Катцина Вера Александровна
Этические беседы как средство воспитания честности и правдивости у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В нравственном воспитании одним из важнейших качеств личности является честность, начала которого закладываются в дошкольном детстве. Моральный облик ребенка, в том числе и такие его качества, как честность и правдивость, начинает формироваться очень рано. Каким будет ребенок в дальнейшем: честным и правдивым, или же нечестным и лживым – во многом зависит от его первоначального воспитания в условиях семьи и детского сада.
Публикация «Этические беседы как средство воспитания честности и правдивости у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Быть честным и правдивым – это значит, открыто заявлять о своем мнении, желании, поступать в соответствии с ним, признаваться в совершенном проступке. Однако, формирование таких качеств у детей дети дошкольного возраста имеет свои особенности. Ученые отмечают, что «необходимо всегда помнить, что дети дошкольного возраста любят фантазировать. Фантазируя, ребенок выражает подчас те желания, которые ему недоступны в жизни. Вот почему он часто выдает желанное за действительное, не имея ни малейшего намерения обмануть: с легкостью придумывает истории, в которых он главное действующее лицо; рассказывает о приключениях, где он выглядит храбрым и умным, находчивым и ловким»[2].
Честности и правдивости ребенок учится, прежде всего, на примере окружающих людей. Для ребенка-дошкольника характерна высокая восприимчивость влияний взрослых, вера в их непогрешимость, стремление подражать им. В качестве причин детской лжи могут выступать: желание добиться похвалы и признания своих достоинств; желание «исправить» существующую реальность; страх, желание скрыть свою вину и избежать наказания; реализация своего желания. Нередко такой причиной может стать враждебность по отношению к родителям. Поэтому работа по воспитанию честности и правдивости у детей дошкольного возраста должна проводится как родителями, так и педагогами в ДОУ. В дошкольном учреждении детей знакомят с правилами честного и правдивого поведения, раскрывают их нравственную сущность.
На наш взгляд, самым эффективным средством воспитания честности и правдивости у дошкольников является этическая беседа. Они побуждают детей к осознанию поступков, явлений, ситуаций морального характера. Благодаря беседам на этические темы воспитатель имеет возможность на конкретных примерах показать, что содержать в себе такие понятия, как «доброта», «честность», «правдивость», «смелость», «справедливость», «дружба» и т. д. С помощью таких бесед воспитатель может ставить детей перед выбором поступка. В этой связи он формулирует вопросы с нравственной направленностью, так, чтобы они пробуждали у детей активность, самостоятельность в решении поставленной задачи.
В нашем детском саду №4 «Березка» с. Туим, Республики Хакасия мы провели опытно-экспериментальную работу по воспитанию честности и правдивости у детей старшего дошкольного возраста средствами этической беседы. В эксперименте принимали участие 25 детей старшего дошкольного возраста. Дети 5,5 – 6 лет, посещают старшую группу детского сада. Для диагностики таких нравственных качеств личности как честность и правдивость мы использовали следующие методы: беседа о лжи и честности; методику: «Проигрышная лотерея» (автор М. Т. Бурке-Бельтран).
Анализ результатов опроса показал, что в основном у детей преобладает средний (40%) и низкий (30%) уровень сформированности представлениях о честности и правдивости. Основной характеристикой таких детей является то, что они имеют частичное представление о честности. Эти дети часто обманывают и ведут себя не честно по отношению к окружающим, берут чужие вещи без спросу. Приведем примеры ответов детей : «честный человек – это смелый кто-то, добрый»; «правду мама узнает не всегда»; «за обман ничего не сделают»; «честный – это послушный»; «обман – это плохо, я иногда обманываю, потому что правду узнают не всегда, взрослые ничего не говорят, обижаются только» и т. п.
Анализ полученных результатов показывает, что только у 30% детей наблюдается высокий уровень сформированности представлений честности и правдивости. Они имеют точное представление о честности и правдивости как нравственных качествах личности. Ответы таких детей выглядели следующим образом: «честный человек – это добрый, всегда говорит правду»; «нужно говорить правду, чтобы тебе доверяли»; «я не обманываю»; «Честность – это когда что-то говоришь и это делаешь»; «говорить правду – это хорошо”.
Работу по формированию честности и правдивости у детей мы начали с отбора произведений о честности и правдивости. Мы подобрали серию детских литературных произведений на тему лжи и правдивости, с целью закрепления таких понятий как, «честь», «честность», «правдивость». Была разработана и проведена серия этических бесед о честности и правдивости на основе художественных произведений Л. Н. Толстого «Корова» (Быль, «Лгун» (Басня, «Косточка» (Быль); Валентины Осеевой «Что легче?»; Николая Носова «Огурцы», «Карасик», «Про Гену», «Фантазеры», «Саша».
Беседы проводились 2 раза в неделю. Перед проведением бесед заранее продумывались вопросы для беседы с детьми. Проводили беседы в основном в свободное от занятий время.
В процессе этических бесед мы старались развивать у детей эмоциональную отзывчивость, эмоциональное отношение к героям и фактам произведения. При этом условии у них под влиянием воспитания формируется способность к элементарному анализу литературного произведения, умение в той или иной форме выразить свое отношение к героям, их поведению, дать им свою оценку.
Примером такой беседы может служить рассказ Н. Носова «Огурцы». Беседа была направлена на закрепление понятия «честь, честность, воровство». Осуществлялась она на произведении Н. Носова «Огурцы». В процессе прочтения было видно, как дети жалеют главного героя рассказа. Они переживали за него, за то, что ему досталось отнести сторожу ночью через лес огурцы. По данному произведению задавались такие вопросы:
- Что не так сделали Павлик и Котька?
- Можно ли назвать их поступок воровством?
- Хорошо, ли они поступили?
- Кто оказался честнее из мальчиков?
- Правильно ли поступил дедушка-сторож, простив Котьку?
- Кто помог мальчику совершить честный поступок?
- Как надо было поступить на месте мальчиков, когда они решили набрать огурцов?
Дети хоть и согласились с тем, что Котька был виноват, но они его все равно жалели, сделали вывод, что сторож хорошо поступил, простив мальчика. Они искренне обрадовались хорошему концу рассказа.
Очень важно, чтобы при чтении и рассказывании данных произведений воспитатель наводил детей на размышление о правдивости и честности, помогал детям осознать ошибки, глубже понять объективную необходимость и моральную красоту правдивости. После проведения цикла бесед по данной тематике дети открыли для себя истину, что «тайное всегда становиться явным».
Таким образом, после проведения серии этических бесед с детьми старшего дошкольного возраста, у детей сформировались представления о честности и правдивости как нравственных качествах личности. Так же у детей развивалось чувство долга и уважения к близким и окружающим их людям.