Оксана Филимонова
Конспект индивидуального занятия по звукопроизношению «Автоматизация шипящих звуков» с ребенком подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
детский сад №1 МО Кореновский район
Индивидуальное занятие по звукопроизношению
«Автоматизация шипящих звуков»
с ребенком подготовительной к школе группы (с ДЦП)
Учитель-логопед Филимонова О. Н.
Цель: Закрепить произношение звука [Ш] в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно – образовательные
Публикация «Конспект индивидуального занятия по звукопроизношению „Автоматизация шипящих звуков“ с ребенком подготовительной группы» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
• Автоматизировать звук Ш в отраженной и самостоятельной речи ребёнка;
• закрепить умение определять позицию звука в слове;
• автоматизировать звук Ш на материале :
-ответа на вопрос сложноподчиненным предложением с оборотом «потому что»
- распространения предложений.
Коррекционно-развивающие
• развивать фонематический слух, мелкую моторику и речевое дыхание;
• развивать зрительное внимание, память, мышление, тактильные ощущения;
Коррекционно-воспитательные
• привитие навыка самоконтроля за речью
• совершенствование коммуникативных навыков
Ход занятия.
1. Сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли гости. Давай поздороваемся с ними. Посмотри, мы стульчики поставили как в кинотеатре, компьютер включили. Угадай, что мы хотим сейчас сделать? (посмотреть кино, поиграть в игры, музыку послушать) Я хотела им мультфильм показать о Маше и Мише, хочешь его тоже посмотреть? …. странно не показывает… что же могла случиться, неужели Маша с Мишей чего-то испугались и не начинают фильм?.
(Слайд 1- дом Миши в лесу)
Что делать будем? Интересно, что же их могло испугать в лесу, Маша ведь ничего обычно не боится. Пока они не успокоятся фильм не начнется. Как же им можно помочь? (успокоить, насмешить, песенку спеть, сладким угостить… подвести к мысли что сначала нужно узнать чего же они боятся)
Кто шуршит за шкафом нашим?
По ночам пугает Машу.
Прячется в углу шуршонок.
Крошка серенький. (мышонок).
Ах вот кого они испугались. Здорово! Мышонка испугались! А хотел бы ты ненадолго стать мышонком и Мишу испугать… или даже слона? Говорят, даже слоны мышей боятся! (слайд2 -мышонок)
2. Чтобы нам пошуршать вместе с мышонком надо потренировать язычок – сделать зарядку.
(звучит музыка, выполняем артикуляционную гимнастику для формирования уклада шипящих звуков) (слайды 3-7)
3. А вот и наш мышонок. Его зовут Мыша. Пока мышонок бежит (на мониторе компьютора) в норку мы будем шуршать. Как может шуршать мышонок? ши-шо-шу, аШта-аШна-аШка, анШа-амШа-акШа, шта-што-шту-шты (ребенок повторяет слоговые ряды, сжимая и перекладывая колючий мячик с левой руки в правую и наоборот).
4. Расскажи Мыше, что ты уже знаешь о звуке [ш]. Давай вспомним, как работают губы, зубы и язык при произношении звука [ш].
Характеристика звука [ш] : согласный, глухой, всегда твердый. Ребенок отвечает, какое положение занимают артикуляторные органы: губы «трубочкой», зубки заборчиком, язык чашечкой.
5. Интересно, чем же так шуршал Мыша? (слайд 9) А, знаю, он сыр по тарелкам раскладывал, друзей в гости ждал. Давай ему поможем и прочитаем слоги. Ш-А, Ш-У, Ш-О, Ш-И. А руками будем катать по коленочкам массажный мячик.
6. А теперь мы его угостим сыром. Назови то, что нарисовано на каждом кусочке сыра: шея, шапка, шиповник, мишень, мышонок, ошибка, кувшин, машина, шаль, шишка, ушанка, душ. (слайд 10) Если ты произнесешь слово правильно, будешь нанизывать на веревочку бусинку, посмотрим какие бусы у тебя получатся
7. Как ты думаешь, чем ещё можно угостить мышонка? (зернышки, орешки из шишки) Отлично! у нас тут как раз есть шишки, давай их посчитаем. Дидактическая игра «1-2-5» (слайд 11) Считаем загибая пальчики на обеих руках.
