Введение в тему беседы.
Воспитатель: Добрый день, дорогие ребята! Рада вас приветствовать на нашем часе общения. Сегодня мы с вами должны поговорить на очень серьезную и важную для всех тему. Но пока я не могу ее огласить. Попробуйте догадаться, о чем пойдет речь.
Очень много стран на свете, это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный (Пауза)
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.
Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,
Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!
Кем он станет завтра, маленький и нежный?
Всей Земле права его – право на надежду!
Разбор ситуации
Воспитатель: После уроков ребята решили поиграть.
Адам: Давайте поиграем в войну!
Валера: Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь, Адам, милиционером. А ты, Димка, будешь бандитом.
Дима: А я не хочу.
Адам: Чего не хочешь?
Дима: Играть в войну.
Валера: Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь!
Дима: Я не хочу.
Адам: Захочешь.
Дима: Что же вы меня заставите? А разве вы имеете на это право? Вы на это право не имеете!
Воспитатель: Давайте, ребята, разберемся. Кто прав? Кто не прав?
Воспитатель: Давайте поговорим. Как поступил Адам и Валера? Почему они не правы? Прав ли Дима?
(Дискуссия. Дети говорят. Заслушиваем различные точки зрения.)
Воспитатель: Может, кто-то догадался о теме нашего разговора? (Заслушиваются предположения детей)
Итак, тема нашего разговора звучит так «Мои права и обязанности. Бывают ли права без обязанностей?» Сегодня мы поговорим о наших правах и обязанностях, попробуем разобраться в тех ситуациях, которые встречаются в жизни, выскажем мнение о том, почему так важно соблюдать права и обязанности.
1. Наши права.
Воспитатель: А что такое «право», «права»? Как вы думаете?
Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе («Толковый словарь» С. И. Ожегова)
Значит права – это некие правила, которые должны выполнять все люди, чтобы жить счастливо и хорошо. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.
- А есть ли права у вас, у детей?
Существуют ли документы, где прописаны права ребенка? Давайте разберемся. (Заслушиваются ответы детей.)
Воспитатель: Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы:
Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.
В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека
- А что такое Декларация?
Декларация – это некое официальное заявление о чем-либо.
Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей.
Однако декларации имеют лишь рекомендательный характер, ее нормы не обязательны для исполнения.
Другое дело - конвенция; это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал 20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была принята и в нашей стране.
Эта Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей. Сегодня мы познакомимся с некоторыми правами ребенка, прописанными в данном документе.
Дети читают стихи и держат в руках табличку с номером статьи по Конвенции.
1. Только ты на свет родился,
Право первое твое:
Получи, чтоб им гордиться
Имя личное свое. Статья 7.
2. Очень трудно самому,
жить на свете одному.
Правом с мамой жить и с папой
Пользуйтесь везде, ребята. Статья 9
3. Есть еще такое право
помнить думать и творить
и другим свои раздумья,
если хочешь подарить. Статья12, 13, 14.
4. Я росточком не доволен
И пока не так силен,
Но не смей мне делать больно
Есть у нас такой закон. Статья 32
Чтобы вы не забыли о том, какими правами обладаете, я хочу подарить вам вот такую памятку, которая называется «Мои права и обязанности». Рассмотрите ее. (Воспитатель раздает памятки «Мои права и обязанности» .
IV. Обязанности.
Воспитатель: А теперь давайте поговорим об обязанностях. А обязанности у вас есть?
Ответы детей.
Воспитатель: Главный закон нашей страны называется «Конституция РФ». Вот в ней-то об обязанностях и написано. А вот какие у вас есть обязанности, которые внесены в Конституцию РФ:
вы сейчас прочитаете и запомните.
1. Обязанности:
1. Соблюдать законы.
2. Охранять природу НА ДОСКЕ
3. Защищать отечество.
4. Заботиться о родителях.
5. Получить образование.
5. Закрепление. Анализ предложенных ситуаций.
Воспитатель: Ребята, вы теперь знаете, какими правами обладает каждый ребенок и какие обязанности должен выполнять каждый. Проверим, как вы можете различать права и обязанности.
Воспитатель: Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается».
Я буду рассказывать вам о каком-то праве, а вы, ребята, будете отвечать: разрешается или запрещается.
1. Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается)
2. С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить –
Это (разрешается).
3. Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают.
Это (запрещается).
4. Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться,
Это – (разрешается).
5. Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить –
Это (разрешается).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием – назвали все права, о которых мы сегодня говорили.
Воспитатель: а теперь ответьте на такой вопрос – бывают ли права без обязанностей? давайте подумаем вместе (беседа, ответы детей)
6. Подведение итогов беседы. Рефлексия.
Воспитатель:
Вот и подошел к концу наш час общения. Мы хорошо поработали, узнали много нового и полезного для каждого из вас.
Спасибо за внимание. Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах.
Памятка «Твои права и обязанности»
Возраст Права Обязанности
6 лет • совершать мелкие бытовые сделки,;
• совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;
• совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями или другими людьми, с согласия родителей для определенной цели или свободного распоряжения. • слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и внимание, за исключением случаев пренебрежительного, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения или оскорбления;
• получить основное общее образование (9 классов);
• соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.
8 лет • на участие в детском общественном объединении. • соблюдать устав, правила детского общественного объединения
10 лет • на учет своего мнения при решении в семье любого вопроса затрагивающего его интересы;
• быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;
• давать согласие на изменение своего имени и фамилии, на восстановление в родительских правах кровных родителей, на усыновление или передачу в приемную семью.
11 лет Ответственность:
помещение в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для детей и подростков, не подлежащих уголовной ответственности (прекращенное уголовное дело в отношении несовершеннолетних или материалы об отказе в его возбуждении). До рассмотрения судьей материалов о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, такие лица могут быть направлены на срок до 30 суток в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел на основании постановления судьи.
14 лет • самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав;
• требовать отмены усыновления;
• давать согласие на изменение своего гражданства;
• работать в свободное от учебы время с согласия одного из родителей не более 4-х часов в день с легкими условиями труда;
• заключать любые сделки с согласия родителей, лиц, их заменяющих;
• самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;
• самостоятельно осуществлять права автора произведений науки, литературы или изобретения, или другого результата своей интеллектуальной деятельности;
• вносить вклады в банки и распоряжаться ими;
• участвовать в молодежном общественном объединении.
• получить паспорт гражданина Российской Федерации
• выполнять трудовые обязанности в соответствии с условиями контракта, правилами учебного и трудового распорядка и трудовым законодательством;
• соблюдать устав, правила молодежного общественного объединения.
• нести дисциплинарную ответственность за трудовые нарушения;
• нести специальную уголовную ответственность (за отдельные виды преступлений).
15 лет • работать с согласия профсоюза не более 24 часов в неделю на льготных условиях, установленных трудовым законодательством Ответственность: исключение из образовательного учреждения за неоднократные, грубые нарушения устава
16 лет • вступать в брак при наличии уважительных причин с разрешения органа местного самоуправления;
• работать не более 36 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством;
• быть членом кооператива, акционерного общества;
• быть признанным полностью дееспособным (получить все права 18-летнего) по решению органа опеки и попечительства (с согласия родителей) или суда (в случае работы по трудовому договору или занятия предпринимательской деятельностью с согласия родителей). • в случае признания полностью дееспособным выполнять все обязанности, характерные для совершеннолетнего гражданина;
• нести административную ответственность в особом порядке;
• нести полную уголовную ответственность (за любые преступления).
17 лет Для юношей: встать на воинский учет: пройти медицинскую комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство