Вита Вячеславовна Охотникова
Интегрированный подход к организации коррекционно-образовательной работы с дошкольниками с нарушениями интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады приветствовать Вас в нашем детском саду. Вам, вероятно, известно, что в нашем учреждении функционируют две коррекционные группы для детей со сложной патологией. И сегодня мы представляем Вашему вниманию интегрированную совместную деятельность с воспитанниками коррекционной группы №8.
Группа разновозрастная, её посещают дети в возрасте от 4-х до 7 лет. Со-став группы неоднороден по уровню психического и речевого развития. Преимущественно у нас находятся ребята с задержанным развитием психических функций и общим недоразвитием речи I - II уровня с дизартрией или дизартрическим компонентом. Для нашего контингента характерны такие черты, как низкий уровень познавательной активности, недостаточность всех ВПФ, ограниченные, фрагментарные знания и представления об окружающем мире, сниженная работоспособность при повышенной утомляемости, истощаемости. Способность к саморегуляции и самоконтролю часто снижена, в некоторых случаях вовсе отсутствует. Отмечается недоразвитие эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в примитивности эмоций и их неустойчивости. У некоторых детей наблюдаются неадекватные поведенческие реакции - слезливость или, наоборот, агрессия, негативизм, аффективные вспышки. Критичность к своей деятельности отсутствует или почти отсутствует. Все эти особенности обусловливают ещё большую необходимость индивидуального подхода, чем при работе с любыми другими категориями воспитанников.
Публикация «Интегрированный подход к организации коррекционно-образовательной работы с дошкольниками с нарушениями интеллекта» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Успешная работа с нашими детьми немыслима без тесного взаимодействия всех специалистов. В нашей группе работают 2 воспитателя, педагог-дефектолог, психолог, музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре. Сегодня мы предложим Вашему вниманию интегрированную НОД с подгруппой воспитанников «Чудеса осеннего леса», включающую в себя элементы музыкального и физического воспитания, логоритмики, изобразительной деятельности, сенсорного воспитания. Среди основных целей и задач хотелось бы выделить обобщение и закрепление полученных знаний об осени как времени года, развитие общей и мелкой моторики, развитие сенсорной и эмоционально-волевой сфер.
Интеграция (от лат. integer) – восстановление, объединение частей в целое, сопровождающееся из взаимопроникновением и взаимодействием. Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании, в том числе и коррекционном. В нашем учреждении успешно осуществляется комплексно-интегративное взаимодействие учителя-дефектолога, воспитателей, музыкального и физкультурного руководителей, психолога в рамках единой образовательной деятельности.
Коррекционно-образовательная деятельность в нашей группе осуществляется по программе Е. А. Екжановой и Е. А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание», которая подразумевает взаимодействие всех специалистов в интересах детей. С учё том образовательных потребностей детей со сложной патологией в Программе выделены следующие разделы: «Здоровье», «Социальное развитие», «Физическое развитие и физическое воспитание», «Познавательное развитие», «Формирование деятельности», «Эстетическое развитие».
Основными целями в системе работы коллектива специалистов являются:
Создание условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья воспитанников;
Создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка и формирование его позитивных личностных качеств;
Формирование способов усвоения детьми социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности;
Развитие компенсаторных механизмов становления психики проблемного ребёнка и предупреждение вторичных отклонений;
Формирование у детей системы знаний и обобщённых представлений об окружающей действительности, развитие их познавательной активности;
Подготовка к школьному обучению на доступном для детей уровне
Все специалисты работают под руководством учителя-дефектолога, который является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей деятельности.
Работа в разделе «Здоровье» включает два основных аспекта: с одной стороны, создание условий для охраны и укрепления здоровья воспитанников и формирование у них культурно-гигиенических навыков, с другой – развитие представлений детей о своём здоровье и средствах его укрепления. В нашем учреждении соответствующим образом организовано питание детей, режим проветривания, соблюдаются все необходимые санитарно-гигиенические условия, учитываются индивидуальные особенности воспитанников, осуществляется контроль над состоянием здоровья детей, создаются психологически комфортные условия общения детей и взрослых. В работе по данному разделу активно участвуют медицинские работники, которые, в том числе, осуществляют мероприятия по профилактике простудных заболеваний. С согласия родителей дети принимают фиточай, бутерброды с чесноком, витамины. С родителями ведётся консультативно-просветительская работа.
Основополагающим содержанием раздела «Социальное развитие» является формирование сотрудничества ребёнка со взрослым, в основе которого лежит эмоциональный контакт, который является центральным звеном становления у ребёнка мотивационной сферы. У ребёнка с ограниченными возможностями здоровья необходимо развивать социально значимые мотивы поведения, выражающиеся в желании понять другого человека, помочь, проявить заботу о слабом.
