Прокопенко Ирина
Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня, на волне подъёма казачьего движения, возрождение интереса к истории родного края, приобретает неоценимое значение в деле воспитания подрастающего поколения. Погружая ребёнка в национальный быт, используя особенности речи, песен, подвижных игр и забав донских казаков, мы создаём естественную среду для овладения языком, традициями, укладом жизни своего народа. Таким образом, формируем любовь к малой и большой Родине.
Публикация «Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Подвижные игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2021
Подвижная игра – это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания.
Казачьи подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве. Желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять выдумку, смекалку, выдержку.
Эти игры не просто материализация потребности выплеснуть из себя энергию растущего человека. Они ещё являются характеристикой богатства казачьей души, стремления к творчеству, веселью, театрализации жизни.
Значение подвижных игр:
*создают атмосферу радости, вызывают у детей положительные эмоции
*усиливают все физиологические процессы.
*расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире
*пополняют словарный запас, развивают сообразительность, двигательную инициативу и творчество.
Особенностью казачьих игр является исторически сложившиеся образы
воина-защитника, хозяйки-казачки. В любой казачьей подвижной игре прослеживается
гендерная направленность:
Игры для мальчиков Развивают такие физические качества как: выдержку, смелость, ловкость, быстроту реакции, силу, выносливость, ориентировку в пространстве. Это игры соревновательного типа: «Коники», «Утка-гусь».
Силу, равновесие можно развить с помощью игр:
«Салки с мячом», «Сорви шапку», «Перетягушки», «Чурбан».
Развитие основных видов движений ходьбы, бега, прыжков хорошо укрепляют сюжетные игры: «Водяной», «Заря-заряница», ««Казаки-разбойники», «Разрывные цепи», «Прядки овощей», «Дед Рожок», «Ястреб и утки».
*Игры на ориентировку на местности: «Прятки овощей», «Прятки», «12 палочек», «Третий лишний».
*Для развития быстроты и ловкости –«Баба Яга», «Петушок», «Солнышко», «Латки с домиками» «Краски», «Разрывные цепи» «Узнай по голосу», «Лисонька»
*С мячом, например: «Съедобное - несъедобное»,«Выбивной», «Штандер», «Тише едешь дальше будешь, стоп», «Узнай расстояние».
Игры для девочек
Отличаются развитием грациозности движений, ловкости, быстроты, сообразительности, выдумки и творчества, воспитывают изящество движений, грацию, правильную осанку, ловкость и быстроту, сноровку.
К таким играм можно отнести хороводные, например: ««Нитка-иголка». «Капуста», «Заря заряница», «Золотые ворота» «Петушок», «Солнышко».
Музыкально-ритмические игры напримерр: «Ручеёк», «Воробьи-вороны», «Море волнуется», «Венок», «Утка-гусь».
В них воспитывается грация движений девочек, чувство ритма, быстрота реакции, слуховое восприятие, двигательная память.
Виды казачьих игр:
хороводные со словами :
*на тему сада-огорода: «Чучело», «Репка», «Венок».
*обыгрывание образов животных: «Козлёнок», «Коровка», «Конь», «Лисонька-лиса», «Петух», «Воробей», «Сова».
*явления природы:«Солнышко», «Дождик», «Ручеёк», «Ветер», «Тишина».
соревновательного характера
«Ремень», «Колечко», «Коники», «Утка, утка, утка, гусь», «Лента», «Камешки», «Платочек», «Перетягушки», «Бабки» «Сорви шапку», «Заря-заряница».
сюжетные
«Казаки-разбойники», «Разрывные цепи», «Прядки овощей», «Дед Рожок», «Ястреб и утки», «Водяной», «Поймай пташку за хвост».
на бытовую тематику:
«Плетень», «Рыбалка», «Караси и щука», «Капуста», «Поймай рыбку», «Чурбан».
Чтобы игры были в радость, нужно выполнять свод правил.
Свод правил игр для юных казачат:
1. Играйте честно, дружно, соблюдая правила. Правила в игре –законы, которые надо соблюдать.
2. В игре проявляйте больше выдумки, смекалки (не нарушая правил).
3. Играя с друзьями, помни, что ты не один (давайте возможность играть другим, нарочно подолгу не водите).
4. В играх-поединках выбирайте противников, равных по силам.
5. Старайтесь всё время выручать товарищей по ватаге (команде). Закон каждой ватаги в игре –один за всех и все за одного.
6. Не горячитесь понапрасну! Так вернее прийти к победе.
7. Обязательно слушайте ведущего игры: он здесь главный судья. Подчиняйтесь капитану команды (ватаги) в игре он старший.
8. Победив, не зазнавайтесь (ведь можно играть ещё лучше). Не смейтесь над проигравшими. Помните: в игре вы противники, вне игры-товарищи.
9. Проиграл –не унывай! Поблагодари победителя за науку; постарайся взять верх при следующей встрече.
10. В игре не сердитесь на тех, кто нечаянно толкнул или ударил вас.
11. Берегите принадлежности для игр; следите, чтобы они были всегда исправны и красивы.