Елена Менакова
Игровые чтения как средство воспитания интереса литературной творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В Федеральном государственном образовательном стандарте одним из основных направлений является речевое развитие ребенка, овладение речью как средством общения и культуры; развитие детского речевого творчества.
Высшей формой речевого развития является литературное творчество, инициативность и самостоятельность в овладении новыми способами деятельности, связанными с творчеством.
Публикация «Игровые чтения как средство воспитания интереса литературной творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Литературная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
В то же время проблемы в речевом развитии детей на сегодняшний день остаются актуальными: несформированность речевых навыков, недостаточный словарный запас, неумение построить связное высказывание приводит в дальнейшем к трудностям школьного обучения, успешной коммуникации с окружающими людьми.
Игровые чтения - развлекательно-познавательный творческий проект, где разыгрываются сюжеты литературных произведений с кукольными героями. В процессе организации игровых чтений осуществляется не только чтение книг и игры с персонажами, но и совместная деятельность с детьми в мастерской, где можно научиться делать разные поделки своими руками. А самое главное, дети приобретают опыт литературного творчества, сочинений и импровизаций. Этот вид творческой деятельности удовлетворяет важную потребность ребенка в самовыражении, общении и взаимодействии со взрослыми и сверстниками.
С этой целью в подготовительной группе была организована детская студия игрового чтения, где дети могли реализовать игровые замыслы в самостоятельной творческой деятельности. Данный проект рассчитан не только на детей, но и на их родителей. Дети попадают в настоящий мини-театр, с актерами, декорациями и реквизитом, только располагается он прямо перед зрителями на столе. Здесь же детей учат делать волшебные вещи своими руками, которые можно оставить на память.
Работа была организована поэтапно.
Первый этап: рассматривание декораций, ребенок погружается в воображаемую ситуацию, сказочный сюжет. Атрибуты и декорации готовились в соответствии с репертуаром: русская народная сказка «Теремок», К. Чуковский «Доктор Айболит»,
В. Сутеев «Лиса и Медведь», «Под грибом»; С. Маршак «Кошкин дом», Н. Носов «Бобик в гостях у Барбоса», Ш. Перро «Красная Шапочка».
Второй этап: ролевые диалоги. Дети становятся непосредственными участниками сказочных событий, вступают в диалог с персонажами, действуют в соответствии с сюжетом сказки.
Третий этап: обыгрывание сказочных ситуаций с персонажами театра в процессе самостоятельной творческой деятельности. Так, например, в конце сказки про Красную Шапочку бабушка угощает детей пирожками, идет совместное обсуждение вариантов развития событий сказки, дети становятся авторами собственных литературных замыслов. При этом задача взрослого – поощрять детскую инициативу и самостоятельность в развитии креативного воображения и мышления.
В работе детской студии с удовольствием принимали участие родители, готовили атрибуты, декорации и угощение для детей, принимали участие в мини-спектаклях, вместе с детьми придумывали разнообразные способы решения проблемных ситуаций с героями литературных произведений.
Таким образом, совместное сотворчество детей, родителей и педагогов стимулируют развитие детского литературного творчества и являются главным условием его развития.