Ирина Костина
Мини-музей как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В данной статье представлен педагогический опыт работы по использованию мини-музея «Деревянная игрушка» в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста.
Ключевые слова. Поликультурное воспитание, дети дошкольного возраста, мини-музей, деревянная игрушка.
Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,
пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,
в которых воплощается Родина.
В. А. Сухомлинский
Публикация «Мини-музей как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2018
Детство до школы - это судьбоносный этап жизни в становлении личности ребенка. Именно в этот период происходит формирование собственных возможностей детей, их потребность в самостоятельной деятельности и личных взаимоотношениях с людьми, активизируется познавательный интерес, создаются самые существенные представления об окружающем мире, добре и зле, приобретаются первоначальные познания о семье, ее ценностях, культуре и традициях.
Личность дошкольника развивается не только под влиянием сознательно организованных условий, но так же и окружающей социальной среды, состоящей из многообразных национальных традиций, культур, обычаев и интересов. Вследствие этого особое внимание заслуживает постижение ребенком с раннего возраста культурных традиций и истории, прежде всего, своего народа, являющегося непосредственным обстоятельством формирования национального самосознания.
В современной жизни также чрезвычайно значимым является решение проблемы гармоничных взаимоотношений между возрастными мирами – зрелость и детство.
Поэтому неоспоримым фактом на сегодняшний день становится то, что создание функционирующей системы поликультурного воспитания в дошкольных учреждениях просто необходимо и жизненно важно для формирования физически и духовно здоровой личности ребенка. Личности, которая будет отвечать потребностям значимых норм и ценностей - патриотизм, гражданственность, гуманность и благочестие.
Успешно поликультурное воспитание дошкольников может быть реализовано при целенаправленном использовании возможностей поликультурной среды, органично входящей в организацию развивающей предметно пространственной среды группы в дошкольном учреждении.
Поликультурная среда является частью социально-педагогической среды, которая окружает личность ребенка и оказывает непосредственное или опосредованное воздействие на ее созревание и самореализацию.
В дошкольных образовательных учреждениях поликультурное воспитание призвано помочь детям в восприятии целостных и непротиворечивых представлений об окружающем их мире; содействовать любви к своей семье, малой Родине, уважению к окружающим их людей, знакомству с бытом и культурой своего народа, толерантному отношению к традициям и культуре других национальностей, проживающих рядом с ними.
В поликультурном воспитании детей дошкольного возраста следует придерживаться таких направлений, как:
• информационная насыщенность - доступность и разнообразие в подаче познаний воспитанникам о народных традициях и обычаях, особенностях их культуры и ценностей и т. д. ;
• эмоциональное воздействие - создание условий для пробуждения познавательной активности ребенка, «оживление» его чувств;
• поведенческие нормы - содействие раскрытию нравственного потенциала детей через знакомство с правилами этикета поведения и мобильного общения между людьми, нормами взаимоотношений между народами.
Процесс поликультурного воспитания дошкольников может благополучно выступать под девизом - «Все друг другу мы нужны!».
Основное внимание воспитанников необходимо направить на получение представлений, в первую очередь, о себе, семье, семейных традициях, о культурных ценностях своего народа. Поэтому в каждом дошкольном учреждении нужно предоставить место поликультурному воспитанию.
С целью организации поликультурного воспитательно-образовательного пространства в группе нами был создан мини-музей «Деревянная игрушка». Его предназначение – это не только наличие экспонатов по данной теме, но и долгосрочный познавательно-воспитательный проект с методическим обеспечением, в реализации которого принимают участие педагоги, воспитанники и их родители.
Педагогами составлена программа проекта, выбрана цель и определены задачи по поликультурному воспитанию детей через общение с деревянной игрушкой. Содержимое мини-музея комплектуется деревянными игрушками разных исторических периодов: от предметов старины прошлого до игрушек настоящего времени. Периодически мини-музей пополняется новыми игрушками-экспонатами, сопутствующим иллюстрированным материалом и соответствующей специальной и художественной литературой.
Как показывает практика, тема поликультурного воспитания дошкольников младшего возраста довольно сложна. И задача педагогов состоит в том, чтобы доступными средствами (играми, литературными произведениями, театрализацией, игровыми ситуациями и беседами) пробудить в детях интерес к этому направлению, попытаться донести суть до каждого ребенка.
