Оксана Барсукова
Пескотерапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
(1 слайд) Пескотерапия (sand – play) – игра с песком как способ развития речи ребёнка.
(2 слайд) Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляцией его поведения.
Публикация «Пескотерапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Песочная терапия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Мы все прекрасно знаем, что хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе.
На сегодняшний день в арсенале педагогов имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Одним из эффективных методов развития речи детей дошкольного возраста, является песочная терапия.
(3 слайд) Хотелось бы процитировать К. Д. Ушинского
«Наилучшая для малыша та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться; для маленьких детей наилучшая игрушка – это куча песка».
Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд. Формированием концепции «песочной терапии» (sand-play) занимались, в основном, представители юнгианской школы. Например, швейцарский аналитик Дора Калфф.
(4 слайд) Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные педагоги - Санкт – Петербургского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко Татьяна Михайловна, Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия», Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. «Игры в сказкотерапии», Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. «Как помочь "особому" ребенку», Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке : Практикум по песочной терапии».
Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психологу, но и логопеду. Помимо общепринятых направлений в работе для развития речи детей логопатов, мы используем на занятиях элементы песочной терапии.
(5 слайд) Частичный перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения:
• Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
• Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
• В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика.
• В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
(6 слайд) Игры с песком способствуют :
- развитию артикуляции;
- развитию речевого дыхания;
- развитию мелкой моторики рук;
- автоматизации звуков в речи;
- расширению словарного запаса;
- развитию фонематического слуха и восприятия;
- развитию лексико-грамматических представлений;
- развитию связной речи; обучению рассказыванию;
- подготовке к обучению грамоте.
Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия. В других случаях – в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки.
(7 слайд) Все игры, с использованием песочной терапии,
делятся на три направления:
Обучающие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развивается его речь, словарный запас, развивается восприятие различного темпа речи, развивается высота и сила голоса, дыхание, внимание и память, фонематический слух. Главное идет подготовка к обучение письму и чтению.
Познавательные игры, с их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.
Проективные игры, с их помощью мы осуществляем диагностику, коррекцию и развитие ребенка.
Игры с песком можно использовать, как индивидуальную работу, так и подгрупповую или же на фронтальных занятиях.
(8 слайд) В песочной терапии используем такие материалы как:
Песочница «Малая»
Деревянный ящик прямоугольной формы, традиционным размером 50*70*8 см.
Используется для работы с сухим и влажным песком.
(9 слайд) Песочный планшет
Деревянный поднос с цветным дном
Световой экран
Деревянных ящик прямоугольной формы с двойным дном с подсветкой
(10 слайд) Наборы лексических игрушек для игр с песком
люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности;
животные (дикие, домашние, доисторические);
птицы (дикие, домашние);
обитатели водного мира (рыбы, млекопитающие, крабы, моллюски);
дома
деревья и другие растения;
транспортные средства;
объекты среды обитания человека;
объекты ландшафта Земли;
аксессуары (бусы, пуговицы, ракушки, камни, скалки, формочки, ножи)
(11 слайд) виды песка
Кинетический песок
на 98% состоит из натурального песка, не засыхает, не боится контакта с водой. Песок удерживает приданную ему форму, но в то же время рассыпаясь, течет, как кисель.
(12 слайд) Живой песок
очень мелкой фракции белого цвета. Песок не сохнет, практически полностью растворяется в воде, поэтому следует хорошо
вытирать мокрые руки перед игрой и стараться избегать попадания влаги в песок
(13 слайд) Речной песок
Промытый, прокаленный речной песок крупной или мелкой фракции
(14 слайд) Кварцевый песок
Окрашенный речной песок крупной или мелкой фракции
(15 слайд) Радужный песок
на 98% состоит из натурального песка, не засыхает, не боится контакта с водой. Песок удерживает приданную ему форму.
(16 слайд) Песочные макеты по лексическим темам
С помощью фигурок на песочных макетах отрабатываются навыки ориентировки на плоскости, развивается мелкая моторика. При использовании на занятиях обогащается и закрепляется словарь детей по лексическим темам, формируются лексико-грамматические категории, развивается связная речь.
- «Дикие животные наших лесов»
- «Домашние животные»
- «Домашние птицы»
(17 слайд) - «Обитатели пустыни»
- «На морском дне»
(18 слайд) - «Гиганты прошлого»
- «Животные жарких стран»
(19 слайд) - «Животные севера»
- «Профессии на стройке»
(20 слайд) Занимательные игры и упражнения с песком в развитии речи детей дошкольного возраста
(21 слайд) Работа по развитию речи у детей предполагает 3 этапа:
1 этап:
Знакомство с песочной страной
Цели:
• пробуждение интереса к занятиям с песком;
• знакомство детей с правилами поведения в песочнице.
• развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений
(22 слайд) Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице.
На этом этапе проводятся упражнения и игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.
(23 слайд) Обычно используются игры, которые предлагают Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева и Т. М. Грабенко в "Практикуме по креативной терапии" :
«Здравствуй песочек»
- поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);
- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка
(24 слайд) «Песочный дождь»
«Секретные задания кротов»
«Песочные прятки»
Эти незатейливые упражнения на самом деле обладают колоссальным значением для развития детей.
• Во-первых, взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние.
• Во-вторых, наряду с развитием кинестетической чувствительности и мелкой моторики, дети прислушиваются к себе и проговаривают свои ощущения. А это способствует развитию речи, обогащению словаря, развитию произвольного внимания и памяти.
