Елена Шепелева
Проект «Русская матрешка» в старшей-подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Русская матрешка»
По формированию изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с разными видами матрешек, и их сравнения.
Содержание
1. Первый этап – целеполагание 3
2. Второй этап - Подготовительный этап 7
3. Третий этап - Основной. Реализация проекта 9
4. Четвертый этап. Презентация 13
5. Пятый этап. Заключительный 13
6. Список литературы 17
Первый этап – целеполагание
Изобразительная деятельность - это одна из любимых деятельностей детей дошкольного возраста, в которой заложен огромный развивающий и воспитывающий потенциал. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне; копируя окружающий мир, они изучают его. Через рисунок ребенок может отразить свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Исследователи детской изобразительной деятельности (Е. И. Игнатьева, Комарова Т. С. ,Н. П. Сакулина и др.) подчеркивают, что дети в процессе творчества делают множество открытий и порой создают интересные, оригинальные продукты в виде рисунка, пластического образа, конструкции и т. п.
Познавая красоту окружающего мира, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Формируются образные представления, развиваются мышление воображение. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы и явления, которые им понравились, вызвали у них желание поделиться своими переживаниями с близкими; у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируется творчество.
В наше время все сложнее завлечь ребенка творчеством или играми, они все чаще предпочитают проводить свободное время за просмотром мультфильмов и игрой на различных гаджетах. Из всех видов деятельности, которые делают огромный скачок в своем развитии в период дошкольного детства, изобразительная деятельность занимает отнюдь не последнее место. Так как именно эта деятельность способствует развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира.
Старший дошкольный возраст – возраст активного рисования. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию, они приобретают сюжетный характер. Совершенствуется восприятие цвета, формы, величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Дети различают по светлоте и называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников.
Старший дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Старшего дошкольника характеризует активная деятельностная позиция, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация, достаточно развитое воображение, настойчивость. Инициативность связана с любознательностью, способностью, пытливостью ума, изобретательностью, способностью к волевой регуляции поведения, умение преодолевать трудности.
У детей старшего дошкольного возраста необходимо формировать изобразительные умения для разностороннего развития личности ребенка, для более успешного обучения в школе.
В процессе изобразительной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму. Ребенок успешно овладевает письмом, если он умеет производить рукой ритмичные, равномерные, плавные движения. Формированию такого рода движений способствует рисование растений, декоративное рисование по мотивам вышивок, росписей и др. В процессе рисования предметов различной формы, величины и пропорций формируются умения удерживать определенное направление. Знакомство детей с основными формами, близкими к геометрическими фигурам, как плоскими, так и объемными, умение выделить их из окружающей действительности, сравнить их по величине, длине, ширине, высоте, соотносить величину частей изображаемого предмета и их пространственное положение на занятиях по декоративному рисованию способствуют овладению элементарными математическими понятиями.
Важную роль в формировании изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста играют произведения декоративно-прикладного искусства: в развитии их воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении выразительности создаваемых детьми работ. Декоративно-прикладное искусство является источником творческой деятельности. Художественные достоинства произведений, тщательная выверенность форм и содержания орнаментальных композиций заставляет нас постоянно искать и находить в декоративно-прикладное искусство яркие и доступные образы для применения их в практике эстетического и нравственного формирования личности дошкольника.
Влияние народного и декоративно-прикладного искусства на развитие изобразительных умений у старших дошкольников отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А. П. Усова, Т. С. Комарова, Т. Я. Шпикалова, Н. Б. Халезова, Т. Н. Доронова, А. А. Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, а так же побуждают к творчеству. Поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском дошкольном учреждении.
К наиболее ярким особенностям народного прикладного искусства следует отнести необыкновенно меткие, продуманные и правдивые характеристики конкретного образа, переданного в большой выразительности, прием форма, в которую вкладывает народный мастер свой замысел, всегда предельно лаконична. Все второстепенное отбрасывается, уступая место главному, которое выявляется особенно четко. Такая художественная трактовка образа в народном искусстве делает его особенно понятным и доступным для восприятия.
Другой характерной особенностью произведений народного прикладного искусства является красочность и декоративность. Смелые, часто контрастные цветовые сочетания, отличают произведения народного мастера, делают их необыкновенно привлекательными.
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития ребенка дошкольного возраста, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Ведь декоративно-прикладное искусство - составная часть этого опыта, а народное творчество-источник чистый и вечный, оно идет от души. Душа народная добра и красива, именно поэтому необходимым условием развития личности является использование народного искусства в работе с детьми.
Современный мир, наполненный зачастую импортными игрушками, отдаляя детей от истоков своей культуры, традиций русского народа. Однако при наблюдении за деятельностью детей группы было отмечено, что они проявляют особый интерес именно к матрёшке, подолгу могли играть ими, а так же рисовали матрешек в свободное от занятий время.
Знакомство детей с видами росписи включены в основную программу «От рождения до школы», по которой работает наше образовательное учреждение. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциала нового поколения, этого недостаточно для развития изобразительных умений. Нет знакомства с разными видами матрешек и их росписями, не учитывается их высокая значимость. Между тем знакомство с различными видами матрешек способствуют обогащению знаний и формированию изобразительных умений. Поэтому мы пришли к выводу, что знакомство с видами матрешек, а так же их сравнение будет эффективным при формировании изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Но далеко не все дети, да и взрослые знают об историческом происхождении матрешки, о появления матрешки на Руси, о мастерах - изготовителях и художниках, которые расписывают эту удивительную игрушку.
Цель: сформировать изобразительные умения детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с разными видами матрёшек и их сравнения.
Задачи:
1. Определить уровень сформированности изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста
2. Разработать мероприятия по формированию изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с разными видами матрешек и их сравнение.
3. Провести работу по развитию изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с разными видами матрешек и их сравнение.
4. Создать единое педагогическое пространство по формированию изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста.
5. Определить эффективность проведенной работы.
Участники дети, родители, воспитатели группы,
Вид проекта: творческо- познавательный
Продолжительность проекта: краткосрочный
Предполагаемый результат проекта:
У детей повысится уровень сформированности изобразительных умений.
Дети научатся определять виды матрешек, сформируется эстетический вкус, умение созерцать красоту народного прикладного искусства, создавать рисунок, используя цветовое сочетание, самостоятельно выбирать элементы орнамента при создании композиции, лепить игрушки и их роспись. Овладеют знаниями о матрешке.
Научатся самостоятельно изготавливать и оформлять поделки, сувениры и праздничные украшения.
2 этап - Подготовительный этап
Задачи:
1. Определить уровень сформированности изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста.
2. Разработать мероприятия по формированию изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Создать условия для реализации проекта.
4. Мотивировать детей и родителей на участие в проекте.
Для определения уровень сформированности изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста была проведена диагностика.
В диагностике участвовало 20 детей.
Результаты диагностики показали следующее:
Высокий уровень- 0 детей
Средний уровень- 10 детей
Низкий уровень - 10 детей
Оценивалась не только оригинальность образного решения, но и качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения: нарисованы характерные детали или ребёнок ограничивался лишь передачей общей формы, а также техника рисования и закрашивания)
Рисунки детей низкого уровня отличались неумением передавать форму предмета, слабым, неуверенным (без нажима) характером линии, увеличенным неумением выделять главную часть предмета, второстепенные детали, цвет, передавать пропорциональное соотношение частей, незаконченным качеством изображения. Данный контингент детей имеет несформированность умений, навыков изобразительной деятельности.
У детей со средним уровнем изобразительных умений работы некрасочные, неоригинальные, рисунок бедный по цвету, композиции, рисунок неоригинальный, типичный, часто повторяющийся. Также присутствует однообразие в цветовой гамме рисунков, недостатки технического оформления, недостаточно развит творческий подход и самостоятельность в работе.
Таким образом, выяснилось, что уровень сформированности изобразительных навыков не достаточный.
Результаты анкетирования родителей показали, что родители имеют обобщенные представления о важности развития изобразительных навыков у старших дошкольников. А также поделились своими переживаниями, что у детей не слабо сформированы изобразительные умения.
