Елена Киселёва
Организация внеурочной деятельности младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на методическом объединении «Организация внеурочной деятельности младших школьников»
1. Понятие «внеурочная деятельность»
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся основная образовательная программа предусматривает внеурочную деятельность. План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы.
Темочки:
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Сегодня, существует массу точек зрения, на определение понятия «внеурочная деятельность», рассмотрим некоторые из них.
Ильина Т. И, внеурочную деятельность называет воспитательную работу, проводимую классными руководителями и учителями-предметниками с учащимися своей школы.
Советова Е. В. считает, внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
2. Виды и направления:
Во внеурочной деятельности, так же, как и в любом другом виде деятельности, существует свои виды и направления.
Виды внеурочной деятельности :
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
проблемно-ценностное общение;
досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
художественное творчество;
социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
трудовая (производственная) деятельность;
спортивно-оздоровительная деятельность;
туристско-краеведческая деятельность.
В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности : спортивно-оздоровительное; художественно-эстетическое; научно-познавательное; военно-патриотическое; общественно полезная и проектная деятельность.
Виды и направления внеурочной деятельность школьников находятся в тесной взаимосвязи между собой.
Опытные учителя знают, что очень часто интерес к предмету, выбору профессии, происходит под влиянием внеурочной работы.
3. Функции
Функции внеурочной деятельности в школе :
1) образовательная - обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;
2) воспитательная - обогащение и расширение культурно-нравственного уровня учащихся;
3) креативная - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;
4) компенсационная - освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;
5) рекреационная - организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизиологических сил ребёнка;
6) профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию;
7) интеграционная - создание единого образовательного пространства школы;
8) функция социализации - освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;
9) функция самореализации — самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.
4. Роль
Таким образом, внеучебная деятельность – это обеспечение всестороннего и гармоничного развития школьника, которая должна усилить интерес к изучению того или иного элемента.
Роль внеучроной деятельности велика. За пределами круга знаний, определенного школьными программами, остается немало увлекательных, ярких страниц.
Внеурочная деятельность предполагает добровольное участие и самостоятельность, которая направляется учителем и способствует углубленному знанию учащихся по предмету, развивающих их познавательные интересы и способности.
Во взаимосвязи учебной и внеурочной деятельности ведущее место принадлежит учебной. В тех случаях, когда данная взаимосвязь нарушается и внеурочная деятельность строится лишь на интересе учащихся, это приводит к тому, что ученик плохо успевает по предмету.
5. Театрализация как метод работы внеурочной деятельности младших дошкольников.
Организация детского досуга не может обойтись без внесения элементов художественности, в частности театрализации. Показ, оживление, художественное осмысление того или иного факта, документа, события являются сутью театрализации как творческого и художественно педагогического метода
Театрализация как специфический творческий метод способствует превращению игровой программы, праздника, представления, концерта в бифункциональную форму искусства, в котором «информационно педагогическая функция соединяются с художественно эстетической».
И. М. Туманов указывает, что «театрализация помогает возникновению у каждого участника детского праздника и других зрелищных форм потребности к действию, к сотворчеству».
Театрализация предполагает не только особую организацию материала для младших школьников, но и игровую основу их деятельности. Педагогика, философия и психология рассматривают игру как форму моделирования социальных отношений, как одно из важнейших средств воспитания. Еще А. В. Луначарский подчеркивал, что «слово «игра» принадлежит к числу величайших на языке человеческом и знаменует собой понятие необычайной широты. Игра в значительной степени является основой всей человеческой культуры».
Значение театрализации в современном мире чрезвычайно велико. Однако воспитательный эффект ее использования целиком зависит от того, в чьих руках и с какой целью этот метод находится и применяется.
Подчеркивая самостоятельную художественную ценность драматургии и режиссуры театрализованных форм досуга, можно с уверенностью говорить об их педагогической значимости, ведь речь идет об искусстве, наиболее тесно связанном с жизнью. В театрализованных формах досуга жизненный материал обрабатывается по всем законам драматургии, пишется и воплощается по правилам сценарного мастерства и режиссуры. Очевидно, как их знание необходимо организатору массовых театрализованных зрелищ и других форм детского досуга.