(25 слайд) 2 этап:
Путешествие по песочной стране
Цели:
• развитие познавательных процессов;
• развитие речи, памяти, мышления;
• совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве.
На этом этапе проводятся следующие упражнения и игры:
(26 слайд) «Дорисовывание фигур до предметов»
Цель: развитие познавательных процессов; развитие речи, памяти, мышления; совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве.
«Секретики»
Цель: развитие познавательных процессов; развитие речи, памяти, мышления; совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве.
(27 слайд) «Украсим коврики»
Цель: развитие познавательных процессов; развитие речи, мышления;
совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве.
«Преврати букву»
Цель: развитие познавательных процессов; развитие речи, мышления; совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве.
«Угадай на ощупь», «Заборчики» «Норки для мышки» «Узоры на песке»
(28 слайд) «Рисуем дорожки»
Цель: развитие графомоторных навыков
(29 слайд) ВИДИО
(30 слайд) 3 этап:
В царстве песочной грамоты
Цели:
• развитие диафрагмального дыхания;
• развитие артикуляции;
• автоматизация звуков в речи;
• развитие фонематического слуха и восприятия;
• коррекция лексико-грамматических нарушений речи;
• развитие связной речи детей, обучение рассказыванию
• проговаривание действий с песком
(31 слайд)
Перед началом игр для развития диафрагмального дыхания необходимо напомнить следующие правила:
Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «Шариком»; выдыхай медленно и плавно; старайся дуть, чтоб воздушная струя была очень долгой.
• «Выровняй дорогу»
• «Дорога к другу»
(32 слайд) «Добрый великан»
Также для развития диафрагмального дыхания можно использовать такие игры как «Что под песком», «Ямка», «Помоги зайцу», «Путешествие», «Буря».
(33 слайд) Для развития артикуляции использовать все общепринятые упражнения сочетая их с элементами биоэнергопластики.
(34 слайд) ВИДИО
(35 слайд) для развития фонематического слуха и восприятия детям предлагаются такие игры как
«Спрячь ручки, когда услышишь звук»
«Две поляны» перед ребенком выставляются вперемешку фигурки или картинки, после обозрения ребенок должен разделить пространство и заселить одну часть животными с одним звуком, а другую часть – животными со звуком-оппозиционером. Продолжая работу можно предложить выбрать животных с определенным звуком (в начале, в середине и конце слова). Похожие сюжеты можно разыгрывать с растениями, одеждой, предметами мебели, посуды и т. д.
(3 6слайд) «Выложи узор»
«Клад»
(37 слайд)
Работа в песочнице позволяет не только решать задачи развития фонематического слуха, но и успешно автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки
«Звуковые дорожки»
(38 слайд) «Горочка»
«По камушкам шагай, звук называй»
Так же для автоматизации можно использовать называние слов –фигурок. Например, собрать в зоопарк, лес только тех животных, в названии которых есть определенный звук. Естественно ребенок называет животных, в название которых есть автоматизируемый звук и переносит их в песочницу.
(39 слайд) ВИДИО
(40 слайд) Формирование лексико-грамматического строя речи
Обогащение и закрепление слов родного языка – одна из самых важных задач развития речи. Что же можно делать в песочнице.
Во-первых: расширять и активизировать словарь связанный с песочницей: песок, песчинка, караваны, барханы и другие слова.
Во-вторых: обогатить словарь детей соответствующими материалу глаголами (Сыпать, гладить, грести,обогатить речь прилагательными, причастиями (песчаный, легкий, сухой, золотой)
В-четвертых: развитие когнитивных процессов, в частности развитие операций классификации (домашние и дикие животные)
Говоря о грамматической стороне речи, мы подразумеваем способность в рамках языковой нормы, образовывать новые слова, умении согласовывать их в роде, числе и падеже.
«Строители»;
«Подбери слово»;
«Загадки»;
«Родные слова»;
«Я делал – я сделал»
«Секрет» — отыскав в песке игрушку, скажи, какая она (подбор прилагательных);
«Загадки» — опиши игрушку, спрятанную в песке не называя ее;
(41 слайд) ВИДИО
(42 слайд) для развитие связной речи детей, обучение рассказыванию.
-«Дорисуй и составь предложение»;
для составления описательных рассказов организуем такие игры как «Что спрятал песок»
-«Мой клад»,-«Две игрушки»;
Для пересказа сказок и рассказов, совместно с детьми создаем сюжетную композицию из песка (используем радужный, кинетический пески)
Для составления творческих рассказов детям предлагаются игры
-«Что случилось», «Продолжи рассказ», «Придумай историю»
Использование песочной терапии позволяет развивать не только все стороны речи. В песочной стране ребенок и логопед легко обменивается идеями. Что позволяет построить партнерские и доверительные отношения. Особенно хорошо подходит метод песочной терапии для детей, которые по какой-либо причине отказываются выполнять различные задания на традиционных занятиях.
(43 слайд) А сейчас мы хотели бы предоставить вашему вниманию картотеку, в которой мы собрали и систематизировали игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста.
(44 слайд) Цель создания данной картотеки: помочь педагогам в работе по развитию речи у детей дошкольного возраста.
Картотека состоит из трех разделов:
(45 слайд) «Игры и упражнения для развития речи»
(46 слайд) «Игры для развития мелкой моторики»
(47 слайд) «опыты с песком»