Миронова Ольга Михайловна
Музыкально-литературное развлечение праздника Сретенье «Как звери весну встречали»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкально-литературное развлечение праздника Сретенье.
"Как звери весну встречали"
Цель: Познакомить с обрядом встречи весны, с праздником Сретенье. Приобщить детей к русской традиционной культуре
Задачи:
Обучающие:
• Закреплять знания детей о русских народных играх и развлечения в зимнюю пору, поддерживать интерес детей и родителей к истокам русской национальной культуры;
• Закреплять знание детьми характерных признаков зимы и весны, тренировать в отгадывании загадок, запоминании русских народных закличек, пословиц, поговорок, разучить русские народные игры, формировать активную речь.
Развивающие:
• С помощью русских народных закличек, народных игр со словами развивать память, мышление, наблюдательность. Развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений;
Воспитательные:
• Прививать желание участвовать в совместных русских народных играх, воспитывать любовь к русским народным зимним традициям, играм и развлечениям.
• Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.
Предварительная работа:
• Беседа с детьми о традиционном праздновании Сретенья.
• Разучивание музыкального репертуара с детьми (русские народные игры, пословицы, заклички, поговорки и т. д.).
Ход развлечения
Под весёлую русскую народную мелодию дети забегают в зал: каждый мальчик отведя руки назад и подавши их девочке «везёт» девочку по залу.
Ведущая:
В ледяной карете мчится
Зимушка – зима.
Ветер крыльями стучится
В сонные дома.
Расцветают скверы, парки
Снежной белизной.
И мороз возводит арки
Над тропой лесной.
1 ребёнок: Нам зима не пожалела
Своей краски чистой, белой.
Лес, дороги и поля —
Белоснежна вся земля.
Тёмный цвет почти пропал,
Даже зайчик белым стал.
2ребёнок: Снова в заботах зима-рукодельница —
Пусть потеплее природа оденется.
Много зима заготовила пряжи,
Белые вещи без устали вяжет:
Сонным деревьям — пушистые шапки,
Ёлочкам — варежки вяжет на лапки.
Шила, вязала и очень устала!
- Ах, поскорее весна бы настала…
Все дети: Не мети, не мети,
Зимушка, снегами,
А приходи к нам в гости
С танцами, стихами.
Зима: Иду – иду-у-у, снега намету!
Вас в танце вихрем закружу!
Хоровод «Зимушка»
Ведущая: Зимушка, хрустальная,
Снегом не труси
И морозу морозить не вели.
Видишь - зайчики сидят
И от холода дрожат.
Зайчики: Кто нас пожалеет, лапки нам согреет?
Ребёнок: Мы вас пожалеем, лапки вам согреем.
Предлагаем научиться в танце весело кружиться
Танец «Зимние забавы» под песню «Снег и ёлки, ледяные горки»
Во время танца на стульчик садится ребёнок – Медведь и притворяется спящим.
Ведущая: Ой, дети, а кто это спит? Мы с вами заигрались и не увидели, что тут медведь спит. Посмотрите он уже просыпается.
Ой беда – разбегайтесь кто куда.
Игра «Не будите медведя»
Из числа играющих выбирается медведь. На одном краю площадки обозначается дом медведя – берлога, в которой он спит. На другом – встают дети. Играющие хором читают стихотворение И. Токмаковой
- Как на горке - снег, снег,
И под горкой - снег, снег,
И на елке - снег, снег.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише. Не шуметь.
Во время произнесения текста игроки идут к «берлоге», имитируя скольжение на лыжах. По сигналу взрослого: раз-два-три – лови! Ребята стараются убежать от «проснувшегося» медведя и вернуться на линию старта. Выигрывают те дети, кому удастся большее количество раз остаться непойманными.
Ведущая: Проснулся медведь после зимней спячки – значить зиме конец скоро. (Обращается к Зиме)
-Спасибо тебе, Зимушка, что в гости к нам пришла и столько радости ребятам принесла.
Много радости принесла нам зима! Но всему свое время. Впереди ждет нас весна, где будут новые встречи и интересные весенние игры, и развлечения.
Назовите последний месяц зимы. (ответы детей)
О чём он задумался? Вы, знаете? Послушайте стихотворение.
Ребенок:
О чем задумался Февраль,
Забыв метельные забавы?
Притихла снеговая даль,
Ей слышно: шевелятся травы,
Еще немного – и ручьи
С веселым гомоном прольются,
Вернуться шумны грачи
Дни соловьиные вернуться.
