МААМ-картинки

Мини-музей как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста

Ирина Костина
Мини-музей как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация. В данной статье представлен педагогический опыт работы по использованию мини-музея «Деревянная игрушка» в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста.

Ключевые слова. Поликультурное воспитание, дети дошкольного возраста, мини-музей, деревянная игрушка.

Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,

пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,

в которых воплощается Родина.

В. А. Сухомлинский

Публикация «Мини-музей как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Детство до школы - это судьбоносный этап жизни в становлении личности ребенка. Именно в этот период происходит формирование собственных возможностей детей, их потребность в самостоятельной деятельности и личных взаимоотношениях с людьми, активизируется познавательный интерес, создаются самые существенные представления об окружающем мире, добре и зле, приобретаются первоначальные познания о семье, ее ценностях, культуре и традициях.

Личность дошкольника развивается не только под влиянием сознательно организованных условий, но так же и окружающей социальной среды, состоящей из многообразных национальных традиций, культур, обычаев и интересов. Вследствие этого особое внимание заслуживает постижение ребенком с раннего возраста культурных традиций и истории, прежде всего, своего народа, являющегося непосредственным обстоятельством формирования национального самосознания.

В современной жизни также чрезвычайно значимым является решение проблемы гармоничных взаимоотношений между возрастными мирами – зрелость и детство.

Поэтому неоспоримым фактом на сегодняшний день становится то, что создание функционирующей системы поликультурного воспитания в дошкольных учреждениях просто необходимо и жизненно важно для формирования физически и духовно здоровой личности ребенка. Личности, которая будет отвечать потребностям значимых норм и ценностей - патриотизм, гражданственность, гуманность и благочестие.

Успешно поликультурное воспитание дошкольников может быть реализовано при целенаправленном использовании возможностей поликультурной среды, органично входящей в организацию развивающей предметно пространственной среды группы в дошкольном учреждении.

Поликультурная среда является частью социально-педагогической среды, которая окружает личность ребенка и оказывает непосредственное или опосредованное воздействие на ее созревание и самореализацию.

В дошкольных образовательных учреждениях поликультурное воспитание призвано помочь детям в восприятии целостных и непротиворечивых представлений об окружающем их мире; содействовать любви к своей семье, малой Родине, уважению к окружающим их людей, знакомству с бытом и культурой своего народа, толерантному отношению к традициям и культуре других национальностей, проживающих рядом с ними.

В поликультурном воспитании детей дошкольного возраста следует придерживаться таких направлений, как:

• информационная насыщенность - доступность и разнообразие в подаче познаний воспитанникам о народных традициях и обычаях, особенностях их культуры и ценностей и т. д. ;

• эмоциональное воздействие - создание условий для пробуждения познавательной активности ребенка, «оживление» его чувств;

• поведенческие нормы - содействие раскрытию нравственного потенциала детей через знакомство с правилами этикета поведения и мобильного общения между людьми, нормами взаимоотношений между народами.

Процесс поликультурного воспитания дошкольников может благополучно выступать под девизом - «Все друг другу мы нужны!».

Основное внимание воспитанников необходимо направить на получение представлений, в первую очередь, о себе, семье, семейных традициях, о культурных ценностях своего народа. Поэтому в каждом дошкольном учреждении нужно предоставить место поликультурному воспитанию.

С целью организации поликультурного воспитательно-образовательного пространства в группе нами был создан мини-музей «Деревянная игрушка». Его предназначение – это не только наличие экспонатов по данной теме, но и долгосрочный познавательно-воспитательный проект с методическим обеспечением, в реализации которого принимают участие педагоги, воспитанники и их родители.

Педагогами составлена программа проекта, выбрана цель и определены задачи по поликультурному воспитанию детей через общение с деревянной игрушкой. Содержимое мини-музея комплектуется деревянными игрушками разных исторических периодов: от предметов старины прошлого до игрушек настоящего времени. Периодически мини-музей пополняется новыми игрушками-экспонатами, сопутствующим иллюстрированным материалом и соответствующей специальной и художественной литературой.

Как показывает практика, тема поликультурного воспитания дошкольников младшего возраста довольно сложна. И задача педагогов состоит в том, чтобы доступными средствами (играми, литературными произведениями, театрализацией, игровыми ситуациями и беседами) пробудить в детях интерес к этому направлению, попытаться донести суть до каждого ребенка.

Музей - это своеобразное и эффективное средство познания окружающей действительности, так как он отображает самые разнообразные стороны жизненного пространства. Но в обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель.

В нашем же случае мини-музей «Деревянная игрушка» является неотъемлемой частью развивающей предметно-пространственной среды группы и помогает педагогам при знакомстве детей с многообразием деревянных игрушек, их историей и значением в жизни человека.

Это дополнительная «среда обитания», которую дошкольники могут посещать каждый день. И важно то, что мини-музей позволяет расширять образовательное пространство воспитанников, создавая в группе естественную поликультурную среду, оказывая неоценимую помощь в ознакомлении детей с малой Родиной через общение с деревянной игрушкой.

