Диана Бартенева
Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Я хочу познакомить вас с моим опытом работы по проблеме «Использование технологии деятельностного подхода детей дошкольного возраста».
Педагоги должны готовить своих воспитанников к переменам, развивая у них такие качества как креативность, инициативность, самостоятельность и ответственность. Очень часто, стремясь «ПОДГОТОВИТЬ ребенка к школе», и педагоги и родители считают, что в детском саду ребенка надо научить читать, считать, писать буквы и т. д. То есть, ребенок должен делать то, что для него сейчас не имеет никакого практического и эмоционального значения, а значит не интересно. Детей можно воспитывать и обучать, но нельзя заставить жить и развиваться. Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является появление принципиально нового документа – Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
Публикация «Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками» размещена в разделах
Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, а в том чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала.
Цель моего выступления: рассказать о технологии деятельностного подхода, о том, как можно использовать технологию деятельностного подхода на практике.
В процессе реализации этой технологии ребёнок не получает знания в готовом виде от взрослого, а добывает их самостоятельно, хочу обратить ваше внимание, что в этом и заключается сущность технологии деятельностного подхода, который способствует повышению уровня обученности, воспитанию положительного отношения к интеллектуальному труду, формирует умение организовать свою деятельность и последовательно добиваться своей цели.
Деятельностный подход-это целенаправленный процесс, когда деятельность наравне с обучением рассматривается как движущая сила психического развития ребёнка.
Деятельностный подход к образованию предполагает
- наличие познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться)
- наличие конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить,
- умение контролировать свои действия по достижению поставленного результата, то есть высокий уровень сформированности произвольного внимания, его концентрацию.
В дошкольных учреждениях следует использовать приемы и технологии, суть которых состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить детей учиться. Например:
1) Метод проектов.
Цель проектного метода в ДОУ – развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития деятельности детей.
С помощью этого метода:
- Знания, приобретаемые в ходе реализации проекта, становятся достоянием личного детского опыта, как ответы на самостоятельно поставленные вопросы.
- развитие научного мышления, способности к дальнейшему образованию – приобретение умения рассуждать: дети осознают свои интересы, учатся ставить цель, подбирать средства для её достижения, оценивать последствия.
2) ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач).
Цель ТРИЗ – развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремление к новизне, развитие речи и творческого воображения.
Игры:
«Хорошо – плохо»
(проводится со 2 младшей группы)
Правила игры: Ведущим называется любой объект, явление, у которого определяются положительные и отрицательные свойства.
Вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо – почему?», «что-то плохо – почему?» - идут по цепочке.
Ход игры:
Воспитатель: Лиса – это хорошо. Почему?
Дети: Потому что она красивая, пушистая, мягкая, рыженькая.
Воспитатель: Лиса – это плохо. Почему?
Дети: Потому что ворует кур и гусей, ест мышек и зайчиков.
3)Мнемотехника.
Мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Цели:
- развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, пересказах, рассказах;
- освоение методов и приёмов запоминания, их осознанное применение;
- развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного мышления;
- развитие творческих способностей: фантазии, воображения;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
4) Эксперементирование.
Цели :
- формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;
5) Развивающие игры В. В. Воскобовича.
Цель методики «Сказки Фиолетового Леса» - развитие познавательно-творческих способностей детей 4-5 лет в условиях организации этого процесса в игровой форме.
Содержание методики «Сказки Фиолетового Леса», организация детской деятельности направлены на развитие творческих способностей, гибкости и подвижности ума у детей. Проблемные ситуации в игровом сюжете развивают у детей самостоятельность мышления, способность находить решение, иногда нестандартное или фантастическое, и попробовать доказать его правильность. Вопросы «почему» помогают детям устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями. В методике используются элементы технологии ТРИЗ, которые направлены на развитие у детей среднего дошкольного возраста творческого воображения, гибкости мышления, способности видеть знакомый предмет в необычной ситуации, придумывать разные функции, противоположные свойства привычных предметов и явлений. Приемы ТРИЗ придают игровым ситуациям занимательность и дополнительную мотивацию. Взрослый создает чувство внешней и внутренней безопасности, не высказывая отрицательной оценки и критических замечаний, и ребенок может свободно высказывать свое мнение, предлагать варианты решения задачи, выбирать способы действия.
В игровом общении детей друг с другом и взрослым развиваются речь и коммуникативная культура, создается ощущение свободы и комфорта. Дети придумывают названия составленным предметным силуэтам, описывают их, рассказывают о назначении предметов, сочиняют простые сюжетные рассказы (например, на тему «Что увидел сказочный герой во время путешествия?», беседуют друг с другом и со взрослым.
Методика разработана таким образом, что происходит интеграция различных направлений образовательного процесса. В игровых ситуациях на фоне преобладающего логико-математического развития частично решаются вопросы познания мира предметов и природы. Детям предоставляется возможность выполнять физические упражнения, поучаствовать в экспериментировании, нарисовать придуманный предмет, представить себя персонажем и от его лица рассказать, показать, как он действует.
6) Технология проблемного обучения.
Проблемное обучение в детском саду - это такая организация
взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под
руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную
самостоятельную деятельность детей по их разрешению.
Проблемный вопрос - это не просто воспроизведение знания, которое уже
знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения.
Проблемная ситуация создается при нехватке знаний у детей.
Противоречие – основное звено проблемной ситуации.
7) Сюжетно-ролевая игра.
Сюжетно-ролевая игра – одна из творческих игр. В сюжетно-ролевой игре
дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально
создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или
моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. В такой
игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и
особенности личности ребенка.
Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре – одна из ее характерных
черт. Дети сами определяют тему игры, определяют линии ее развития,
решают как станут раскрывать роли, где развернут игру. Объединяясь в
сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнёров, сами
устанавливают игровые правила, следят за выполнением,
регулируют взаимоотношения. Но самое главное в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.
8)Интерактивная технология (ИКТ).
Использование ИКТ является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. А также позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Это способствует осознанному усвоению новых знаний. Обучение для детей становится более привлекательным и захватывающим. В работе с интерактивной доской у детей развиваются все психические процессы: внимание, мышление, память; речь, а также мелкая моторика. У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится более концентрированным, когда ему интересно, изучающий материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребенка положительные эмоции.
Данные технологии предполагают самостоятельную деятельность детей,
радость открытия, саморазвитие.
Рекомендации по организации деятельности детей, направленной на развитие дошкольников
1. Нацеливайтесь на развитие творческих способностей ребенка (каждый ребенок талантлив).
2. Каждый день работы с детьми – поиск. Не раскрывайте истину, а научите находить её с помощью рассуждений, наводящих вопросов.
3. Постоянно открывайте перед детьми «тайну двойного во всём» (в каждом предмете, явлении, факте). «Тайна двойного» - это наличие противоречий в объекте, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо (например, солнце – это хорошо, потому что светит, греет; но солнце – это и плохо, потому что сушит, жжет).
4. Учите детей разрешать противоречия. Используйте игровые или сказочные задачи (например, чтобы перенести воду в решете, надо изменить агрессивное состояние вещества: воду надо превратить в лед).
5. Играйте с детьми каждый день.
6. Темы: «Антонимы», «Чем похожи…», «Чем может быть… листок, палочка и т. п.», «Если бы ты превратился в …».
7. Беседуйте детьми на исторические темы (например, «История изобретения колеса… карандаша…»).