8. Мыша очень запасливый мышонок, поможем ему разложить запасы по тарелочкам. Определи где находится звук [Ш] в словах (начало, середина, конец слова). (слайд 12) ставим метки на столе: левый край стола – первая метка, середина – вторая, правый край – конец слова. Произнося слово, бежим пальчиками левой и ли правой руки от начала слова к концу (от одного края стола к другому, определяя место звука в слове.
9. Мышонок любит, чтобы его называли ласково. Давай сделаем ему приятное, назовем его ласково, за каждое ласковое слово я буду давать тебе балансирующий блок. Давай представим что это угощение для мыши. А ты попробуй их все надеть на иголки ёжика, чтобы они не раскатились.
Мыша, Мышуля, Мышаня, Мышутка, Мышулечка, Мышик.
Придумываем ласковые имена Мыше и пытаемсяя поймать баланс.
10. Физминутка + упражнение на развитие речевого дыхания.
«Мыша шёл, шел, шел…. шапку нашел»
Шагаем по кабинету высоко поднимая колени и повторяя слова, руки на пояс, останавливаемся, наклоняемся сначала к пальчиковому бассейну затем шагаем к поддону с картинками засыпанными песком, которые нужно найти, сдувая песок через трубочку. Находим картинку и говорим громко, что нашел Мыша.
11. Дидактическая игра «Закончи предложение»
Тебе понравился наш мышонок Мыша? Мне тоже. удивительно, почему Маша с Мишей его испугались… наверное им кто-то страшные сказки читал, вот они теперь и боятся! Скрипнет дверца шкафа – боятся, загудит машина за окном – боятся… нужно им объяснить что это совсем не страшно. (слайд 13)
- Шапку нужно бояться? (бросаю массажный мячик, ребенок ловит и отвечает, совершая круговые движения мячиком между ладоней, по коленям по животику, по голове, по щечке)
-Шапку не нужно бояться, потому что она не страшная.
-Шубу не нужно бояться, потому что она не страшная.
(пушка, лошадка, машинка, душ, мышонок, шахматы)
12. Дидактическая игра «Пальчиковые шаги»
Правая рука шагает тремя пальчиками по кружкам на картинке, ребенок проговаривает : «Маленькие мышки тащили хлеба корку,
Увидали кошку – убежали в норку»
Левая рука шагает двумя пальчиками и проговариваем:
«Петушок, Петушок-покажи нам гребешок»
13. Дидактическая игра «Длинные предложения»
Отлично мы с тобой «пошуршали», смотри Маша и Миша выглянули, ты их убедил что нечего здесь бояться. Если мы поможем им составить длинные предложения, они нам мультфильм покажут. Чем длиннее получится предложение тем быстрее мульт увидим! На полу нарисована длинная полоса (2-2,5 метра) через каждые 30 см фишки. Один шаг – одно слово в предложении.
Это Маша. Это девочка Маша. Это веселая девочка Маша. Это веселая девочка Маша и Миша. Это веселая красивая девочка маша и сильный добрый медведь Миша. Кто первый дойдет до компьютера – тот и включает мультик
14. Итог занятия и самоанализ.
Педагог предлагает ребенку вспомнить какие задания выполняли на занятии, что получилось, а что нет. Затем дает на выбор зеленую и красную фишку. Зеленую – если ребенок считает, что все у него получилось. Красную – если считает что не справился. Если ребенок выбирает красную фишку, педагог спрашивает что и почему не получилось. Как можно исправить ситуацию? Нацеливает на то, что многое получилось и он вполне достоин зеленой фишки (или зеленой с маленьким красным пятнышком)
Просмотр мультфильма.