С результатами мониторинга родителей ознакомили на собрании. Тема собрания: «Матрешка как средство развития изобразительных умений и творческих способностей дошкольников». Собрание проводилось в нетрадиционной форме. Родители пришли сами к выводу, что детей необходимо знакомить разными видами матрешек, их особенностями и росписями. На этой встрече родителям было предложено принять участие в работе по тематике проекта. Между родителями в игровой форме было распределено изготовление наглядностей и альбомов для рассматривания.
На этом же этапе проводилась работа по организации предметно - пространственной развивающей среды: пополнен уголок изобразительной деятельности Семеновской и Полхов-Майданской матрешки. А также была проведена работа по поиску информации об их видах росписи. Информация носила не только познавательный характер, но и воспитательный.
Для решения поставленных задач разработали план мероприятий по реализации проекта.
3 этап - Основной. Реализация проекта
Задачи:
1. Провести работу по развитию изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с разными видами матрешек и их сравнение.
2. Создать условия для реализации проекта.
Вся работа на этом этапе была разбита на несколько блоков:
1 Блок Семеновская матрешка
2 Блок Полхов-Майданская матрешка
В каждом тематическом блоке выделены подблоки:
- информационно-познавательный;
- игровой
- художественно-творческий
Все блоки взаимосвязаны и включают в себя различные виды детской деятельности и формы организации.
В блоке «Семеновская матрешка» работа была направлена на ознакомление с Семеновской матрешкой и особенностями ее росписи.
Работа в рамках информационно-ознакомительного подблока была направлена на ознакомление с росписью Семеновской матрешки. По собранной информации проводились беседы с детьми на тему «Рождение русской матрешки», «История возникновения матрешки», «Как появилась Семеновская матрешка», «Семёновская роспись».
Уголок изобразительной деятельности был пополнен Семеновскими матрешками.
Дети вместе с родителями изготовили альбом для рассматривания «Семёновская игрушка».
Во время проведения утреннего сбора дети сами знакомили сверстников с найденной ими новой, полезной информацией о Семёновской матрешке, ее отличительных особенностях. А так же рассказывали выученные стихотворения. Эта работа стала очень интересной, и привлекла всех детей и родителей в процесс проекта.
Пособие «Русская матрешка» направленно на знакомство детей с историей матрешки, как народного промысла; способность увидеть необычное в обычном; обогащение кругозора детей об игрушке; формирование интереса и любознательности детей; умение получать радость от новых знаний.
Для активизации познавательного интереса занятия и совместная деятельность всегда проводились в игровой интересной для восприятия детей форме, например: «В гости к Матрешке», «А у нас русская красавица в гостях».
Дети с большим интересом рассматривали альбомы и мини-книжки, сделанные своими руками. Был организован ресурсный круг с родителями. Где не только воспитатель рассказывает о росписи, но и родители с удовольствием делилась знаниями и впечатлениями. Это учит общению родителей и детей и укрепляет семейные традиции, а значит и семью.
Выучили с детьми загадки, стихотворения о Семеновской матрешке.
Содержанием игрового подблока стали дидактические и развивающие игры.
В совместной деятельности использовались дидактические игры:
«Эти удивительные узоры» «Разноцветны матрешки», направленна на развитие изобразительных умений.
«Чего не хватает у матрешки?» Целью этой игры является закрепление частей матрешки, ее украшений, и элементов одежды.
«Укрась Семёновскую игрушку». Целью игры является закрепление знаний о росписи Семеновской игрушки.
Для развития композиционных умений с детьми были проведены аппликации: «Украсим передник у Матрешки», «Украсим одежду».
Художественно-творческий подблок.
Содержанием этого блока были мероприятия направленные на развитие изобразительно-творческих умений. Свои впечатления, представления и восприятие дети отражали в различных творческих работах: рисование «Матрешка», «Распишем сестричек», «Потерянный фартук». Для развития световосприятия использовали пластилинографию: «Семеновская матрешка», «Хоровод матрешек».
В тематическом блоке «Полхов-Майданская матрешка» работа также была направлена на ознакомление с матрешкой и особенностями ее росписи.
Работа в рамках информационно-ознакомительного подблока была направлена на поиски необходимой информации об истории Полхов-Майданской матрешки, техники ее росписи. По собранной информации проводились беседы с детьми на тему «Полхов-Майданская матрешка», «Какая матрешка старше Семеновская или Полхов-Майданская», «Полхов-Майданская роспись», «Семеновская и Полхов-Майданская матрешка».
