Кранина Елена Анатольевна
Виды учебной деятельности по формированию мышления младших школьников на уроках математики
▼ Скачать + Заказать документы
Виды учебной деятельности по формированию мышления младших школьников на уроках математики.
Развитие у детей логического мышления - это одна из важнейших задач начального обучения. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам - необходимые условия успешного усвоения учебного материала. Каждое логическое задание содержит «некоторый секрет». Для ученика дается задача раскрыть этот секрет.
Публикация «Виды учебной деятельности по формированию мышления младших школьников на уроках математики» размещена в разделах
- Математика. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Нужно найти закономерность (правило, по которой составлена первая часть задачи, и применяя метод аналогии, решить вторую часть задачи. Ученику понадобятся не только знания, но и умения наблюдать, сравнивать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их. В основном задания носят творческий характер и способствуют развитию интереса к тому или иному предмету, запоминанию интересных закономерностей, созданию ситуаций, способствующих лучшему усвоению программного материала.
Задания предлагаются в игровой занимательной форме.
Например, для проверки пространственной ориентации детей, можно предложить задание воспроизвести в тетради периодически повторяющийся узор той или иной степени сложности. Образец узора может предъявляться как в виде изображения на доске или карточке, так и в форме инструкций (например, одна клетка влево, одна вверх и т. д.). Можно применять узоры с двумя или более цветами. Можно предложить детям самостоятельно придумать повторяющийся узор.
Используется часто «Мозаика», когда предлагается составить картинки по образцу и попутно можно выполнять дополнительные задания.
Упражнение «Зашифрованный рисунок» дает ребятам первое знакомство с координатной сеткой. Если дети правильно нанесут точки и последовательно соединят их, то получится зашифрованный рисунок.
Смысл задания «Лабиринт» заключается в нахождении пути к определенной цели по соответствующим примерам, задаваемым либо поворотами, либо какими-нибудь характерами.
Можно продолжить закономерность в графической форме, дорисовать недостающие элементы. «Исключи лишнее». Детям нужно объединить предметы, фигуры в группу с общим родовым понятием. Необходимо найти «лишнее» и исключить его.
Более сложный вариант задания предполагает наличие нескольких ответов, исходя из различных оснований классификаций. Например, решение заданий с несколькими вариантами ответов и их обсуждение показывает у детей умение обосновывать свою точку зрения. «Сходство и различие». Учащимся предлагается сравнить между собой различные предметы и понятия, обобщив все имеющиеся сходные признаки и выделив различия.
Приведу некоторые нестандартные задания, способствующие развитию логического мышления на уроках математики.
1. Ответить на вопрос задачи: «На грядке сидят 6 воробьев. К ним прилетели еще 4 воробья. Сколько воробьев на грядке осталось?»
- сформируйте тему сегодняшнего урока. Неправильно сформулирован вопрос задачи. На него отвечать нельзя.
2. Сегодня цифра спряталась в дне недели, которой предшествует субботе. Какая это цифра? Какова тема урока? (Цифра и число 5).
3. Внимательно посмотрите на запись и найдите: лишнее число: 1, 3, 9, 11, 7, 5. Определите: тему урока. (Двухзначные числа.)
Предлагаю эвристические задачи, в которых учащиеся могут оперировать категориями «все», «некоторые», «отдельные» и устанавливать отношения между членами множеств.
1. Задание на перебор вариантов отношений.
2. Установление пространственных, временных и функциональных отношений.
3. Комбинаторные действия, т. е. умение создать новые комбинации из имеющихся элементов. Составьте всевозможные фигуры из данных геометрических элементов.
Логические задачи при изучении нового материала.
- Нахождение закономерностей.
- Знание разрядности чисел.
- Составление задач по данному выражению, а также задач, где известно лишь общие характеристики данных.
Составьте задачу, где известно одно из слагаемых, а другое неизвестно.
Использую задачи с поэтапным усложнением.
Задачи на сравнение вида одинаковые - разные.
Задачи с мысленным наложением двух рисунков друг на друга и их детальным сравнением.
Задания могут быть на определение совпадающих или несовпадающих в пространстве элементов. При решении таких задач можно использовать различные геометрические фигуры и формы для наложения.
Словесно-логические задачи.
- Через 4 года Ване будет на 2 года меньше, чем Славе через 7 лет. Кто старше?
- Через 5 лет Коле будет столько же лет, сколько сейчас Маше.
Кто младше?
На этапе закрепления предлагаю задачи на сообразительность, где проявляется способность учащихся нестандартно мыслить и развивается интуиция.
- Трое играли в шашки. Всего сыграли 3 партии. Сколько партий сыграл каждый? (2).
- По улице идут два сына и два отца. Всего три человека. Может ли так быть?
Чем отличаются и чем похожи данные выражения?
Найди результат, пользуясь решенным примером.
- Сравни числа, записанные в первом и во втором столбиках.
Сумма чисел в первом столбике равна 18. Как быстро можно найти сумму чисел, записанных во втором столбике?
3 13
4 14
5 15
6 16
- Во втором столбике каждое из данных чисел на 10 больше соответствующего однозначного числа первого столбика. Таких чисел 4, значит, сумма будет больше на 40. Она равна 58.
Сравни примеры, найди общее и сформулируй новое правило.
0+1 2+3 3+4 4+5
Вывод: сумма двух последовательных чисел есть число нечетное.
1-0 3-2
2- 1 4-3
Вывод: если из последующего числа: вычесть предыдущее, то получится 1.
В процессе обучения рассуждениям побуждаю учащихся к поискам новых примеров, подтверждающих правильность сделанного вывода, и учу сопоставлять вывод с теми фактами, на основе которых он сделан, искать и такие факты, которые могут опровергнуть вывод, например:
- Сравни выражения, найди общее в полученных неравенствах, сформулируй вывод :
2+3. 2*3 3+4. 3* 4 4+5. 4*5
Вывод: сумма двух последовательных чисел всегда меньше произведения этих же чисел неверный, так как: 0+1 >0*1, 1+2>1*2