Экспонаты мини-музея органично вписываются в интерьер группы и доступны для воспитанников. Особенно детей привлекает то, что представленные игрушки можно не только рассматривать, но и трогать руками, переставлять их с места на место, а, самое главное, что с ними можно поиграть как индивидуально, так и небольшими коллективами.

Педагогам очень важно не упустить такие моменты и вовремя поддержать внимание и интерес дошкольников к объектам «игрушечного» музея, следует создавать условия для вхождения детей в мир игры : дидактические или интеллектуальные, театрализованные, игры-драматизации, сюжетно-ролевые и другие.

Игрушка - это целый мир. Игрушка не рождается сама по себе, ее создает человек, поэтому в ней отражаются особенности жизни разных поколений. Но любая игрушка обретает жизнь лишь в руках ребенка под воздействием воображения и является посредником между детьми и взрослыми.

При поддержке педагогов непосредственное общение детей дошкольного возраста с предметами мини-музея оказывает содействие на формирование у них эмоционально-чувственного, осознанного восприятия игрушек старины и современности, уважительного отношения к ним и их создателям.

Тем не менее, педагогам следует помнить о том, что для достижения положительных результатов в совместном взаимодействии «педагог – игрушки – дети» недостаточно лишь инициативности. Важно следовать основным дидактическим принципам: наглядность, доступность, систематичность и последовательность. Только в этом случае происходит осмысление дошкольниками понятий «прошлое», «настоящее» и «время», приобретается личный опыт приобщения к реальности истории и культуры через предметный мир деревянных игрушек.

Мы полностью согласны с педагогом Н. А. Рыжовой, которая считает, что мини-музей «является интерактивным образовательным пространством, в котором ребёнок может действовать самостоятельно с учётом своих интересов и возможностей, обследовать предметы, делать выводы, отражать в речи собственные наблюдения, обращаться со взрослыми, сверстниками».

И это, действительно, так. Экспонаты игрушек, представленные в мини-музее весьма многообразны и различны в своем предназначении: свистульки, трещотки, бусы, матрешки, машинки, конструкторы, вкладыши, кукольный театр и многое другое. Благодаря такой насыщенности предметная среда мини-музея «Деревянная игрушка» оказывает содействие познавательному, творческому и эмоциональному формированию дошкольников, обеспечивая при этом наглядным материалом образовательно-воспитательную деятельность, что и обеспечивает в полном объеме целостный процесс поликультурного воспитания детей.

При подведении некоторых итогов за период существования мини-музея «Деревянная игрушка» (чуть больше года) можно с уверенностью сказать, что опыт использования мини-музея в практике работы группы приносит хорошие результаты.

Мини-музей, действительно, является эффективным средством поликультурного воспитания дошкольников.

Для успешной реализации продуктивной и проектной деятельности по данному направлению способствуют такие условия, как:

• создание естественной поликультурной среды в группе;

• подготовленность педагогов в области поликультурного воспитания;

• определение базовых направлений в работе с детьми;

• использование разнообразных технологий организации познавательно-воспитательной деятельности;

• совместная деятельность родителей и педагогов.

Литература

1. Джуринский А. Н. Поликультурное воспитание в современном мире. - М. : Прометей, 2002. – 72с.

2. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? – М. : Сфера, 2004. – 192с.

3. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. - М. : Линка-Пресс, 2008.

4. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений. - М. : Линка-Пресс, 2004.

Публикации по теме:

Мини-музей народного быта как средство развития детей дошкольного возраста. Мини-музей «Дагестан — наш край родной»Мини-музей народного быта как средство развития детей дошкольного возраста. Мини-музей «Дагестан — наш край родной» Мини-музей «Дагестан – наш край родной" Подготовительная группа. В наше время возникает всё большой интерес к традициям, истории, культуре.

Фольклор как средство патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста Фольклор как средство патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста. Детство - период расцвета в жизни человека. Дети.

Фольклор, как средство патриотического воспитания у детей младшего дошкольного возраста Патриотическое воспитание - это целенаправленный процесс формирования любви к Отечеству, гордости за его культуру, обычаи, т. е. определенного.

Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно- исторического опыта поколений - одна из серьезных проблем.

Подвижная игра как средство физического воспитания детей дошкольного возраста Чтобы малыш рос здоровым и всесторонне развитым, необходимо с раннего детства уделять большое внимание физическому воспитанию, потому что.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста «Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к.

Семинар «Прогулка как средство воспитания детей дошкольного возраста» Департамент образования города Москвы ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 1210.

Сказка как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в ДО. Читайте детям сказки господа. В них спрятана людская доброта, Которая, чем больше разбирается, Тем шире и быстрее разрастается. Заложат.

Сказка как средство воспитания любви к природе у детей старшего дошкольного возраста Сказка как средство воспитание любви к природе у детей старшего дошкольного возраста Знакомство ребенка с природой начинается с самого.

Традиционная тряпичная кукла, как средство нравственного воспитания детей дошкольного возрастаТрадиционная тряпичная кукла, как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста Человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничто так не способствует формированию и развитию личности, её творческой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мини-музей как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 13 мая 2018 в 19:58
+130Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мини-музей как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Костина (УИ 175917) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 41.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД