Твердякова Лариса
Индивидуальное занятие по звукопроизношению «Автоматизация звуков [Л] и [Лʼ]»
▼ Скачать + Заказать документы
Группа детей по структуре речевого нарушения: ОНР.
Оборудование: ноутбук, интерактивная презентация занятия, игровой набор «Дары Фребеля», диск с интерактивной игрой «Слогодэнс»,дидактическая игра «Самоцветы», песочный стол, предметные картинки (лиса, лось, ложки, лейка, лопатка, лисички, лимон, лев, лебедь, лошадь, лук).
Приоритетная образовательная область: развитие речи.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие.
Цель: автоматизировать звуков [Л][Л] в слогах, словах, словосочетаниях.
Задачи.
Публикация «Индивидуальное занятие по звукопроизношению „Автоматизация звуков [Л] и [Лʼ]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Образовательные:
- выработать правильный артикуляционный уклад при произношении звуков [Л][Л].
- упражнять в четком произнесении звуков [Л][Л] в слогах, словах.
Коррекционные:
- развивать фонематический слух,
- развивать слуховое и зрительное внимание,
- развивать мелкую моторику.
- формировать навыки звукового анализа и синтеза;
- развитие зрительной памати, мышления.
Воспитательные:
-воспитывать усидчивость, самоконтроль, интерес к занятию.
Планируемые результаты (предпосылки УУД): любознательный, активный, эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности, овладевший необходимыми умениями и навыками.
Ход
Логопед. Здравствуй, Артем. Давай посмотрим на наш рисуночный план. Как ты думаешь, чем мы сегодня будем заниматься?
Артем. Делать артикуляционную гимнастику, играть в компьютерную игру, будем складывать слова, потом в игру «Самоцветы», потом с белочкой и улиткой, потом «Лабиринт», «Твердый-мягкий», «Кого не стало».
Логопед. А еще мы поиграем в новые игры: «Летает – не летает» и «Далеко – близко». Артем, начинаем.
(Ребенок берет первую картинку плана. На экране появляются слайды с артикуляционной гимнастикой с элементами биоэнергопластики. Проводится артикуляционная гимнастика.)
(Ребенок берет вторую картинку. На экране появляется слайд с изображением интерактивной игры «Слогодэнс»)
Логопед. Артем, давай вспомним артикуляцию звуков [Л][Л]. Кончик языка упирается в верхние зубы. Средняя часть языка опущена, задняя часть спинки языка поднята, боковые края опущены. Форма языка напоминает седло. Выдыхаемый воздух проходит по бокам языка. Хорошо. А теперь поиграем. Хорошо танцует тот, кто отлично повторяет трудные слоги. Нажимай на кнопки и четко и правильно повторяй слоги. Если повторишь все правильно, то сможешь отметить успех задорным танцем.
(Логопед называет слоги, ребенок повторяет и нажимает кнопки, которые исчезают и освобождают пространство для задорного танца.)
(Ребенок берет третью картинку. На экране появляется слайд с изображением предметных картинок: акула, пчела, свекла, школа, метла, игла, кукла, пила.)
Логопед. А сейчас мы поиграем в игру «Конец слова за тобой» Я буду называть начало слова, а ты добавлять конец: - ла.
(Логопед с ребенком складывают из слогов слова: аку-ла, пче-ла, свек-ла, шко-ла, мет-ла, иг-ла, кук-ла, пи-ла.)
(Ребенок берет четвертую картинку. На экране появляется слайд с изображением лягушки и камней-самоцветов.)
Логопед. Посмотри, кто сидит на берегу реки?
Артем. Лягушка.
Логопед. Что лежит рядом с ней?
Артем. Камни.
Логопед. Эта лягушка любит украшать себя самоцветами. Давай ей поможем. Бери коробочку с камнями и лягушку. Я буду называть слова со звуками [Л][Л], а ты их четко повторяй и украшай нашу лягушку.
(Ребенок четко повторяет слова и закрывает все кружки на лягушке.)
(На экране появляется слайд с изображением белки в дупле.)
Логопед. Артем, кто это?
Артем. Белка.
Логопед. Скажи, что у белочки в дупле?
Артем. Балалайка, лампа, лопата, вилка, колбаса, бутылка.
Логопед. Артем, ты четко и правильно назвал все слова.
(На экране появляется слайд с изображением улитки.)
Логопед. Кто это?
Артем. Улитка.
Логопед. Скажи, что есть у улитки в домике?
Артем. Телефон, тюльпан, вертолет, лимон, лейка, малина.
Логопед. Не домик, а прямо лабиринт какой-то. Артем, у нас есть самый настоящий лабиринт. Если мы сможем пройти по дорожкам лабиринта, то что-то или кого-то найдем. Как ты думаешь, сможем мы пройти запутанный лабиринт?
Артем. Сможем.
(Ребенок передвигая пальцем по дорожке на песочном столе и собирает предметные картинки.)
Артем. Мы идем, идем, идем и видим льва (лису, лося, ложки, лейку, лопатку, лисички, лимон, льва, лебедя, лошадь, лук лося.)
Логопед. Артем, как много картинок ты нашел!
(Ребенок берет пятую картинку. На экране появляется слайд с изображением пиктограмм сердитого (синие глаза) и веселого (зеленые глаза) человечка.)
Логопед. Артем, как ты думаешь, в какую игру мы будем играть?
Артем. Твердый – мягкий.
(Ребенок строит на столе из игрового набора «Дары Фребеля» пиктограммы.)
Логопед. Мы будем дарить человечкам картинки. Напоминаю правила игры: человечек с синими глазами любит слова с твердым звуком [Л], а человечек с зелеными глазами любит слова с мягким звуком [Л].
(Ребенок называет слова, определяет твердый или мягкий звук звучит и кладет картинку к соответствующей пиктограмме.)
(На экране появляется слайд с изображением животных)
Логопед. Посмотри, кто стоит на полянке?
Артем. Лошадь, волк, белка, лось.
Логопед. Животные любят прятаться в лесу? Сможешь ли ты их найти их?
Артем. Да.
Логопед. Запомни животных. Раз, два, три – глаза замри. (С экрана исчезает волк.) Кто спрятался?
Артем. Волк.
Логопед. Запомни животных. Раз, два, три – глаза замри. (С экрана исчезает белка.) Кто спрятался?
Артем. Белка.
(Ребенок берет шестую картинку. На экране появляется слайд с изображением насекомых)
Логопед. Артем, мы с тобой поиграем в игру «Летает – не летает». Кто это?
Артем. Насекомые.
Логопед. Какие-то из них умеют летать, а какие-то не умеют. Называй насекомое и отвечай: летает оно или не летает.
Артем. Это пчела. Она летает.
Это кузнечик. Он не летает.
Это муравей. Он не летает.
Это бабочка. Она летает.
Это паук. Он не летает.
Это божья коровка. Она летает.
(После ответов ребенка насекомые начинают передвигаться)
(На экране появляется слайд с изображением вертолета, слона, металлофона, кораблика, самолета и лошадки.)
Логопед. Называй предмет и отвечай: летает он или не летает.
Артем. Это вертолет. Он летает.
Это слон. Он не летает.
Это металлофон. Он не летает.
Это кораблик. Он не летает.
Это самолет. Он летает.
Это лошадка. Она не летает.
(Ребенок берет седьмую картинку. На экране появляется слайд с изображением черно-белой картинки)
Логопед. У нас по плану осталась новая игра «Далеко – близко». Рассмотри предметы на этой картинке и ответь:
- Где находится лавка (болото, елки, самолет): далеко или близко?
Артем: Лавка близко.
Болото близко.
Елки далеко.
Самолет далеко.
Логопед. Артем, скажи, ты все выполнил?
Артем. Да.
Логопед. Нам помог рисуночный план. Что ты сделал по рисуночному плану?
Артем. Артикуляционную гимнастику, играл в компьютерную игру, складывал слова, потом играл в игру «Самоцветы», потом с белочкой и улиткой, потом «Лабиринт», «Твердый-мягкий», «Кого не стало, «Летает – не летает» и «Далеко – близко».