В основе драматургии массовой досуговой деятельности лежит сценарий. Сценарий — художественно образная основа зрелищного мероприятия. В нем монологи могут чередоваться с диалогами, также описываются все действенные моменты и использование различного рода технических средств. Действие должно быть зрелищным и увлекательным, а сценарий должен быть «зримым», а не просто описательным. Он должен давать ясное представление о том, как все будет происходить в действии.
Приступая к работе над сценарием, необходимо, прежде всего, иметь представление о том, для кого и с какой целью будет проводиться мероприятие. Важно определить его педагогические и художественно творческие задачи, предполагаемый состав участников, художественно эстетические, материальные возможности и запросы, традиции местной аудитории, возрастные и интеллектуальные возможности и запросы участников и зрителей.
Автору сценария следует иметь четкое представление о форме зрелищно игрового досуга, специфике театрализации того или иного вида работы. Он должен решить композиционную задачу сценария, расположение компонентов, составляющих его действие, и установить смысловую и художественно образную связь между ними. Единства действия можно достигнуть при помощи сюжетного или сценарно режиссерского хода, который может стать сквозным стержнем мероприятия.
Сценарий должен иметь начало действия, развитие и кульминацию. Он может содержать в себе игры, художественные номера, развлечения, награждения отличившихся учеников, аттракционы, шествия, фейерверки и многое другое. Все компоненты сценария связываются текстами ведущих, которые зачастую бывают стихотворными, поскольку поэтическая речь всегда выразительна, эмоциональна и наиболее востребована детской аудиторией.
Организатору театрализованного досуга младших школьников важно помнить об их возрастных возможностях восприятия зрелищ, а также о том, что каждая форма массовой досуговой деятельности имеет свои компоненты, составные части, эпизоды. Каждый эпизод тоже должен строиться на основе общих драматургических принципов и иметь кульминационные точки.
От того, насколько грамотно и четко будет составлен постановочный план, как детально он будет разработан, в значительной степени зависит успех проводимого мероприятия.
Постановочный план состоит из двух частей. В первой содержится разработка структуры и основные блоки действия, игры, описание использования звука, света, музыки и четкое чередование эпизодов.
Вторая часть постановочного плана представляет собой монтажный лист, являющийся последовательной записью всех составных элементов досуговой формы.
Каждый эпизод в постановочном плане расписывается следующим образом: его наименование, перечисление участников, место проведения, реквизит, художественное оформление, характер и содержание звукового сопровождения, ответственный за проведение.
Досуговая творческая деятельность младших школьников является одной из ведущих по значимости, поскольку с ее помощью идет процесс формирования коммуникативных качеств учеников, а также она помогает удовлетворению их личностных потребностей.
На технологию организации досуговой деятельности школьников влияют социальная значимость мероприятия, место его проведения и содержание.
Главнейшей педагогической задачей является привлечение всех учащихся к участию в подготовке и проведении конкретной досуговой формы. В ходе подготовки важно, чтобы не только педагоорганизатор, но и его воспитанники понимали цели и задачи мероприятия, могли ответить на вопросы: «Зачем мы это делаем?», «Для кого будет проводиться это мероприятие?», «Какой возраст предполагаемой зрительской аудитории?».
1. Луначарский А. В. Искусство и молодежь. М., 1929.
2. Опарина Н. А. Сценарии и пьесы для детей и юношества. Педагогика театрализованного досуга. М., 2008.
3. Разумный В. А. Выступление на семинаре ВТО: Стенограмма. Текущий архив ВТО. Март, 1979.
4. Туманов И. М. Ради жизни на земле // Культурно просветительная работа. 1975. № 3.
5. Фрумкин Г. М. Сценарное мастерство: кино — телевидение — реклама: Учеб. пос. М., 2008.