Елена Нестерова
Применение пескотерапии для развития речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Применение пескотерапии для развития речи детей старшего дошкольного возраста.
В настоящее время очень остро стоит проблема о возрастании количества детей с речевыми нарушениями. Многие дети, имеющие речевые нарушения, сталкиваются с большими трудностями при обучении в школе. Эти нарушения влияют на эмоциональное состояние детей, на их поведение, работоспособность. Тяжелые нарушения речи влияют на высшие психические функции: память, мышление, восприятие, речь.
Публикация «Применение пескотерапии для развития речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Песочная терапия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
У некоторых детей проявляются еще и нарушение координации движений, недостаточное развитие мелкой моторики рук; сопутствующие движения при выполнении артикуляционных упражнений, при разговоре; низкий уровень развития вербальной памяти, внимания, восприятия; более позднее формирование словесно – логического мышления, чем у детей, не имеющих нарушения в развитии речи.
Многие педагоги в настоящее время все больше стараются внедрять в свою практику нетрадиционные методы психологической и педагогической коррекции. Одним из таких методов является и пескотерапия. Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом.
Пескотерапия (sand – play) – игра с песком, как способ развития ребенка.
Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок, часто, словами не может высказать свои переживания, эмоции, чувства, тревоги и страхи. И тут нам на помощь нам приходит песок…
Так же песочную терапию можно использовать при коррекции познавательных процессов, осязательно – кинетических ощущений, развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи.
Игры с песком разнообразны :
- обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте;
- познавательные игры дают детям возможность узнать о многообразии окружающего мира.
Игры с песком :
1. развивают тактильно – кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
2. снимают мышечную напряженность;
3. помогают ребенку чувствовать себя защищенным в комфортной для него среде;
4. стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;
5. позволяют ребенку соотносить игры с реальной жизнью;
6. развивают творческие действия, приводят к успешному результату;
7. совершенствуют зрительно – пространственную ориентировку, речевые возможности;
8. способствуют расширению словарного запаса;
9. помогают освоить навыки звуко – слогового анализа и синтеза;
10. позволяют развивать фонематический слух и восприятие;
11. способствуют развитию связной речи и лексико – грамматических представлений;
12. помогают изучать буквы, навыки чтения и письма.
Для организации игр с песком необходимо иметь большой набор миниатюрных предметов и игрушек, приближенных к реальным предметам, людям и животному миру:
• люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям, эпохе;
• наземные животные;
• летающие животные ;
• обитатели водного мира ;
• жилища с мебелью;
• предметы домашнего обихода;
• деревья и другие растения;
• объекты небесного пространства (солнце, луна, планеты);
• транспортные средства;
• аксессуары (бусы, ткань, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.);
• естественные природные предметы (камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.);
• персонажи мультфильмов и сказок.
Так же очень эффективно в своей практике использовать рисование на цветном песке. Этот метод имеет много положительных моментов в работе специалистов (психолога, учителя - логопеда) :
1. высокий интерес ребенка к изучаемому материалу;
2. многостороннее развитие, начиная с младшего дошкольного возраста;
3. развитию усидчивости, мелкой моторики, творческих и художественных способностей, вниманию и памяти;
4. процесс рисования этим материалом очень прост и приятен;
5. ребенок учится различать цвета, оттенки, принимать композиционные речения, у него появляется чувство вкуса.