Кранина Елена Анатольевна
Виды учебной деятельности по формированию мышления младших школьников на уроках математики
▼ Скачать + Заказать документы
Виды учебной деятельности по формированию мышления младших школьников на уроках математики.
Развитие у детей логического мышления - это одна из важнейших задач начального обучения. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам - необходимые условия успешного усвоения учебного материала. Каждое логическое задание содержит «некоторый секрет». Для ученика дается задача раскрыть этот секрет.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Математика. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Нужно найти закономерность (правило, по которой составлена первая часть задачи, и применяя метод аналогии, решить вторую часть задачи. Ученику понадобятся не только знания, но и умения наблюдать, сравнивать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их. В основном задания носят творческий характер и способствуют развитию интереса к тому или иному предмету, запоминанию интересных закономерностей, созданию ситуаций, способствующих лучшему усвоению программного материала.
Задания предлагаются в игровой занимательной форме.
Например, для проверки пространственной ориентации детей, можно предложить задание воспроизвести в тетради периодически повторяющийся узор той или иной степени сложности. Образец узора может предъявляться как в виде изображения на доске или карточке, так и в форме инструкций (например, одна клетка влево, одна вверх и т. д.). Можно применять узоры с двумя или более цветами. Можно предложить детям самостоятельно придумать повторяющийся узор.
Используется часто «Мозаика», когда предлагается составить картинки по образцу и попутно можно выполнять дополнительные задания.
Упражнение «Зашифрованный рисунок» дает ребятам первое знакомство с координатной сеткой. Если дети правильно нанесут точки и последовательно соединят их, то получится зашифрованный рисунок.
Смысл задания «Лабиринт» заключается в нахождении пути к определенной цели по соответствующим примерам, задаваемым либо поворотами, либо какими-нибудь характерами.
Можно продолжить закономерность в графической форме, дорисовать недостающие элементы. «Исключи лишнее». Детям нужно объединить предметы, фигуры в группу с общим родовым понятием. Необходимо найти «лишнее» и исключить его.
Более сложный вариант задания предполагает наличие нескольких ответов, исходя из различных оснований классификаций. Например, решение заданий с несколькими вариантами ответов и их обсуждение показывает у детей умение обосновывать свою точку зрения. «Сходство и различие». Учащимся предлагается сравнить между собой различные предметы и понятия, обобщив все имеющиеся сходные признаки и выделив различия.
Приведу некоторые нестандартные задания, способствующие развитию логического мышления на уроках математики.
1. Ответить на вопрос задачи: «На грядке сидят 6 воробьев. К ним прилетели еще 4 воробья. Сколько воробьев на грядке осталось?»
- сформируйте тему сегодняшнего урока. Неправильно сформулирован вопрос задачи. На него отвечать нельзя.
2. Сегодня цифра спряталась в дне недели, которой предшествует субботе. Какая это цифра? Какова тема урока? (Цифра и число 5).
3. Внимательно посмотрите на запись и найдите: лишнее число: 1, 3, 9, 11, 7, 5. Определите: тему урока. (Двухзначные числа.)
Предлагаю эвристические задачи, в которых учащиеся могут оперировать категориями «все», «некоторые», «отдельные» и устанавливать отношения между членами множеств.
1. Задание на перебор вариантов отношений.
2. Установление пространственных, временных и функциональных отношений.
3. Комбинаторные действия, т. е. умение создать новые комбинации из имеющихся элементов. Составьте всевозможные фигуры из данных геометрических элементов.
Логические задачи при изучении нового материала.
- Нахождение закономерностей.
- Знание разрядности чисел.
- Составление задач по данному выражению, а также задач, где известно лишь общие характеристики данных.
Составьте задачу, где известно одно из слагаемых, а другое неизвестно.
Использую задачи с поэтапным усложнением.
Задачи на сравнение вида одинаковые - разные.
Задачи с мысленным наложением двух рисунков друг на друга и их детальным сравнением.
Задания могут быть на определение совпадающих или несовпадающих в пространстве элементов. При решении таких задач можно использовать различные геометрические фигуры и формы для наложения.
Словесно-логические задачи.
- Через 4 года Ване будет на 2 года меньше, чем Славе через 7 лет. Кто старше?
- Через 5 лет Коле будет столько же лет, сколько сейчас Маше.
Кто младше?
На этапе закрепления предлагаю задачи на сообразительность, где проявляется способность учащихся нестандартно мыслить и развивается интуиция.
- Трое играли в шашки. Всего сыграли 3 партии. Сколько партий сыграл каждый? (2).
- По улице идут два сына и два отца. Всего три человека. Может ли так быть?
Чем отличаются и чем похожи данные выражения?
Найди результат, пользуясь решенным примером.
- Сравни числа, записанные в первом и во втором столбиках.
Сумма чисел в первом столбике равна 18. Как быстро можно найти сумму чисел, записанных во втором столбике?
3 13
4 14
5 15
6 16
- Во втором столбике каждое из данных чисел на 10 больше соответствующего однозначного числа первого столбика. Таких чисел 4, значит, сумма будет больше на 40. Она равна 58.
Сравни примеры, найди общее и сформулируй новое правило.
0+1 2+3 3+4 4+5
Вывод: сумма двух последовательных чисел есть число нечетное.
1-0 3-2
2- 1 4-3
Вывод: если из последующего числа: вычесть предыдущее, то получится 1.
В процессе обучения рассуждениям побуждаю учащихся к поискам новых примеров, подтверждающих правильность сделанного вывода, и учу сопоставлять вывод с теми фактами, на основе которых он сделан, искать и такие факты, которые могут опровергнуть вывод, например:
- Сравни выражения, найди общее в полученных неравенствах, сформулируй вывод :
2+3. 2*3 3+4. 3* 4 4+5. 4*5
Вывод: сумма двух последовательных чисел всегда меньше произведения этих же чисел неверный, так как: 0+1 >0*1, 1+2>1*2