Музей - это своеобразное и эффективное средство познания окружающей действительности, так как он отображает самые разнообразные стороны жизненного пространства. Но в обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель.
В нашем же случае мини-музей «Деревянная игрушка» является неотъемлемой частью развивающей предметно-пространственной среды группы и помогает педагогам при знакомстве детей с многообразием деревянных игрушек, их историей и значением в жизни человека.
Это дополнительная «среда обитания», которую дошкольники могут посещать каждый день. И важно то, что мини-музей позволяет расширять образовательное пространство воспитанников, создавая в группе естественную поликультурную среду, оказывая неоценимую помощь в ознакомлении детей с малой Родиной через общение с деревянной игрушкой.
Экспонаты мини-музея органично вписываются в интерьер группы и доступны для воспитанников. Особенно детей привлекает то, что представленные игрушки можно не только рассматривать, но и трогать руками, переставлять их с места на место, а, самое главное, что с ними можно поиграть как индивидуально, так и небольшими коллективами.
Педагогам очень важно не упустить такие моменты и вовремя поддержать внимание и интерес дошкольников к объектам «игрушечного» музея, следует создавать условия для вхождения детей в мир игры : дидактические или интеллектуальные, театрализованные, игры-драматизации, сюжетно-ролевые и другие.
Игрушка - это целый мир. Игрушка не рождается сама по себе, ее создает человек, поэтому в ней отражаются особенности жизни разных поколений. Но любая игрушка обретает жизнь лишь в руках ребенка под воздействием воображения и является посредником между детьми и взрослыми.
При поддержке педагогов непосредственное общение детей дошкольного возраста с предметами мини-музея оказывает содействие на формирование у них эмоционально-чувственного, осознанного восприятия игрушек старины и современности, уважительного отношения к ним и их создателям.
Тем не менее, педагогам следует помнить о том, что для достижения положительных результатов в совместном взаимодействии «педагог – игрушки – дети» недостаточно лишь инициативности. Важно следовать основным дидактическим принципам: наглядность, доступность, систематичность и последовательность. Только в этом случае происходит осмысление дошкольниками понятий «прошлое», «настоящее» и «время», приобретается личный опыт приобщения к реальности истории и культуры через предметный мир деревянных игрушек.
Мы полностью согласны с педагогом Н. А. Рыжовой, которая считает, что мини-музей «является интерактивным образовательным пространством, в котором ребёнок может действовать самостоятельно с учётом своих интересов и возможностей, обследовать предметы, делать выводы, отражать в речи собственные наблюдения, обращаться со взрослыми, сверстниками».
И это, действительно, так. Экспонаты игрушек, представленные в мини-музее весьма многообразны и различны в своем предназначении: свистульки, трещотки, бусы, матрешки, машинки, конструкторы, вкладыши, кукольный театр и многое другое. Благодаря такой насыщенности предметная среда мини-музея «Деревянная игрушка» оказывает содействие познавательному, творческому и эмоциональному формированию дошкольников, обеспечивая при этом наглядным материалом образовательно-воспитательную деятельность, что и обеспечивает в полном объеме целостный процесс поликультурного воспитания детей.
При подведении некоторых итогов за период существования мини-музея «Деревянная игрушка» (чуть больше года) можно с уверенностью сказать, что опыт использования мини-музея в практике работы группы приносит хорошие результаты.
Мини-музей, действительно, является эффективным средством поликультурного воспитания дошкольников.
Для успешной реализации продуктивной и проектной деятельности по данному направлению способствуют такие условия, как:
• создание естественной поликультурной среды в группе;
• подготовленность педагогов в области поликультурного воспитания;
• определение базовых направлений в работе с детьми;
• использование разнообразных технологий организации познавательно-воспитательной деятельности;
• совместная деятельность родителей и педагогов.
Литература
1. Джуринский А. Н. Поликультурное воспитание в современном мире. - М. : Прометей, 2002. – 72с.
2. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? – М. : Сфера, 2004. – 192с.
3. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. - М. : Линка-Пресс, 2008.
4. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений. - М. : Линка-Пресс, 2004.