Шкурупий Наталья
Коррекция психических процессов у младших школьников с нарушением интеллекта с помощью игр на уроках математики
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекция психических процессов у младших школьников с нарушением интеллекта с помощью игр на уроках математики.
[/b]
Автор статьи: учитель начальных классов
Благовещенской общеобразовательной школы-интернат
Шкурупий Наталья Викторовна.
Среди учебных предметов, вызывающих трудности в освоении у умственно отсталых детей, математика занимает ведущее место. Абстрактный характер математического материала, который необходимо анализировать и обобщать, делая определённые выводы, недостаточное владение математической памятью создаёт особые трудности в освоении математики детьми – олигофренами. Утомляемость детей на уроках математики повышена, поэтому уроки должны быть интересными, занимательными. Без наглядных пособий, шаблонов и трафаретов таким детям труднее воспринимать материал. При создании определённых условий умственно отсталые дети могут активнее включаться в учебный процесс и актуализировать свои потенциальные возможности.
Публикация «Коррекция психических процессов у младших школьников с нарушением интеллекта с помощью игр на уроках математики» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- ЗПР. Задержка психического развития
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Психология школьников
- Темочки
Одним из таких условий и стало применение игровых технологий, разработанных на программном материале, непосредственно связанном с темами и целями уроков математики. Игровые моменты делают процесс познания более продуктивным.
В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счёте, решать задачи. Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, чётко выполнять задания, соблюдая правила игры.
Дидактические игры и упражнения создают особый микроклимат для развития творческих способностей, коррекции психических процессов : внимания, памяти, мышления, воображения; формирования положительного отношения к обучению на уроках математики. Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, прочному усвоению знаний, умений и навыков, вызывает положительное отношение к учебной деятельности на уроках математики, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки.
Дидактические игры должны быть доступны всем учащимся, интерес к играм, которые требуют напряжения мысли, появляется не всегда и не у всех детей сразу, поэтому игры следует вводить постепенно, не оказывая давление на детей.
Учащихся 1 и 2 классов в большинстве своем привлекает не учебный процесс, не серьёзная учебная деятельность, а совершенно другие стороны учебного процесса : внешняя школьная обстановка, школьные принадлежности, игры с товарищами и т. д., но благодаря систематическому применению на уроках математики игр и игровых упражнений к 3 и 4 классу появляются более широкие возможности для коррекции учебной деятельности.
На основании имеющихся рекомендаций для проведения уроков по математике приходится очень тщательно отбирать игровой материал, имеющийся арсенал постоянно пополняется, что значительно облегчает проведение уроков.
Игры используются мною на различных этапах урока. Большое внимание уделяю устному счёту, стараюсь разнообразить формы устной работы с помощью таких игр как : «Поезд», «Полетим на Луну», «Волшебное дерево», «Волшебный треугольник». Для закрепления знаний при вычислении использую игры: «Молчанка», «Торопись да не ошибись», «У кого примеров больше».
Для разминок применяю игры «Магические квадраты», «Кто внимательнее».
Применяю игры и игровые упражнения при проведении оргмомента, при проверке домашнего задания, при объяснении и закреплении нового материала, на физминутках, развлекательных минутках: «Шифр темы урока», «Таблица Шульте», выкладывание на парте цифр, букв, знаков с помощью подручных средств (пуговицы, бусинки, зерна и т. п.). Перечень материала очень разнообразен, дети с умственной отсталостью проявляют интерес, когда при проведении занятий используется различная наглядность.
При проведении игр применяю разнообразные дидактические материалы : строительные конструкторы, геометрическое лото, плоские и объемные геометрические фигуры, разнообразные мелкие предметы (пуговицы, бусинки, зерна и т. п., ящики с песком, сенсорные модели, массажные коврики, массажёры, математические конструкторы и т. д.
Интересную работу веду с геометрическим материалом. С помощью игр учащиеся получают представления о геометрических телах, учатся сравнивать зрительно, логически, на ощупь, давать оценку своим действиям. Приведу примеры некоторых их них: «Достань из волшебного мешочка нужный предмет», «Расставь тела в нужные кружки».
Игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать психические процессы детей. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта на данном конкретном уроке.
В ходе работы я сделала вывод, что игра может быть использована как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в коррекции психических процессов учащихся.
Игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения. Таким образом, игра - это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой дети успешно усваивают математические понятия, решают данные задания и корригируются психические процессы.