Ольга Купринович
Консультация для педагогов «Особенности мелкой моторики у детей с нарушениями интеллекта»
▼ Скачать + Заказать документы
С самого рождения ребенок осуществляет такие движения как сжимание и разжимание кулачка такое движение в психологии называется хватательным, сохраняется и совершенствуется на протяжении всей жизни и является одной из составляющих мелкой моторики. Мелкая моторика – способность мелких мышц пальцев выполнять тонкие координированные движения, главную роль, в осуществлении которой играет скоординированная работа мелких мышц руки и глаза.
Публикация «Консультация для педагогов „Особенности мелкой моторики у детей с нарушениями интеллекта“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Мелкая моторика как составная часть двигательного развития, сказывается на усвоении графомоторных навыков, которые в свою очередь влияют на готовность ребенка к школе и его дальнейшее обучение. От уровня сформированности мелкой моторики зависит и становление трудовых навыков, а также дальнейшая социализация ребенка.
Не вызывает сомнения, что моторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться в тесной взаимосвязи с моторной деятельностью.
Поэтому дошкольный период это основной этап в становлении и развитии мелкой моторики руки : движения рук становятся более согласованными, точными, координированными и дифференцированными, совершенствуется и укрепляется мышечный тонус рук, что приводит к выполнению сложных действий старшими дошкольниками.
Уровень сформированности моторной сферы является важным показателем нормального физического и нервно-психического развития ребенка. При интеллектуальной недостаточности у детей наблюдается отставание в становлении двигательных навыков, становление которых неотделимо от овладения трудовыми, поэтому важное значение для социализации детей с нарушением интеллекта имеет уровень ее развития.
Нарушения мелкой моторики оказывают негативное влияние на физическое развитие и сказываются на социализации личности, развитии трудовой деятельности, последующей социально – трудовой адаптации.
Исходя из концепции Л. С. Выготского о структуре дефекта, вторичным нарушением при нарушении интеллекта являются нарушения в развитии двигательной сферы, в том и числе и мелкой моторики.
Значительное увеличение категории детей с нарушением интеллекта в обществе, нуждающихся в помощи приводит к разработкам новых подходов к обучению и воспитанию таких детей. Исследования, посвященные проблеме развития мелкой моторики детей с нарушенным интеллектом, немногочисленны, следовательно, проблема возможностей коррекции и развития мелкой моторики у данной категории детей является мало разработанной и актуальной. Ведь, от того, как ребенок овладеет хватанием и манипулированием, зависит, сможет ли ребенок выполнять многие действия из сферы самообслуживания, а к поступлению в школу от уровня развития мелкой моторики будет зависть успешность овладения грамотой, в последующем социальная адаптация. Поэтому в дошкольном возрасте развитие мелкой моторики является важнейшем аспектом работы педагога т. к. в дальнейшем она окажет положительный эффект на интеллектуальном и трудовом развитии, а также на успешность его социализации.