Людмила Ермолина
Фронтальное занятие по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста «День рожденья звука [Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: «День рожденье звука «Ш».
Цель: Автоматизация звука «Ш» в активной речи детей.
Задачи.
Образовательные:
1. Закрепить правильное произношение звука «Ш» в активной речи детей.
2. Закрепить умение находить положение звука в словах (начало, середина, конец).
3. Закрепить умение строить предложения по заданной схеме.
Развивающие:
1. Развивать фонематическое восприятие и умение проводить звуко-слоговой анализ слов.
2. Развивать навыки рефлексии собственной деятельности на занятии.
Воспитательные:
Публикация «Фронтальное занятие по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста „День рожденья звука [Ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
1. Воспитывать умение соблюдать правила этикета и общения.
Оборудование: Змея шипит: Ш – Ш – Ш. Схема разбора согласных звуков. Синий домик. Наборы синих квадратиков на всех детей. Схемы звукового анализа слов (3 шт., набор картинок к ним. Четыре коробки под цифрами 1, 2, 3, 4 на слоговой анализ слов и набор картинок. Сюжетные картинки «День рожденье». Схемы предложений к ним. Шарики трёх цветов. Поварской колпак.
Ход:
I. Организационный момент.
(Дети садятся на места)
Логопед: Дети, сегодня к нам на занятие пришли ваши родители, давайте улыбнёмся им и друг другу, и начнём заниматься. Давайте вспомним стихотворение о том, как нужно отвечать на занятии.
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо!
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятиях!
Так спокойно, так приятно
Говорим и всем понятно!
II. Сообщение темы:
Логопед: Есть в жизни каждого человека один день в году, который является самым любимым и долгожданным. Что это за день? Правильно, это День рожденья. Сегодня я хочу пригласить вас на День рождения к звуку. А что, это будет за звук, вы узнаете «Досказав словечко»:
Зашуршали тихо шины –
Это едут к нам … (машины).
Рисуют дружно малыши,
У них в руках … (карандаши).
В нашем доме на окошке
Сидят серенькие … (кошки).
Кошка – ушки на макушке –
Чутко дремлет на подушке.
А вокруг такая тишь –
Не шуршит под полом … (мышь).
Логопед: Что вы договаривали? Какой звук был во всех словах? Как вы думаете, к какому звуку мы пойдём на День рождения? Правильно, мы отправимся на день рождения к звуку «Ш».
III. Ход занятия.
1. Характеристика звука.
Логопед: В какой домик мы с вами должны отправиться в гости? Почему? Расскажите про звук «Ш», дайте ему характеристику.
Дети: Звук «Ш» - согласный, глухой, твёрдый.
Логопед: Значит мы пойдём в синий домик, где живут твёрдые согласные.
2. Игра «Сколько звуков вы услышали?».
Логопед: Перед тем, как отправиться в гости я узнаю, как внимательно вы умеете слушать. Я буду называть разные звуки, если вы услышите звук «Ш» положите синий квадратик. В конце мы посчитаем, сколько звуков «Ш» вы услышали.
Звуки: М, Н, Ш, В, Ш, Ф, С, Ш, Ж, Ш, З, Щ, Ш (5 раз).
3. Физкультминутка.
Логопед: Встанем друг за другом, возьмёмся за руки и змейкой за мной пойдём в гости.
(Под музыку марша «Весёлый ветер» дети шагают к стульчику, на котором лежит змея и синий квадратик).
Логопед: Мы пришли. Что нужно сделать? (Дети здороваются). А что исполняют имениннику? Правильно «Каравай». Давайте и мы встанем вкруг и исполним «Каравай».
(Включается «Каравай – минусовка).
Звуку «Ш» на День рожденья
Испекли мы каравай.
Вот такой нижины,
Вот такой вышины,
Вот такой ужины,
Вот такой ширины.
Каравай, каравай
Звук согласный называй
К нему гласный прибавляй.
Логопед: Будем дружить звук «Ш» с гласными. Левая рука – звук «Ш», правая рука – гласные звуки. Соединяем, получаем слог:
Ш + А = ША
Ш + О = ШО
Ш + У = ШУ
Ш + И = ШИ
Логопед: Последний слог будем читать всегда твёрдо. Правило я объясню на следующем занятии, когда мы будем играть с буквой Ш. Какие слоги называли? (Прямые). А сейчас наоборот. Левая рука – гласные, правая звук «Ш».
А + Ш = АШ
О + Ш = ОШ
У + Ш = УШ
И + Ш = ИШ
Э + Ш = ЭШ
Логопед: Какие слоги произносили сейчас? (Обратные).
4. Игра «Накрой столы».
Логопед: Гостеприимный звук «Ш» приготовил для нас угощение, но не успел накрыть на стол. Он просит вас ему помочь. У нас три стола. На первый стол поставим угощенье в названии, которого звук «Ш» стоит в начале слова, на второй стол – в середине слова, на третий стол угощенье, где звук «Ш» стоит в конце слова. Будьте внимательны, на столах лежат схемы слов.
Картинки с угощением: шоколад, шиповник, шампиньоны, шарлотка, шпроты, шаньги, груша, каша, лапша, картошка, ватрушка, сушки, гуляш, беляш, фарш, шашлык.
Логопед: Давайте выберем главного повара, чтобы он проверил, правильно ли мы расставили блюда. Как будем выбирать?
(Дети проговаривают считалку. На голову, выбранного повара надевается колпак. Он проверяет, правильно ли выполнено задание).
5. Игра «Разложи подарки».
Логопед: Что гости приносят имениннику? Правильно, подарки. Звук «Ш» приготовил под ваши подарки четыре коробки. В первую коробку вы положите те подарки, в названии которых один слог самые короткие слова, во вторую коробку – из двух слогов, в третью – из трёх слогов, а в четвёртую коробку положите самые длинные слова, состоящие из четырёх слогов.
Подарки: шар, шарф, мышь, ковш, душ, шуба, шина, шашки, шишка, кошка, машина, лошадка, матрёшка, подушка, шахматы, неваляшка, погремушка, чебурашка.
6. Игра «Самое красивое предложение».
Логопед: Звук «Ш» приглашает вас поиграть в игру «Самое красивое предложение». Давайте разделимся на две команды: мальчики и девочки. Вот по этой картинке девочки должны придумать предложения по схеме, нарисованной под ним. Мальчики будут придумывать предложения по другой картинке и схема предложения у них будет другая. Сколько должно быть слов в предложении у девочек? (Три). Сколько должно быть слов в предложении у мальчиков? (Четыре).
(Дети придумывают и проговаривают свои предложения).
Логопед: Чьё предложение было короче (длиннее? Какое предложение вам понравилось? Почему? А звуку «Ш» понравилось больше ….
Схемы предложений:
|___ ___ ___ .
|___ ___ ___.
IV. Итог занятия.
Рефлексия:
Логопед: Вот и закончилось День рождение. Нам пора возвращаться в группу. Звук «Ш» благодарит вас за то, что вы пришли его поздравить и поиграть с ним. Он тоже приготовил для вас подарки – шарики. Если вам понравилось на празднике звука «Ш» - возьмите красный шарик. Если было скучно и неинтересно – жёлтый шарик, а если вам было трудно и тревожно – возьмите коричневый шарик. Прощаемся со звуком «Ш» и возвращаемся обратно в группу.
(Дети встают «змейкой» и под музыку проходят и садятся на места.)
Логопед: Поднимите свои шарики. Давайте посмотрим, шариков какого цвета у нас больше? Больше шариков красного цвета, значит праздник звука «Ш» удался. Что больше всего вам понравилось на Дне рождении?
Литература:
1. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М. : Просвещение, 1985.
2. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. СПб., 2008.
3. Шумаева Д. Г. Как хорошо уметь читать! Обучение дошкольников чтению. Программа-конспект. СПб. :Детство-Пресс, 1999.