Я как учитель-дефектолог реализую раздел Программы «Познавательное развитие», который включает в себя следующие подразделы:
«Ознакомление с окружающим»;
«Развитие речи и формирование коммуникативных способностей» (с элементами подготовки к обучению грамоте);
«Сенсорное воспитание»;
«Формирование элементарных количественных представ-лений»;
«Формирование мышления».
В начале года я провожу комплексное обследование высших психических функций воспитанников, которое позволяет выделить под-группы для проведения подгрупповых занятий в соответствии с Программой. Такие занятия проводятся ежедневно, материал, усвоенный на них, уточняется и закрепляется дефектологом на индивидуальных занятиях, а также на занятиях воспитателя, в форме дидактических и сюжетно-ролевых игр, в режимных моментах и свободной деятельности. По результатам обследования составляется индивидуальная программа развития для каждого ребёнка, которая реализуется в течение всего периода обучения на подгрупповых и индивидуальных занятиях.
В процессе коррекционно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим происходит уточнение, расширение и систематизация представлений детей об окружающей действительности, о природе и её явлениях, сезонных изменениях, различных группах растений и животных, бытовых предметах, жизни и труде людей. При этом детям даются не отдельные знания о предмете или явлении, а целостная система знаний, отражающая существенные связи и зависимости в той или иной области.
На занятиях по развитию речи формируем коммуникативную функцию речи, навыки связной речи, расширяем лексический запас в рамках программных лексических тем, развиваем грамматический строй речи (учим детей связывать слова между собой во фразе, формируем навыки словообразования и словоизменения, корректируем произ-носительную сторону речи, т. е. фонематические процессы и звукопроизношение. В соответствии с Программой знакомимся с некоторыми буквами (А И О У М К С Ш Р).
Сенсорное воспитание направлено на становление у детей перцептив-ных действий (рассматривания, выслушивания, ощупывания, а также на освоение детьми систем сенсорных эталонов. Здесь мы формируем у детей обобщённые представления о цвете, форме, размере и других качествах предметов, основных вариантах расположения их в пространстве.
В основе формирования элементарных количественных представлений лежит познание детьми количественных и качественных отношений между предметами. Основной задачей данного раздела является обучение воспитанников умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами и элементами множеств На занятиях ребята знакомятся с основными геометрическими фигурами, обучаются счёту, сравнению групп предметов, сравнению предметов по длине, ширине, высоте).
В рамках занятий по формированию мышления учим детей с особыми образовательными потребностями наблюдать, выделять существенные признаки предметов и явлений, находить черты сходства и различия, классифицировать предметы, делать обобщения и выводы. Значительную роль играет целенаправленное решение различных проблемных практических ситуаций.
Воспитатели реализуют раздел «Формирование деятельности», т. е. обучают детей ручному и хозяйственно-бытовому труду, конструированию, лепке, аппликации, рисованию, а также знакомят с художественной литературой и воспитывают культурно-гигиенические навыки.
Базовой потребностью любого ребёнка, в том числе и с особенностями в развитии, является сохранение и укрепление здоровья. Этому во многом способствуют физкультурные занятия, которые проводятся в нашем учреждении инструктором по физической культуре.
Музыкальное воспитание является частью системы коррекционно-педагогической работы, проводимой с детьми дошкольного возраста с нарушениями интеллекта. Органично вписываясь в эту систему, а именно в её эстетический блок, оно решает как собственно музыкальные, так и коррекционно-развивающие задачи. Музыкальные занятия и двигательная активность с музыкальным сопровождением тренируют мозг, улучшают подвижность нервных процессов. Кроме того, любая музыкальная деятельность является для ребёнка привлекательной, своеобразной игрой, возможностью проявить и выразить свои эмоции. Восприятие музыки различной тональности, громкости, темпа и ритма создаёт основу для развития фонематических процессов. С помощью музыкального искусства можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, урегулировать соотношение между возбуждением и торможением. В связи с этим в нашем детском саду осуществляется тесное взаимодействие педагогов группы с музыкальным руководителем, который также знаком с основными особенностями развития, воспитания и коррекции неречевых и речевых процессов у детей с патологией. Успехи детей демонстрируются на всевозможных праздниках, утренниках, развлечениях, досугах.
Благодаря целостности коррекционно-воспитательной работы у ребёнка складывается система взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, происходит становление его личностных начал, формируется адекватное поведение, ребёнок выходит на новый уровень психологического развития и готовности к школьному обучению.