Приложение МААМ

Виды учебной деятельности по формированию мышления младших школьников на уроках математики

Кранина Елена Анатольевна
Виды учебной деятельности по формированию мышления младших школьников на уроках математики
▼ Скачать + Заказать документы

Виды учебной деятельности по формированию мышления младших школьников на уроках математики.

Развитие у детей логического мышления - это одна из важнейших задач начального обучения. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам - необходимые условия успешного усвоения учебного материала. Каждое логическое задание содержит «некоторый секрет». Для ученика дается задача раскрыть этот секрет.

Темочки:

Нужно найти закономерность (правило, по которой составлена первая часть задачи, и применяя метод аналогии, решить вторую часть задачи. Ученику понадобятся не только знания, но и умения наблюдать, сравнивать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их. В основном задания носят творческий характер и способствуют развитию интереса к тому или иному предмету, запоминанию интересных закономерностей, созданию ситуаций, способствующих лучшему усвоению программного материала.

Задания предлагаются в игровой занимательной форме.

Например, для проверки пространственной ориентации детей, можно предложить задание воспроизвести в тетради периодически повторяющийся узор той или иной степени сложности. Образец узора может предъявляться как в виде изображения на доске или карточке, так и в форме инструкций (например, одна клетка влево, одна вверх и т. д.). Можно применять узоры с двумя или более цветами. Можно предложить детям самостоятельно придумать повторяющийся узор.

Используется часто «Мозаика», когда предлагается составить картинки по образцу и попутно можно выполнять дополнительные задания.

Упражнение «Зашифрованный рисунок» дает ребятам первое знакомство с координатной сеткой. Если дети правильно нанесут точки и последовательно соединят их, то получится зашифрованный рисунок.

Смысл задания «Лабиринт» заключается в нахождении пути к определенной цели по соответствующим примерам, задаваемым либо поворотами, либо какими-нибудь характерами.

Можно продолжить закономерность в графической форме, дорисовать недостающие элементы. «Исключи лишнее». Детям нужно объединить предметы, фигуры в группу с общим родовым понятием. Необходимо найти «лишнее» и исключить его.

Более сложный вариант задания предполагает наличие нескольких ответов, исходя из различных оснований классификаций. Например, решение заданий с несколькими вариантами ответов и их обсуждение показывает у детей умение обосновывать свою точку зрения. «Сходство и различие». Учащимся предлагается сравнить между собой различные предметы и понятия, обобщив все имеющиеся сходные признаки и выделив различия.

Приведу некоторые нестандартные задания, способствующие развитию логического мышления на уроках математики.

1. Ответить на вопрос задачи: «На грядке сидят 6 воробьев. К ним прилетели еще 4 воробья. Сколько воробьев на грядке осталось?»

- сформируйте тему сегодняшнего урока. Неправильно сформулирован вопрос задачи. На него отвечать нельзя.

2. Сегодня цифра спряталась в дне недели, которой предшествует субботе. Какая это цифра? Какова тема урока? (Цифра и число 5).

3. Внимательно посмотрите на запись и найдите: лишнее число: 1, 3, 9, 11, 7, 5. Определите: тему урока. (Двухзначные числа.)

Предлагаю эвристические задачи, в которых учащиеся могут оперировать категориями «все», «некоторые», «отдельные» и устанавливать отношения между членами множеств.

1. Задание на перебор вариантов отношений.

2. Установление пространственных, временных и функциональных отношений.

3. Комбинаторные действия, т. е. умение создать новые комбинации из имеющихся элементов. Составьте всевозможные фигуры из данных геометрических элементов.

Логические задачи при изучении нового материала.

- Нахождение закономерностей.

- Знание разрядности чисел.

- Составление задач по данному выражению, а также задач, где известно лишь общие характеристики данных.

Составьте задачу, где известно одно из слагаемых, а другое неизвестно.

Использую задачи с поэтапным усложнением.

Задачи на сравнение вида одинаковые - разные.

Задачи с мысленным наложением двух рисунков друг на друга и их детальным сравнением.

Задания могут быть на определение совпадающих или несовпадающих в пространстве элементов. При решении таких задач можно использовать различные геометрические фигуры и формы для наложения.

