Папки-передвижки

Метод экспериментирования как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Гузель Ахметзянова
Метод экспериментирования как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс

"Метод экспериментирования как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

при ознакомлении с неживой природой"

 

Задачи мастер-класса

· определение последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;

· совместная отработка методических подходов, приёмов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;

Публикация «Метод экспериментирования как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

· рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер - класса;

· популяризация инновационных идей, технологий, находок педагогических работников;

· повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса;

· формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности каждого участника мастер-класса.

Оборудование: мультимедийный проектор, проекторный экран, емкости для воды, пресная и соленая вода, подносы, апельсины, кусковой сахар, пищевой краситель.

 

Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности.

С. Л. Рубинштейн

 

Ход МАСТЕР-КЛАССА

 

I. Организационный момент

 

- Здравствуйте, уважаемые коллеги!

 

Что и как? Почему и зачем?

Как ответить успеть детям всем?

И родителям знания дать –

Что смешать? Как смешать? С чем смешать?

И в солнце, и в дождь,

И в любую погоду

Изучаем мы все неживую природу.

- Что относится к неживой природе?    (Слайд 1)

 

II. Вводная часть

- Тема мастер-класса «Метод экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой».

- Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Куда направить кипучую энергию и неуемную любознательность? Как способствовать развитию творческого начала дошкольника?    (Слайде 2)

- На эти вопросы мы постоянно ищем ответы. Изучаем новые технологии обучения дошкольников, наиболее эффективные формы и методы, позволяющие строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Я считаю, что одним из таких методов является детское экспериментирование, которое позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

С чего начать работу по экспериментированию?

- Необходимо определить алгоритм проведения занятий по экспериментированию и структуру эксперимента.

Так как мастер-класс ограничен во времени, я предлагаю воспользоваться готовой схемой примерного алгоритма, который представлен на экране. Вам необходимо определить его последовательность.  (Слайд 3)

Примерный алгоритм проведения занятия по экспериментированию

1. Предварительная работа (наблюдения, экскурсии, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки)

2. Определение вида занятия (констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями, сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта, обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам)

3. Постановка темы занятия

4. Выбор цели, задач (образовательные, развивающие, воспитательные)

5. Подготовка пособий и оборудования

- Сейчас мы поиграем с пазлами и в игре смоделируем структуру эксперимента. (Из магнитных пазлов с изображением объектов неживой природы моделируется планета Земля.)

- Так из камней, песка, почвы, воды, воздуха мы смоделировали нашу планету.

Пожалуйста, прочитайте и обратите внимание на последовательность этапов проведения эксперимента.

Примерная структура эксперимента 

1. Проблема

2. Постановка задачи

3. Варианты решения

4. План эксперимента

5. Выбор оборудования

6. Правила безопасности

7. Эксперимент

8. Вывод

9. Связь с жизнью

10. Обобщения   (Слайд 4)

- Решая задачи в соответствии с федеральным государственным стандартом и следуя алгоритму и структуре эксперимента, формируем у детей целостное представление о мире неживой природы.

- Как вы думаете, рухнет ли Пизанская башня?

Можно ли заставить апельсин опуститься на дно водоёма?

Не ломайте голову, давайте поэкспериментируем!

Опыт 1   (Слайд 5)

- На слайде показана последовательность проведения опыта с апельсином. Выполните этот эксперимент.

1. - Что произошло с апельсином? И даже если очень постараться, утопить его не удастся.

2. - Ну, что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул. Почему?

3. - Что видите? Почему?

- Сделаем вывод: в апельсиновой кожуре много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды.

Вода растворяет соль. Соленая вода более плотная, поэтому апельсины в ней не тонут.

Опыт 2   (Слайд 6)

1.- Что произошло с сахаром после того, как вы вылили подкрашенную воду в тарелку?

2.- Что случилось с башней, когда сахар полностью пропитался водой?

- Вывод: вода является хорошим растворителем. Вода проникает в сахар и смешивается с ним (это хорошо видно по тому, как меняется цвет сахара). К тому же молекулы воды очень сильно притягиваются друг к другу, что помогает им подниматься вверх по башне. Сахар растворяется, башня падает.

IV. Заключительная часть

- При организации детской экспериментальной деятельности, постоянно возникают вопросы. А нужно ли это ребёнку сейчас? Какое дальнейшее применение этого он найдёт в обыденной жизни? Большинство ответов положительные. Значит, мы выбрали нужное и ценное содержание для своей работы. Ведь детские удивительные открытия находятся рядом, поэтому только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни.  А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям! Поэтому заканчиваем описание своего опыта работы словами известного психолога П. П. Блонского: “Пустая голова не рассуждает. Чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать”.

Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Мастер-класс «3D рисунок»Мастер-класс «3D рисунок» 3D рисунок. Мастер - класс. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня вашему вниманию я хочу представить мастер - класс рисунка.

Мастер-класс «Игольница»Мастер-класс «Игольница» Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению игольницы. Такую игольницу можно мастерить с детьми старшего возраста, она проста.

Мастер-класс «Конь»Мастер-класс «Конь» Профессия воспитатель, подразумевает творческую, талантливую личность. Со многими талантливыми коллегами я познакомилась здесь,на МААМе.

Мастер-класс «Котенок»Мастер-класс «Котенок» В нашем саду проходил районный конкурс "Карапуз-шоу" и мы с ребятишками решили принять в нем посильное участие. Так как возраст моих малышей.

Мастер-класс «Кукла»Мастер-класс «Кукла» Каждый из нас в детстве делал куклу своими руками. Я вам предлагаю вместе со мной вернуться в детство. Для работы нам понадобится лист.

Мастер-класс «Листопад»Мастер-класс «Листопад» Хочу вам предложить простой и очень красивый способ оформить помещение осенними листьями. Я вырезала из желтой бумаги и картона листья.

Мастер класс «Открытка к 9 Мая»Мастер класс «Открытка к 9 Мая» Предлагаю Вашему вниманию поздравительные открытки к празднику 9 Мая, которые я сделала со своими воспитанниками для поздравления Ветеранов.

Мастер-класс «Розы»Мастер-класс «Розы» Полюбуйтесь на эти красивые нежные розы из конфет и гофрированной бумаги! Сделать их совсем не сложно. Нам понадобится: гофрированная.

Открытка «1 Мая!» мастер-классОткрытка «1 Мая!» мастер-класс Здравствуй, здравствуй, Первомай! Ты весну-красну встречай! Современные дети почти ничего не знают о празднике 1 Мая, расценивая его просто.

Открытка в технике витража. Мастер-классОткрытка в технике витража. Мастер-класс Доброго всем времени суток! Среди необъятного колличества публикаций на сайте можно обязательно найти то, что зацепит тебя. Так вот просматривая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Метод экспериментирования как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 3 декабря 2015 в 20:00
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Метод экспериментирования как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Гузель Ахметзянова (УИ 397045) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД