Анастия Кочеткова
Особенности коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста с заиканием
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема заикания с давних пор считается одной из самых древних в истории развития учений о расстройствах речи. В разные времена авторы имели различное понимание его сущности, каждый индивидуально трактовал данное заболевание.
Проблему заикания, в древние времена, связывали с неправильным соотнесением частей артикуляционного аппарата или же накоплением влажности в головном мозге.
Публикация «Особенности коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста с заиканием» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Но по мере развития и появления разных наук, определение заикания становилось более сформулированным и четким. К началу ХХ в. все многообразие понимания механизмов заикания рассматривалось с медицинской, психологической точки зрения.
В настоящее время определение заикания можно трактовать по-разному, но в данной работе хотелось бы дать более точное определение. Заикание - сложное невротическое расстройство, которое является результатом ошибки нервных процессов в коре головного мозга, нарушения корково-подкоркового взаимодействия, расстройства единого авторегулируемого темпа речевых движений.
В наши дни проблема коммуникативной деятельности при заикании стала наиболее актуальна. С каждым годом возрастает число детей страдающих данной патологией. У этих детей возникают серьезные проблемы в формировании коммуникативных способностей, появляются проблемы речевого общения, снижается потребность речевой коммуникации. Так же сужается круг общения ребенка, ведь он чувствует себя неполноценным, стараясь меньше говорить и играть с другими детьми. Такое ограничение коммуникативного процесса приводит к нарушению функционирования познавательных процессов, таких как память, мышление, внимание. Результатом всего этого может стать дизадаптированная личность с нарушенной психикой и логофобией.
В целом заикание не оказывает влияния на интеллектуальное развитие ребенка, но как речевой дефект ограничивает коммуникативную деятельность и отрицательно влияет на полноценное использование интеллектуальных возможностей.
Коммуникативная деятельность в свою очередь это система последовательно развертывающихся действий, каждое из которых направлено на решение частной задачи и может быть рассмотрено как некий «шаг» в направлении к цели общения.
Недостаточно развитая речь или возможные нарушения движений мешают ребенку участвовать в коллективных играх и ответах. Это способствует фиксации ребенка на своем дефекте. Всё это может привести к тому, что речь для заикающихся детей становиться источником психологической травмы.
Общение ребенка со своими сверстниками существенно отличается от общения с взрослыми и имеет ряд своих особенностей. Одной из таких особенностей является широкое разнообразие коммуникативных действий. Именно в общении с другими детьми у них развиваются сложные формы поведения.
Второй яркой особенностью данного периода общения является его эмоциональная насыщенность.
Еще одной особенностью контактов детей является их нестандартность и нерегламентированность.
Особенностью коммуникативной деятельности сверстников является преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка значительно важнее его собственное высказывание или действие, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает.
Нужно понимать, что ребенок - это, прежде всего, личность, а так как все люди разные, то и особенности общения бывают разные.
Дети, которые акцентируют внимание на своем дефекте, имеют сложность в нахождении общего контакт со сверстниками и взрослыми людьми, они закрываются в себе, чувствуя себя ущемлёнными в способности вести разговоры. У них нарушается моторика, как основная, так и мелкая. Эти дети теряют интерес к групповым занятиям и играм, им кажется, что они не смогут ничего сделать, что есть кто-то лучше, чем они. Хотя очевидно, что опыт первых контактов со сверстниками становится тем фундаментом, на котором надстраивается дальнейшее социальное и нравственное развитие ребенка.
Заикание существенно отражается на формировании личности. При хронификации этой речевой патологии часто наблюдается нарушение системы отношений, что приводит к патологическим формам поведения и сужению рамок социальной адаптации.
Таким образом, можно выявить ряд следующих коммуникативных особенностей детей старшего дошкольного возраста с заиканием :
- невербальные выразительные средства;
- частые и длительные паузы;
- отказ от общения;
- нарушение моторики;
- нарушение лексико-грамматического строя речи;
- изменение громкости, темпа и стиля речи;
- наличие аграмматизмов;
- недостаточно развито качество «подражаемость».
Таким образом, можно прийти к выводу, что заикание является не только дефектом речи, но и тяжелым психическим нарушением, которое непосредственно влияет на формирование коммуникативных функций.
Это связано с тем, что в результате заикания поставленная речевая цель не достигается, ребенок испытывает дискомфорт, сторониться общения с другими людьми, боится повторной ошибки и в итоге вообще отказывается от общения. Отсутствие же общения ведет к нарушениям познавательного развития, процесса социализации, становления личности, ее психики.
В свою очередь из-за сложного психологического отношения к своему дефекту, дети дошкольного возраста имеют ряд особенностей коммуникативных функций, а именно:
- нарушение лексико-грамматического строя речи;
- невербальные выразительные средства;
- сложность в общении;
- недостаточное развитие моторики;
- повышенная возбудимость и впечатлительность.
Эти особенности влияют на формирование личности в целом, так как именно старший дошкольный возраст занимает особое место в проблеме заикания.
Именно в этом возрасте, в случае своевременно проведенной предупредительной и коррекционной работы, построенной на всестороннем учете факторов, изучив историческое становление и разработку методов преодоления заикания можно существенно снизить процент заикающихся школьников, подростков и взрослых.