Ведущий: Вот февраль ждёт, когда вернутся грачи, а когда они прилетают?
(ответы детей).
Ведущий: Правильно, ребята весной.
Середина февраля – уходит зима, скоро к нам придет весна
В феврале, говорят солнце поворачивает на лето, а зима на мороз. Так что хочешь или нет придётся тебе, Зимушка с Весной встречаться, именно сегодня 15 февраля праздник справляется, на Руси он называется Сретенье Господне. В этот день вы - соревнуетесь, и та, что победит до конца месяца хозяйкой будет.
- Ребята, а знаете вы, как когда-то весну встречали? Люди из теста выпекали «жаворонков», с ними выходили во двор и говорили:
«Вылети, птичка горою, вынеси лето с собою»
-Дети, а какие вы знаете народные приметы?
1ребёнок: Если на Сретенье петух воды под порогом напьётся, то в траве бык напасётся.
2ребёнок: Как на Сретенье капает из крыш, так в июле будет капать мёд.
3ребёнок: Февраль говорил: «Если бы мне такую силу как у января, я бы быку рога обломал.»
Ведущая: Вот-вот, Зимушка пропадает твоя силушка. Посмотри, зверята уже в лес отправились Весну искать.
Инсценировка «Весенняя сказка» Зайчик (выходит на полянку). Ох надоели мне морозы и метели! Наголодовался я зимой! Шубка совсем обносилась. Пойду-ка я Весну искать. (Обращается к синичке, которая летит ему на встречу). Синичка! Ты всюду летаешь, всё замечаешь. Скажи, не встречала ли ты Весну?
Синичка: Ещё в нашем лесу снега лежат, но первый ручеёк мне сегодня прозвенел, что весна близко.
Зайчик (радостно подпрыгивает). Так быстрей пойдём её встречать!
И пошли они вдвоём на встречу весне. Вдруг выкатилось на небо ясное Солнышко!
Солнышко: Добрый день, друзья!
Синичка и зайчик: Здравствуй, любимое Солнышко!
Солнышко: А куда это вы торопитесь?
Синичка и зайчик: Весну встречать.
Синичка: Не видишь ли ты его сверху?
Солнышко: Пошлю я всех своих лучиков-гонцов на все тропинки-дорожки, что к лесу ведут…
Зайчик (с нетерпением) видишь ли ты Весну?
Солнышко (радостно). Вижу! Вон она, за высокими дубами полянку цветами и травами украшает и к нам уже собирается.
Ведущая: Дети, давайте вместе с Синичкой и зайчиком позовём Весну.
Слышны звуки музыки. Группа детей заносит птичек на палочках и поёт.
1Ребёнок: Птицы перелетушки,
Прилетите к нам!
Весну ясную, весну красную
Принесите к нам!
2Ребёнок: Синички – сестрички,
Чечетки- тетки,
Кулички – мужички,
Скворцы – молодцы,
Из – за моря к нам летите,
Весну красную несите:
С шелковой травой,
С жемчужной росой,
С теплым солнышком,
С пшеничным зернышком.
3Ребёнок: Весна, весна красная!
Приди, весна, ясная,
Приди, весна, с радостью,
Приди весна с милостью!
С солнцем горячим,
С дождем обильным,
Принеси урожай
В наш родимый край!
4Ребёнок: Жаворонки прилетите к нам,
Красно летечко принесите нам! Девочка: Ой, Жаворонок, ранняя птичка, почему так рано прилетел?
Жаворонок (держит в руках золотой ключик) Я вам золотой ключ принёс. Правой рукой лето отмыкать, а левой зиму замыкать.
Ведущая: Люди верили, что птицы-жаворонки на своих крыльях золотые ключи приносят, которыми замыкают холодную зиму и отмыкают лето.
Игра «Жаворонок»
Выбирается один ребенок жаворонок. Дети становятся в круг, идут по кругу и поют:
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве.
«Жаворонок» (водящий ребенок) с колокольчиком двигается поскоками внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год!» Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится «Жаворонком».
Звучит весенняя мелодия
-Слышу, дети Весна совсем близко. Прислушайтесь, дети – это же весенние ручейки поют, вот и подснежник проснулся. Слышите, как тают сосульки и звеня падают на землю?
Весна идёт, весна идёт!
Весну встречайте дети!
Она вам песни принесёт,
Венки и чудные цветы!
Весна (заходит)
Я Весна, Весна красная!