Уголок изобразительной деятельности был пополнен образцами Полхов-Майданской матрешки.
Во время проведения утреннего сбора дети продолжали сами знакомили сверстников с найденной ими новой, полезной информацией о Полхов-Майданской матрешке, ее отличительных особенностях. Рассказывали, чем эта матрешка отличается от Семеновской, выделяли ее особенности.
Вместе с детьми подготовили презентацию: «Такая разная матрешка», где выделили основные отличительные характеристики двух видов матрешек – их роспись, форму, элементы, цвета.
Дети с родителями также изготовили мини-книжки про Полхом-Майданскую матрешку. И каждый раз, находя отличие от Семеновской матрешки, делились со своими сверстниками.
Разучили стихи и загадки про Полхов-Майданскую матрешку.
Содержанием игрового блока стали дидактические и развивающие игры.
«Эти удивительные узоры», «Собери матрешку» направленные на закрепление знаний о русской народной игрушке.
«Укрась Полхов-Майданскую матрешку». Целью игры является закрепление знаний о росписи Полхов-Майданской матрешки.
«Построй ряд с закрытыми глазами». В этой игре дети выкладывают ряд матрешек от самой большой до маленькой, при этом различая Семеновскую и Полхов-Майданскую матрешку.
«Чей платочек?» Эта игра направлена на закрепление знаний различий между матрешками, которые дети ранее изучили.
Лото «Виды матрешек», так же направлено на закрепление знаний отличительных особенностей между матрешками.
Была проведена викторина «Мы красавицы-подружки», на знание различий Семеновской и Полхов-Майданской матрешки
Для развития композиционных умений у детей были проведены аппликации: «Украсим платок для сестричек», «Украсим одежду».
С большим интересом отнеслись дети к отгадыванию загадок о матрешках, выучили считалки, стихотворения о матрешках.
Художественно-творческий подблок.
Содержанием этого подблока были мероприятия направленные на развитие изобразительно-творческих умений. Свои впечатления, представления и восприятие дети отражали в различных творческих работах: рисование «Кудрявые матрешки», «Распишем сестричек», «Дорисую орнамент»;
Для развития световосприятия также, использовали пластилинографию : «Веселые матрешки», «Хоровод матрешек».
4 этап. Презентация.
Презентация проекта проводилась в форме развлечения совместного с родителями, в содержание которого входили интеллектуальные задания и презентация продуктов проекта.
Дети читали стихи о матрешках, украшали их, поиграли в музыкальную игру «У кого матрешка». А так же наряжались сами матрешками.
Каждая семья представляла свою творческую работу – матрешку, которую они расписали дома, вложили в нее частичку своей души, доброты.
Проведенное мероприятие способствовало гармонизации детско-родительских отношений, сплочению детей с педагогами и родителями и являлось ярким итогом совместной деятельности детей, родителей, воспитателей.
5 этап. Заключительный этап.
Для определения эффективности работы по проекту была проведена контрольная диагностика, которая показала следующие результаты:
низкий уровень развития 0 детей
средний уровень развития -14 детей
высокий уровень развития – 6 детей
Диагностика показала, что проведенная работа эффективна, на что указывают положительные результаты при повторном мониторинге.
Дети с высоким уровнем в выполнении заданий проявляет самостоятельность и творчество; высокое качество выполненной работы.
В работе с карандашом сознательно применяют выразительные средства в карандашном рисунке (тонировка, штрих, напряженность и характер линий); регулируют нажим и направление штриховки в целях более точной передачи изображения, получения интенсивного цвета и оттенков; регулирует силу нажима и направление движения кисти при передачи изображения. Линии мягкие, используют мелкие штрихи, различные сочетания линий, умеет проводить горизонтальные, вертикальные линии, рисовать круг овал, многоугольники.
