Ирина Киселева
Логопедическое занятие по звукопроизношению с элементами грамоты в подготовительной группе — «Дифференциация звуков л-ль».
▼ Скачать + Заказать документы
Киселева Ирина Васильевна
Цель занятия: закрепить навыки различения и правильного произношения звуков «л», «ль» на материале слогов, слов.
Задачи занятия:
Коррекционно-образовательная: учить детей сравнивать звуки «л-ль» в сравнительном аспекте.
Коррекционно-развивающие: упражнять детей определять местоположение звуков «л-ль» в словах и подбирать предметные картинки к указанным схемам; развивать навыки звукослогового и звукобуквенного анализа и синтеза; развивать фонематический слух и восприятие; развивать внимание и память.
Публикация «Логопедическое занятие по звукопроизношению с элементами грамоты в подготовительной группе — „Дифференциация звуков л-ль“,» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Коррекционно-воспитательная: формировать навыки сотрудничества: умение работать в коллективе.
Оборудование: волшебный кубик, звуковые коврики, предметные картинки со звуками «л», «ль», наборы для составления схем, звукослоговые схемы, буква «Л», наборы букв, мяч.
Ход занятия:
Организационный момент. Объявление темы через показ волшебного кубика.
- Ребята, я получила необычный волшебный кубик от наших знакомых звуков «л-ль». Посмотрите на каждой его стороне имеются загадочные задания, которые они для вас приготовили. Поиграем с волшебным кубиком? (Ответы детей)
Основная часть
1) Анализ артикуляции звуков «л-ль» и их характеристика: сравнение звуков по артикуляции с помощью кинестетического ощущений и зрительного контроля.
- Давайте вспомним, что происходит с губами, зубами, языком и горлышком, когда мы произносим звуки «л-ль». (Губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка поднят за верхние зубы к бугорочкам. Горлышко «работает».)
- Назовите общие и различие между звуками «л-ль». (Звуки «л-ль» согласные, звонкие. Звук «л» твёрдый и обозначается синим квадратиком. Звук «ль» мягкий и обозначается зелёным квадратиком.)
2) Сопоставление звуков «л-ль» в слогах в игре «Наоборот» (с мячом).
- Поиграем с вами в игру «Наоборот».Я бросаю мяч вам и при этом называю слог с твёрдым или мягким звуком «л», а вы возвращаете мне мяч и произносите этот слог наоборот.
- Ла., ло., ли., ала., пля., аль. (Ля, лё, лы, аля, пла, ал).
3) Игра с волшебным кубиком:
а) развитие фонематического слуха в игре «Звуковой коврик».
- А теперь пришла очередь и волшебного кубика.
- Раз, два, три, четыре, пять
- Начинаем мы играть.
- Ну-ка, кубик повернём
- И задание найдём.
- Первое задание для нас приготовили звуки «л-ль» - «Звуковой коврик». Выложим «звуковой коврик», пользуясь синими и зелёными квадратами. Если в слове будет звук «л» выкладываем синий квадрат, если «ль» - зелёный квадрат.
Дети выкладывают звуковой коврик из синих и зелёных квадратов.
б) сравнение звуков «л-ль» в названиях частей тела в игре «Что мы знаем, мы покажем, а что видим, то расскажем».
- Раз, два, три, четыре, пять
- Будем кубик мы вращать.
- И появилась следующая игра под названием «Что мы знаем, мы покажем, а что видим, то расскажем». Назовите мне части тела со звуком «л», а затем со звуком «ль».
Дети показывают и называют части тела со звуком «л», а затем со звуком «ль».
в) определение местоположения звуков «л-ль» в словах и подбор предметных картинок к указанным схемам.
- Раз, два, три, четыре, пять
- Будем вновь кубик мы вращать.
- А здесь нужно определить местоположение звуков «л-ль» в названиях предметных картинок и найти к ним соответствующие схемы.
На столах у детей лежат предметные картинки со звуками «л», «ль». Дети определяют место звука в слове (начало, середина, конец) и выкладывают картинку к соответствующей схеме. ("В слове «галка» звук «л» твёрдый и он стоит в середине слова. В слове «лента» звук «л» мягкий и стоит в начале слова").
г) составление звукослоговой схемы слов «кулак», «Лиза», проведение анализа и синтеза.
- Раз, два, три, четыре, пять
- Ну-ка, кубик повернём
- И задание найдём.
- Составить звукослоговую схему слов «кулак», «Лиза».
Два ребёнка выкладывают звукослоговую схему слов «кулак», «Лиза». Остальные дети работают на местах.
Затем логопед проводит анализ и синтез данных слов, а дети отвечают.
- Сколько слогов в слове «кулак»? Назовите 1 слог, 2 слог.
- В каком слоге спряталось короткое слово? В каком слоге стоит звук «л»?
- Сколько всего звуков в этом слове? Назовите все звуки по порядку.
- Какой по счёту стоит звук «л» и дайте ему характеристику?
- Назовите звуки, которые стоят перед звуком «л» и после него и т. д. (Ответы детей.)
Аналогично проводится анализ и синтез слова «Лиза».
Физкультминутка
Каждым утром
Мы делаем зарядку.
Нам нравится
Делать её по порядку:
Весело шагать, весело шагать,
Руки поднимать, руки опускать,
Приседать и вставать, приседать и вставать.
Прыгать и скакать, прыгать и скакать.
д) составление слова из букв в игре «Рассыпанные буквы».
- Ну-ка, кубик повернём
- И задание найдём.
- Посмотрите, а здесь рассыпанные буквы, которые надо собрать в слово.
На магнитной доске выставлены буквы Л П И Л О. Дети выкладывают слово из соответствующих букв по инструкции учителя-логопеда.
- Первая буква стоит перед буквой «И»;
- вторую букву поставьте, которая несколько раз повторяется в слове «молоко»;
- третья буква стоит первая по счёту;
- четвёртая буква стоит между буквами «П»-«Л»;
- пятая буква стоит между гласными буквами.
- Какое слово получилось у вас? (Полил)
- Придумайте с этим словом предложение. (Ответы детей.)
е) составление слов из звуков первых и последних из названий предметных картинок в игре «Расшифрованное слово».
- Раз, два, три, четыре, пять
- Будем вновь кубик мы вращать.
- Звуки «л-ль» приготовили для нас много картинок, в которых спрятались слова и надо их расшифровать.
На магнитную доску учитель-логопед сначала выставляет первый набор предметных картинок (лодка, утка, палка, аист – лупа, затем второй (уголь, кубики, нос, машина – лиса).
В первом варианте дети по представлению составляют слово по первым звукам. Во втором варианте дети составляют слово по последним звукам.
Итог
- С какими звуками мы играли?
- Дайте характеристику этим звукам.
- Какой буквой обозначаются звуки «л-ль»?
- Какие задания показались трудными?
- Какие задания не вызвали затруднений?
- Игре подошел конец,
- Кто играл – молодец!
- Звуки «л» и «ль»
- Вас одобряют,
- Поздравляют
- И сладостями угощают.
- Угадайте же секрет
- Про название тех конфет.
Учитель-логопед показывает 2 схемы по местоположению звуков «л», «ль» и просит детей угадать какие названия сладостей подходят к схемам (мармелад, карамель).
Дети подбирают названия сладостей к данным схемам, затем учитель-логопед их угощает сладостями.