Надежда Кокина
Игра как метод развития коммуникативной функции речи детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Работая в детском саду с детьми с речевыми проблемами (диагноз общее недоразвитие речи III уровня) и сохранным интеллектом, можно смело сказать, что в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей и проходит «красной нитью» через всю образовательную деятельность воспитанников. «Игра в дошкольном возрасте определяет всестороннее развитие личности ребёнка и создаёт зону ближайшего развития» (Л. С. Выготский). Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому ФГОС закрепляет обучение ребёнка через «ворота детской игры».
Публикация «Игра как метод развития коммуникативной функции речи детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Д. Б. Эльконин выделяет четыре линии влияния игры на психическое, речевое и коммуникативное развитие ребёнка.
1 линия – развитие мотивационно - потребностной сферы.
Социальные мотивы делаются более значимыми для ребёнка с ОВЗ, нежели личностные (происходит соподчинение мотивов).
2 линия – проявление познавательного и эмоционального эгоцентризма.
Играя в игры с другими детьми, ребёнку приходится согласовывать свои действия с действиями других детей. Уметь договариваться, правильно формулировать свою мысль.
3 линия – развитие произвольности поведения.
Дошкольник подстраивает свои собственные желания, импульсы и действия в соответствии с социальными образцами. Развивается произвольная регуляция поведения, что особенно трудно детям с ОВЗ.
4 линия – развитие умственных действий.
Формируется план представлений. Развиваются умственные способности и творческие возможности.
Что же даёт ребёнку игра?
1- Стимул для самовыражения;
2- исследование собственных чувств и переживаний;
3- освобождение от эмоциональной напряжённости;
4- средство для решения развивающих и коррекционных задач;
5- общение и сотрудничество со сверстниками;
6- развитие коммуникативной функции речи;
7- возможность обучения в образовательной деятельности;
8- развитие реальных позиций в сфере сверстников и взрослых.
Речевое сопровождение ребё нком проходит через все виды игр:
- дидактические игры,
- результативные игры,
- игры-драматизации,
- сюжетно-ролевые игры,
- игры с правилами.
Чему учит игра детей с ОНР?
1 – Организовывать общение и прислушиваться друг к другу;
2 – контролировать своё поведение: уметь выражать свои чувства как положительные, так и отрицательные;
3 – решать, как поступить, предвосхищая последовательность собственных действий, как бы взвешивая все «за» и «против»;
4 – развивать навык сотрудничества и эффективного взаимодействия, уважительно и неконфликтно выражать собственные мысли и желания.
В соответствии с ФГОС коррекционно-педагогической работа включает в себя основные принципы развития коммуникативной деятельности детей в игре :
1 – принцип свободного участия;
2 - принцип взаимного уважения;
3 – принцип осознанности;
4 – принцип рефлексии.
На развитие коммуникативных навыков детей направлены следующие игры: «Назови себя», «Снежный ком», «Ласковое имя», «Давайте поздороваемся», «Встаньте и скажите те, кто…», «Представься с помощи куклы», «Опиши друга», «Переходы», «Что изменилось?», «Моё настроение».
Широко используются игры на развитие грамматического строя речи, которые включают в себя работу над развитием словарного запаса, фонематического слуха и связной речи.
Игры и упражнения на словоизменение: «Чего не стало?», «Чего не хватает кукле?», «Ателье», «Кафетерий», «Кто что делает?», «Расскажи о предмете», «Отгадай, что это?», «Вы хотите, мы хотим».
Игры и упражнения на словообразование: «Назови детёнышей домашних животных», «Назови детёнышей диких животных», «Профессии людей», «Назови посуду», «Образуй родственные слова».
Игры и упражнения на совершенствование синтаксической стороны речи : «Почему?», «Зачем?», «Что было бы, если…», «Закончи предложения», «Дополни предложения», «Размытое письмо», «Расскажи про детский сад».
Все игры были адаптированы к детям старшего дошкольного возраста. Рекомендованные игры размещаются в уголках для родителей, стендах, сайте детского сада. Планируется издать сборник игр и игровых упражнений.
В конце итогового периода была проведена диагностика развития коммуникативной функции речи детей с ОНР через игру. В представленной презентации был показан график постепенного и последовательного роста развития коммуникативной функции речи детей через игру. Результаты мониторинга оценивались 5-ти балльной шкалой по 3 основным параметрам:
1 – умение детей самовыражаться через игру;
2 – умение выстраивать общение и сотрудничество со сверстниками;
3 – умение обучаться через игру в образовательной деятельности.
И как результат проведённой работы был организован с воспитанниками «Праздник правильной и культурной речи».