В работе с акварельными красками и гуашью умеет правильно накладывать краски в одном направлении, закрашивать без просветов, заполняя последовательно всю поверхность; умеют размывать и смешивать краски для получения других цветов и оттенков цвета, добавляя белила; умеет проводить горизонтальные, вертикальные линии, рисовать круг, овал, многоугольники. Регулируют силу нажима, размах руки, закрашивают в пределах контура. Линии мягкие, используют мелкие штрихи, различные сочетания линий.
Правильно передано в рисунке пространство (близкие предметы расположены ниже на бумаге, дальние - выше, переднее - крупнее равных по размеру, но удаленных).
Дети со средним уровнем развития изобразительных умений испытывают трудности в создании рисунков по теме; с помощью педагога составляет рисунки в определенной последовательности и по образцу; мало проявляет самостоятельность и творчество в выполнении заданий; удовлетворительное качество выполненной работы.
Ребенок не всегда правильно держит карандаш и кисть, не совсем правильно пользуется акварельными красками и гуашью.
В работе с карандашом слабо владеет техникой карандашного рисунка (тонировка, штрих, напряженность и характер линий); не всегда может регулировать нажим и направление штриховки. Закрашивает изображение крупными, размашистыми движениями, иногда выходит за пределы контура, линия дрожащая, слабая
Форма простая, есть незначительные искажения. Ребенок делает объект узнаваемым и вычленяет отдельные детали; есть искажения пропорциональности предметов. Не всегда ровно определяет величину изображения в зависимости от размера листа и пропорций между элементами сюжетных рисунков; расположение частей предметов немного искаженно. Есть ошибки в изображении пространства.
В работе с акварельными красками не всегда умеет правильно использовать кисть для передачи изображения.
Заключение.
В ходе проекта, дети узнали, что такое матрешка, какие они бывают, научились различать виды матрешек, познакомились с видами росписи матрешек. А главное повысили уровень изобразительных навыков у детей.
В процессе работы в рамках проекта, собранный иллюстрационный материал был оформлен в альбомы «Русская матрешка», «Полхов-Майданская матрешка», «Семеновская матрешка», а так же пополнено, разработанное ранее дидактическое пособие «Русская матрешка», изготовлены картотеки стихов, загадок, детской литературы о матрешках.
РППС пополнено мини-книжками о матрешках и дидактическими играми: «Укрась матрешку», «Чей платочек?» «Собери матрешку», «Эти удивительные матрешки».
В приемной оформлена фотовыставка фотографий и рисунков матрешек: «Такие разные и такая похожие».
Продукты творчество детей и родителей были оформлены в альбомы «Наши матрешки».
В рамках проекта был проведен конкурс детей и родителей по изготовлению матрешки «Красавица матрешка». В этих творческих работах отразились знания детей и родителей об особенностях Семеновской и Полхов-Майданской матрешках.
Таким образом, на основе полученных положительных результатов можно утверждать, что работа с использованием проектного метода свидетельствует об успешном формировании изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по развитию изобразительных умений.
Список литературы
• Иллюстрации матрешек. http://www.polygon.ee/portal
• Клиентов, А. Е. Две Матрены, три Матрешки и еще Матрешечка! : русская матрешка // Клиентов, А. Е. Народные промыслы. - М. : Белый город, 2003. - С. 10.
• Тайна матрешки сайт http://www.svetloyar.ru/index.php?id=000105
• Старинные матрешки сайт http://www.thimble.ru/mat2.html
• Березина, В. Г., Детство творческой личности [Текст]/ И. Л. Викентьев, С. Ю Модестов. - СПб. : издательство Буковского, 1994. – ISBN 5-7797-0163-6.
• Венгер, Н. Ю. Путь к развитию творчества [Текст] / Н. Ю. Венгер, /Дошкольное воспитание. – 1982. №11.– ISBN 5-89144-6.
• Выготский Л. Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте [Текст] /Л. Н. Выгодский. - СПб. : Союз, 1997. – ISBN 978-5-93312-829-8,
• Гаврина С. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать[Текст] /С. Гаврина. - Ярославль, 1997. – ISBN 5-89144-310-4,
• Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] / Г. Г. Гаврина. - М., 2000. – ISBN 5-7301-0010-8,
• Ендовицкая Т. О Развитии творческих способностей [Текст] / Т. О. Ендовицкая// Дошкольное воспитание. - 1967 № 12.