Пришла Весна с милостью
С Солнцем горячим,
С дождем обильным
Принесла урожай
В ваш счастливый край!
Хоровод «Веснянка» (ой бежит кругом вода)
Весна: Здравствуйте, ребята! Услышала я, как вы меня звали, вот в гости и пришла. Не надоела ли вам зима, холодная да сердитая?
Дети: Надоела!
Ведущая: Ждем, Веснушка, тебя, не дождемся.
Раздается вой ветра. (В зале появляется Зима)
Зима: Это я вам надоела? Да я все еще сильна. Не пущу тебя, Весна, на землю.
Ведущая: Не страшны нам, Зима, твои угрозы. Не боимся мы тебя.
Зима: А вот я сейчас это проверю.
Проводится русская народная зимняя игра-хоровод «Мороз»
Это хороводная игра с элементами салок. Перед игрой выбирают считалкой водящего – «Мороза». Дети встают в круг и берутся за руки. «Мороз» встает в центр круга. Водят хоровод и говорят:
«Идет Зимушка-Зима,
У ней белая коса.
С ней идут три тетки –
Белые поддевки:
Метель, Вьюга да Пурга.
У тех теток есть слуга:
Злющий дядька Мороз,
Кого схватит – тот замерз!»
После этих слов дети разбегаются, а «Мороз» старается их осалить, «заморозить». Тот, кого морозу удалось осалить должен замереть на месте, расставив руки в сторону. Остальные игроки могут его «разморозить» – бросить в него снежком (и, конечно, попасть). Когда все игроки, кроме одного, заморожены, игра заканчивается и последний, самый ловкий игрок, становиться новым «Морозом».
Зима: И правда, совсем меня не боятся озорники.
Весна: Да что тебя, Зимушка, бояться. Снег уже почти растаял, только одни маленькие сугробы остались. Нам с детьми легко с ними справиться.
Ребёнок. Раз — два — три — четыре — пять. В ручейки хотим играть.
Игра «Ручейки»
(Участвует 2 команды по 4 человека. Перед каждой командой на полу раскладываются 3–4 «сугроба» из простыней. Дети встают друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. По сигналу команды-«ручейки» обегают «сугробы» «змейкой» и так же возвращаются на свои места)
Весна: Волшебной палочкой взмахнув,
Сугробы быстро растопила
И сразу же не отдохнув,
Ручьям дорогу проложила.
Давай, Зимушка, силою померяемся.
Зима: Давай. Только я тебя все равно сильнее тебя.
Ведущая: Зимушка, Весна! Не соритесь! Вы обе хорошие, добрые, весёлые, дарите людям радость. Но ты, Зимушка устала и тебе нужно отдохнуть, что бы Весне дорогу освободить.
1 Ребёнок: Прощай, Зима! Спасибо за снежинки,
За лёд хрустальный, вьюги и мороз,
За зимние чудесные картинки,
Что подарил с любовью Дед Мороз.
2 Ребёнок: Прощай, Зима! Тебя мы не забудем,
И будем ждать, как ждут всегда друзей.
Зима-красавица, тебя мы очень любим,
И через год мы встретимся, поверь!.
Зима: Уже сложила в чемодан
Свои роскошные одежды.
Тут шуба, жемчуга, сафьян
И даже шаль с отделкой снежной.
Ну что ж прощайте, детвора.
За зиму вы поздоровели.
Пошли на пользу и мороз и снег –
Щёчки ваши покраснели.
Не скрою, буду я скучать
И новой встречи с вами ждать,
А через год вернусь я снова
Сказкой снежною опять.
Зима уходит
Ребёнок: Весна с улыбкой шлет привет
Проснувшейся природе;
Всё после зимних бурь и бед
Вздохнуло на свободе.
Бессильно зляся и ворча,
Зима, старуха злая,
Бежит, от жаркого луча
Под солнышком сгорая.
Весенний хоровод – «Весну звали, лето ждали»
Ведущая: Ушла уже от нас Зима, а я вспомнила ещё один обычай. На Сретенья люди шли в храм и освещали свечку, которую потом называли сретенской, и берегли её целый год.
Когда случалась непогода – буря, гром, молния, то зажигали эту свечку. Так пусть эта свеча защитит нас всех и наш край, нашу родную землю от беды.
Весна: Пора нам прощаться, а мне в путь дорогу собираться.
Пойду я лесами и лугами,
Покрою землю цветными коврами.
Я теплом людей согрею
И здоровья всем навею.
Весна дарит всем «жаворонков», желает счастья.