Роза Ахтямова
Духовно-нравственное воспитание младших умственно отсталых школьников средствами театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное воспитание младших умственно отсталых школьников через театрализованную деятельность
В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последние пару десятилетий - ухудшение нравственного состояния общества, обеднение его моральных устоев, выражающееся в недостаточном развитии представлений о духовных ценностях, искажении нравственного состояния, эмоционально волевой сферы и социальной незрелости детей и подростков.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание младших умственно отсталых школьников средствами театрализованной деятельности» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- ЗПР. Сценарии праздников и мероприятий
- Начальная школа. 1-4 классы
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Традиционно в качестве содержания работы по нравственному воспитанию рассматривают ознакомление с системой ценностей, усвоение представлений о которых обеспечивает нравственное становление растущего человека. На мой взгляд, содержанием нравственного воспитания является тот опыт, который приобретается ребенком и «взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия в различных видах деятельности, находясь в постоянном взаимодействии со сверстниками.
Наиболее эффективным методом работы в данном направлении при введении ФГОС я считаю духовно-нравственное развитие детей посредством театрализованной деятельности. Ведь именно через нее ребенок может приобрести тот самый необходимый ему опыт, осознание себя как личности, способной правильно оценивать ту или иную жизненную ситуацию и принимать верное решение.
Цель моей работы: духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста через театрализованную деятельность.
Задачи:
• формирование представлений о честности, справедливости, доброте; воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;
• приобщение детей к моральным ценностям (дружба, отзывчивость, взаимопомощь, храбрость);
• поддержание желания детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности
Планируемые результаты:
• повышение уровня нравственной культуры детей младшего возраста;
• повышение уровня приоритетности и общепризнанности в детском коллективе ценностей гуманизма, уважения к окружающему миру, толерантного отношения друг к другу, милосердия, готовности прийти на помощь;
• усиление ориентации воспитанников на духовные ценности
Принципы педагогической деятельности :
1. Принцип дифференцированности - отбор содержания, форм и методов с учетом особенностей группы и каждого ребенка в отдельности.
2. Принцип сотрудничества.
3. Принцип педагогической поддержки.
4. Принцип личностно - ориентированного подхода - уважение личности ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям.
5. Принцип успешности.
В содержание работы по театральной деятельности включаются :
• упражнения на развитие мимики, жестов, пантомимики;
• игры на развитие двигательных способностей;
• упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения;
• музыкально-ритмические композиции;
• театральные этюды;
• подготовка (репетиции) и разыгрывание сказок и инсценировок;
• изготовление реквизитов для пальчикового и конусного театров;
• показ спектаклей для детей, педагогов и родителей.
Анализ практической работы с детьми по театрализованной деятельности.
Сказки несут в себе огромное воспитательное и познавательное значение для ребенка. Задача педагога - донести до сознания ребенка народную мудрость. К. Д. Ушинский писал: «Я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться с педагогическим гением народа». Сказки являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, а это приобщает его к духовному богатству, накопленному человечеством.
Театрализованное проигрывание сказок заставляет волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и в процессе этого создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие большую силу, чем просто рассказ или беседа о них.
Сказки позволяют ребенку уйти от скуки, обыденной жизни, почувствовать неизведанное. Получается, что сказка - правда и вымысел одновременно. «Сказка-ложь, да в ней намек: добру молодцу - урок», - гласит народная мудрость.
Опыт работы показал, что воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны :
манипулируя любым сказочным героем, ребёнок учится взаимодействовать с другими персонажами (с другими детьми).
Тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость… Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей. С удовольствием, перевоплощаясь в полюбившийся образ, обучающийся добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты.
Насыщенная положительными эмоциями игра в кукольный театр позволяет обеспечить закрепление и автоматизацию усвоенных ранее навыков (речевых, эмоциональных) за счет мотивации их многократного повторения условиями актерской работы.
На занятиях разыгрываем сказки с помощью разных видов театра : пальчикового и конусного (изготовленных совместно с детьми); театра на палочках (больших деревянных и маленьких пластиковых); кукольного театра (где используем куклы не только фабричные, но и куклы, изготовленные своими руками). Детям очень нравится играть с атрибутами, которые сделали сами, они их берегут, всегда помнят кто участвовал в изготовлении того или иного сказочного персонажа.
Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи, что позволяет вовлечь ребенка в активную работу.
Часто сочиняем свои сказки, или меняем их концовку, этим мы вносим в сказки еще больше нравственного содержания. Например, в сказке «Колобок» главный герой, убежав из дома, повстречал друзей, которые вместе с ним отправились к «Дедушке и Бабушке на вкусные оладушки…». В сказке «Теремок» медведь не сломал терем, а остался его сторожить, а друзья кормили и поили «Косолапого сторожа». В сказке «Репка» такой герой как «Мышка», призвал других персонажей к занятию физкультурой и этим помог справиться с репкой и т. д.
Дети хотят и любят играть в сказку, это приносит им радость. Воспитанию чувств посвящены многие произведения, написанные для детей, знакомство с которыми и вживание в образы героев в процессе инсценировки формирует доброту, ответственность, сочувствие, жалость, чувство справедливости.
Русские народные сказки, сказки русских писателей и поэтов радуют детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, сочувствием слабому, с лукавством и юмором. Ребенок, входя в сказку, получает роль одного из её героев, приобщается к культуре своего народа, непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое дает силу и стойкость в будущей жизни.
Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны.
При подготовке сценариев для выступлений обязательно подбирается и используется музыкальное сопровождение на выход каждого персонажа, что помогает детям передать характер героя сказки. Также в конце сценки всегда звучит финальная песня, которую артисты поют все вместе, как правило это песни о дружбе, улыбках, детском счастье, радости, взаимовыручке.
Для того, чтобы задействовать всех детей группы в разыгрывании сценки, придумываем новые роли, которые не существуют в данной сказке, например в сценке про «Курочку Рябу», вместо четырех персонажей, выступили 10 детей (у нас был петушок; четыре курочки, которые танцевали для дедушки и бабушки восточный танец; цыпленок, который вылупился из яйца). Танцевальные и песенные номера позволяют обычную, всем знакомую сказку, показать по-новому, что очень нравится и зрителям и самим артистам.
Организованное и самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам.
Выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Ребята принимают активное участие в общешкольных мероприятиях, что способствует воспитанию у них нравственных качеств личности, любви к Родине, уважительного отношения к нравственным ценностям своей семьи. Так были показаны постановки спектаклей: «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Курочка-Ряба», «Колобок». Во время подготовки и проведения праздника, посвященного «Дню Матери», ребята заранее разучивали стихи, приготовили открытки своими руками, для своих мам, показали сценку «Три мамы». Участие детей в праздниках - это не только воспитание ребенка через искусство, но и прежде всего лечение его души: укрепление духовных сил, гармонизация психо-эмоционального состояния. Ведь не секрет, что большинство детей, обучающихся в школе, далеки от мира искусства, живущие зачастую в проблемных и асоциальных семьях, ограничены домом, двором, улицей.
Исходя из выше представленного материала, я с уверенностью могу сделать вывод:
- нравственное воспитание младших школьников более эффективно при использовании русских народных сказок как педагогического средства, если работа по нравственному воспитанию осуществляется целенаправленно в соответствии с намеченным планом; в работе учитываются разные виды деятельности по сказкам; учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей;
- сложившаяся система работы в кружке позволила раскрыть творческий и духовный потенциал каждого ребенка и дала возможность радостного общения со сверстниками и взрослыми;
-приобретение опыта самостоятельной творческой деятельности помогло детям развить уверенность в своих силах, создало привычку самостоятельно искать пути решения творческих задач, умение действовать по собственной инициативе, осуществлять самоконтроль и самооценку своих результатов.
Таким образом, по результатам моей работы можно увидеть, что вовлечение детей в театрализованную деятельность способствовало духовно-нравственному воспитанию детей.