Словесно-логические задачи.

- Через 4 года Ване будет на 2 года меньше, чем Славе через 7 лет. Кто старше?

- Через 5 лет Коле будет столько же лет, сколько сейчас Маше.

Кто младше?

На этапе закрепления предлагаю задачи на сообразительность, где проявляется способность учащихся нестандартно мыслить и развивается интуиция.

- Трое играли в шашки. Всего сыграли 3 партии. Сколько партий сыграл каждый? (2).

- По улице идут два сына и два отца. Всего три человека. Может ли так быть?

Чем отличаются и чем похожи данные выражения?

Найди результат, пользуясь решенным примером.

- Сравни числа, записанные в первом и во втором столбиках.

Сумма чисел в первом столбике равна 18. Как быстро можно найти сумму чисел, записанных во втором столбике?

3 13

4 14

5 15

6 16

- Во втором столбике каждое из данных чисел на 10 больше соответствующего однозначного числа первого столбика. Таких чисел 4, значит, сумма будет больше на 40. Она равна 58.

Сравни примеры, найди общее и сформулируй новое правило.

0+1 2+3 3+4 4+5

Вывод: сумма двух последовательных чисел есть число нечетное.

1-0 3-2

2- 1 4-3

Вывод: если из последующего числа: вычесть предыдущее, то получится 1.

В процессе обучения рассуждениям побуждаю учащихся к поискам новых примеров, подтверждающих правильность сделанного вывода, и учу сопоставлять вывод с теми фактами, на основе которых он сделан, искать и такие факты, которые могут опровергнуть вывод, например:

- Сравни выражения, найди общее в полученных неравенствах, сформулируй вывод :

2+3. 2*3 3+4. 3* 4 4+5. 4*5

Вывод: сумма двух последовательных чисел всегда меньше произведения этих же чисел неверный, так как: 0+1 >0*1, 1+2>1*2

Публикации по теме:

Формирование экологической культуры младших школьников с ОВЗ в процессе внеурочной деятельности Слайд 1. Для каждого человека понятие «Отечество» неразрывно связано с родной природой. Речка и берег моря, хлебные поля и березовая роща,.

Художественно-эстетическое воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой.

Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе в условиях ФГОС С внедрением новых образовательных стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих.

Методические рекомендации учителям начальной школы по формированию культуры общения младших школьников (УМК «Школа России») Анализируя учебники по русскому языку, я пришла к выводу, что с одной стороны, в учебниках содержится достаточно материала для развития.

Применение инновационных технологий ТРИЗ на уроках математики Аннотация. В статье рассматривается деятельность по формированию и развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Рабочая программа внеурочной деятельности для младших школьников по общекультурному направлению «Книжкино царство» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад п. Пустоши»» Шатурского муниципального района Московской.

Развитие продуктивного мышления младших школьников в условиях группы продленного дня. МБОУ «Магистральнинская средняя общеобразовательная школа №22» Развитие продуктивного мышления младших школьников в условиях группы продленного.

Развитие творческих способностей и критического мышления на уроках изобразительного искусства Развитие творческих способностей и критического мышления на уроках изобразительного искусства Одной из главных задач учителя в школе является.

Пальчиковая гимнастика на уроках для развития мелкой моторики рук у школьников Пальчиковая гимнастика на уроках. Принимая детей в первый класс не только учитель сталкивается с тем, что первоклассники не могут правильно.

Тренировочные упражнения по формированию навыков звукобуквенного анализа у младших школьников ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКО-СЛОГОВОГО АНАЛИЗА. 1. СЛОВО. СЛОГ А) Прочитать слова. Убрать слог так, чтобы получилось новое слово. Объяснить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Виды учебной деятельности по формированию мышления младших школьников на уроках математики
Опубликовано: 23 августа 2018 в 21:55
+70Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Виды учебной деятельности по формированию мышления младших школьников на уроках математики» (включая файлы) размещена пользователем Кранина Елена Анатольевна (УИ 1630309) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 января 2025 понедельник
Черно-белые пингвины — удивительный народ!
Всероссийская акция «Серая шейка» - считаем уток вместе с детьми!
21 января 2025 вторник
Устраиваем день обнимашек в детском саду



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД