Анна Александровна
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности
Формирование коммуникативных умений младших школьников – очень актуальная проблема в настоящее время. Так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Публикация «Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Начальная школа. 1-4 классы
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие своевременное качество образования, не маловажная роль в этом отводится начальной школе.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) предлагает формировать коммуникативные универсальные учебные действия для адаптации ребенка в социуме.
Коммуникативные умения обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Для реализации в начальном образовании доступны следующие виды внеурочной деятельности:
1) Игровая деятельность;
2) Познавательная деятельность;
3) Проблемно-ценностное общение;
4) Досугово-развлекательная деятельность;
5) Художественно – эстетическое творчество;
6) Социальное творчество;
7) Трудовая деятельность;
8) Спортивно-оздоровительная деятельность;
Во внеурочной деятельности возможно применение различных упражнений и игр, которые направлены на формирование коммуникативных учебных действий.
Каково же значение коммуникативной компетенции младшего школьника?
Во - первых, она влияет на учебную успешность. Например, если ученик стесняется отвечать у доски, его реальный ответ будет хуже имеющих знаний, и соответственно, оценка будет ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.
Во – вторых, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребенка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт. И напротив, неумение контактировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение неприятности.
В - третьих, коммуникативная компетенция может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности, но и благополучия будущей жизни.
Исходя, из выше изложенного, во внеурочное время, в своём классе я стараюсь использовать разные формы виды работ на формирование коммуникативной компетенции младших школьников.
Например,
1) мы много рассказываем с учащимися на определенные темы. (О природе, о здоровье, семье и т. д.)
2) Воспитанники готовят свои выступления на заданные темы. А также без подготовки делаем сообщения. Учащиеся высказывают свои мнения, доказывают свою точку зрения.
3) Проводим диалогическую форму общения.
Сюда входят ролевые, деловые, познавательные игры. Некоторые дети участвуют в качестве ведущих на мероприятиях. Участвуют в проектах.
Приступая к работе нужно помнить, что только хорошо продуманная система может дать положительные результаты.
Однако я думаю, что формирование базовых компетенций урочной деятельности недостаточно. Как бы ни был насыщен урок, личность развивается в общении, в неформальной обстановке.
Внеурочная деятельность расширяет рамки школьной программы:
- формирует любознательность,
-повышает эрудицию школьников,
-создаёт ситуацию успешности для всех учеников, и сильных, и слабых.
Составляющими коммуникативных умений являются:
-умение слушать;
-умение понимать и принимать мнение другого;
-умение решать конфликт;
-умение адекватно оценивать себя и других.
В классе я с детьми провожу разные мероприятия, игры, конкурсы, беседы, инсценировки сказок, ролевые игры и т. д.
Например, в 3 классе можно проводить игру «Пожелание». Цель этой игры – развитие коммуникативных навыков. Игра «Продолжи сказку», эта игра побуждает детей фантазировать, развивать речь, также способствует формированию культуры поведения. Мероприятия, которые мы проводим по формированию коммуникативных качеств, убеждают в том, что правильно подобранные средства, методы значительно влияют на развитие коммуникативных качеств у младших школьников.
Таким образом, формирование коммуникативных качеств "даёт" ребёнку некую жизненную ориентацию, представление о главных жизненных ценностях, самооценку и конкретную характеристику стиля жизни ребенка.
Есть много игр на формирование коммуникативных компетенции… Я вам подготовила картотеку игр, и Вы, уважаемые коллеги, увидите описание различных игр в этой картотеке.
Младший школьный возраст очень благоприятен для овладения коммуникативными навыками. Формирование коммуникативной компетенции – это обучение на основе общения. Жизнь – это общение. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. Речь помогает ребёнку не только общаться, но и познать мир.
Итак, внеурочная деятельность оказывает большое влияние на формирование коммуникативной компетенции младших школьников, так как личность развивается в общении, творчестве, неформальной обстановке. Важно помнить, что обучение общению — не только задача педагога. Этот вопрос должен решаться совместными усилиями учителя, логопеда, психолога и конечно же семьи, ведь именно здесь закладываются его первые основы.
Литература:
1. Сергеев, И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие / И. С. Сергеев, В. И. Блинов. - М. : АРКТИ, 2007.
2. Зайцева, К. П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно- воспитательной деятельности /К. П. Зайцева // Начальная школа плюс до и после. - 2011.