Папки-передвижки

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности

Анна Александровна
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности

Формирование коммуникативных умений младших школьников – очень актуальная проблема в настоящее время. Так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Публикация «Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности» размещена в разделах

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие своевременное качество образования, не маловажная роль в этом отводится начальной школе.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) предлагает формировать коммуникативные универсальные учебные действия для адаптации ребенка в социуме.

Коммуникативные умения обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Для реализации в начальном образовании доступны следующие виды внеурочной деятельности:

1) Игровая деятельность;

2) Познавательная деятельность;

3) Проблемно-ценностное общение;

4) Досугово-развлекательная деятельность;

5) Художественно – эстетическое творчество;

6) Социальное творчество;

7) Трудовая деятельность;

8) Спортивно-оздоровительная деятельность;

Во внеурочной деятельности возможно применение различных упражнений и игр, которые направлены на формирование коммуникативных учебных действий.

Каково же значение коммуникативной компетенции младшего школьника?

Во - первых, она влияет на учебную успешность. Например, если ученик стесняется отвечать у доски, его реальный ответ будет хуже имеющих знаний, и соответственно, оценка будет ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.

Во – вторых, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребенка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт. И напротив, неумение контактировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение неприятности.

В - третьих, коммуникативная компетенция может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности, но и благополучия будущей жизни.

Исходя, из выше изложенного, во внеурочное время, в своём классе я стараюсь использовать разные формы виды работ на формирование коммуникативной компетенции младших школьников.

Например,

1) мы много рассказываем с учащимися на определенные темы. (О природе, о здоровье, семье и т. д.)

2) Воспитанники готовят свои выступления на заданные темы. А также без подготовки делаем сообщения. Учащиеся высказывают свои мнения, доказывают свою точку зрения.

3) Проводим диалогическую форму общения.

Сюда входят ролевые, деловые, познавательные игры. Некоторые дети участвуют в качестве ведущих на мероприятиях. Участвуют в проектах.

Приступая к работе нужно помнить, что только хорошо продуманная система может дать положительные результаты.

Однако я думаю, что формирование базовых компетенций урочной деятельности недостаточно. Как бы ни был насыщен урок, личность развивается в общении, в неформальной обстановке.

Внеурочная деятельность расширяет рамки школьной программы:

- формирует любознательность,

-повышает эрудицию школьников,

-создаёт ситуацию успешности для всех учеников, и сильных, и слабых.

Составляющими коммуникативных умений являются:

-умение слушать;

-умение понимать и принимать мнение другого;

-умение решать конфликт;

-умение адекватно оценивать себя и других.

В классе я с детьми провожу разные мероприятия, игры, конкурсы, беседы, инсценировки сказок, ролевые игры и т. д.

Например, в 3 классе можно проводить игру «Пожелание». Цель этой игры – развитие коммуникативных навыков. Игра «Продолжи сказку», эта игра побуждает детей фантазировать, развивать речь, также способствует формированию культуры поведения. Мероприятия, которые мы проводим по формированию коммуникативных качеств, убеждают в том, что правильно подобранные средства, методы значительно влияют на развитие коммуникативных качеств у младших школьников.

Таким образом, формирование коммуникативных качеств "даёт" ребёнку некую жизненную ориентацию, представление о главных жизненных ценностях, самооценку и конкретную характеристику стиля жизни ребенка.

Есть много игр на формирование коммуникативных компетенции… Я вам подготовила картотеку игр, и Вы, уважаемые коллеги, увидите описание различных игр в этой картотеке.

Младший школьный возраст очень благоприятен для овладения коммуникативными навыками. Формирование коммуникативной компетенции – это обучение на основе общения. Жизнь – это общение. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. Речь помогает ребёнку не только общаться, но и познать мир.

Итак, внеурочная деятельность оказывает большое влияние на формирование коммуникативной компетенции младших школьников, так как личность развивается в общении, творчестве, неформальной обстановке. Важно помнить, что обучение общению — не только задача педагога. Этот вопрос должен решаться совместными усилиями учителя, логопеда, психолога и конечно же семьи, ведь именно здесь закладываются его первые основы.

Литература:

1. Сергеев, И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие / И. С. Сергеев, В. И. Блинов. - М. : АРКТИ, 2007.

2. Зайцева, К. П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно- воспитательной деятельности /К. П. Зайцева // Начальная школа плюс до и после. - 2011.

Публикации по теме:

Формирование духовно-нравственных ценностей в начальной школе во внеурочной деятельности Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Сущность и задачи духовно-нравственного воспитания и развития раскрывались.

Игровая деятельность как средство формирования коммуникативной компетенции старших дошкольников с нарушением слуха Доклад подготовила воспитатель структурного подразделения "Детский сад" школы - интернат №23 г. Белгород Кондрашина Маргарита Александровна.

Организация внеурочной деятельности младших школьников Доклад на методическом объединении «Организация внеурочной деятельности младших школьников» 1. Понятие «внеурочная деятельность» В целях.

Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников Цель: Поделиться своими находками, чтобы коллеги могли использовать их в своей работе. Актуальность:  На мой взгляд, позитивное содержание.

Формирование словарного запаса и запаса знаний об окружающем мире у младших школьников Словарный запас ребёнка-школьника является важнейшей характеристикой его интеллектуального развития. Ведь именно в 6 -7 летнем возрасте.

Формирование элементарных знаний о правах ребёнка в коммуникативной деятельности ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ Тема: Формирование элементарных знаний о правах ребенка в коммуникативной.

Формирование здорового образа жизни у младших школьников Младший школьный возраст – это период, когда у ребенка особенно выражена потребность в двигательной активности. Основными задачами этого.

Изобразительная деятельность как средство развития коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста. В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений. Коммуникативная деятельность всегда начинается.

Картотека игр. Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Уточнение представлений детей о схеме тела и ближайшем окружении. «Ушки на макушке». Цель: закреплять направления пространства в схеме.

Виды учебной деятельности по формированию мышления младших школьников на уроках математики Виды учебной деятельности по формированию мышления младших школьников на уроках математики. Развитие у детей логического мышления - это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности
Опубликовано: 5 ноября 2018 в 14:36
+139Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Анна Александровна (УИ 1695644) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД