Татьяна Коровина
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста с ФФНР «В гости к белочке». Автоматизация звука [Л] в играх»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД на тему: "В гости к белочке". Подготовила учитель-логопед МБДОУ детский сад общеразвивающего вида "Малыш"г. Данилова Ярославской области Коровина Т. В.
Коррекционно - образовательные задачи:
Закреплять произношение звука Л в словах, словосочетаниях, предложениях, стихах, в дидактических играх со словами.
Активизировать словарный запас на данный звук по теме «Дикие животные».
Продолжать упражнять в умении отвечать на заданный вопрос полностью, не односложно.
Коррекционно - развивающие задачи:
Формировать навык словообразования (по аналогии).
Публикация «Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста с ФФНР „В гости к белочке“, Автоматизация звука [Л] в играх“» размещена в разделах
- Белка, белочки
- Белка. Конспекты занятий
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
Формировать слуховое и зрительное внимание, мышление, память.
Продолжать работу по коррекции фонематических процессов: определять наличие и место звука Л в словах.
Закреплять умение делить слово на слоги.
Развивать речедвигательные, зрительно-слуховые, зрительно-речевые координации.
Упражнять в произнесении стихов с разной силой голоса, в разном темпе, развивать интонационную выразительность.
Коррекционно – воспитательные задачи:
Воспитывать умение слушать взрослого, понимать поставленную задачу, взаимопомощь, контроль над собственной речью.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие:
Развитие свободного общения с взрослым, развитие фонетико- фонематической системы языка, грамматического строя речи, связной речи.
Развитие интереса к поэзии (чтение стихотворений, скороговорок)
Социально-коммуникативное развитие:
Развитие игровой деятельности, коммуникативных навыков, эмоциональной отзывчивости, активности, инициативности.
Познавательное развитие:
Расширение и уточнение представлений о диких животных.
Художественно-эстетическое развитие:
Приобщение к музыкальному искусству (коррекция слова и движения в сочетании с музыкой)
Физическое развитие:
Накопление двигательного опыта, развитие координации через выполнение движений.
Снятие напряжения, предупреждение утомления через использование физкультминутки.
Оборудование:
Панно «Лес», силуэты диких животных: волк, лось, белка, дятел, пчела.
Картинка Лунтик, лукошко, шкатулка с картинками, картинки: заяц, черепаха, петух, рыба, акула; игры «Улитка», «Построим дом», свистульки, веер, карточки с изображением волка, клоуна, дятла, соловья, мяч, картинки: пила, молоток, иголка, лопата, пенал, ложка, подарки для детей (значки журнал, музыкальный центр, музыка «Весна» сборник Железновой для малышей.
Речевой материал:
Головой кивает слон,
Он слонихе шлёт поклон.
По цветку гуляет пчёлка,
Есть у пчёлочки иголка,
И тому, кто ловит пчёл,
Пчёлка делает укол.
Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел,
А вот белка не бела
Белой белка не была.
Жил-был белый, белый слон,
Бел, как облако был он,
Был белее слон белил,
Булки белые любил.
Белый волк на свете жил,
Часто лапы с мылом мыл,
Чистоплотный очень был,
И без мыла долго выл.
Дятел ель долбил, долбил,
Ствол у ели толстый был.
Дятел выдолбил дупло,
Дятлу в том дупле тепло.
Ход мероприятия:
Логопед: Ребята. Сегодня мы встретимся с необычным героем. Попробуйте угадать, кто это?
Знают взрослые и дети,
Что упал с другой планеты
Фиолетовый зверёк
Детям маленький дружок.
Дети: Это Лунтик (педагог показывает картинку)
Логопед: Назовите первый звук в слове Лунтик?
Дети: Л
Логопед: Давайте расскажем Лунтику, как произносится звук Л.
Тонкий кончик языка
Вверх в зубы упирается
По краям от языка
Воздух пробирается
И получится певучий, плавный,
Ласковый и звучный Л.
Логопед: Давайте дадим характеристику звука. Какой он?
Дети: звук Л согласный твёрдый.
Логопед: Давайте поиграем в игру и покажем Лунтику, какие мы внимательные.
Если вы услышите в слове звук Л, то свистите в свистульку. Если этого звука нет, то топайте ногами. (Лампа, стекло, книга, вата, стол, лупа, мыло, диван, лук).
Логопед: Здорово играли, звуки вы все поймали. Ребята, Лунтик решил отправиться в гости к белке. Взял лукошко с игрушками, играми и заданиями. Пришёл в лес (открыть панно с изображением леса, а где искать Белочку – не знает. Видит, на опушке стоит волк. (Прикрепить на панно) Решил у него спросить. А тот устроил Лунтику испытание. Давайте, ребята поможем Лунтику.
Отгадайте загадки-складки.
Логопед: Ребята, готовьте отгадки!
Чтобы знать про два + два
Нам нужна всем (голова)
Чтобы в цель попасть хоть раз
Нужен острый, меткий … (глаз)
Сжали пальцы мы руки-
Получились (кулаки)
Четырьмя ногами стол
Поцарапал новый… (пол)
Супа, каши всем немножко
Подаёт в ваш ротик… (ложка)
Коль испачкался конфеткой
Вытри ротик свой… (салфеткой)
Чтобы вытереть младенца
Мне подайте… (полотенце)
Весь из пряжи колобок
Называется… (клубок)
Я с пятёрками, весёлый,
Буду приходить из (школы)
Сильно плачут все вокруг
Если мам чистит … (лук)
Мы с арены шлём поклон
Острый, добрый, умный… (слон)
Серый волк ужасно зол,
Забодал его… (козёл)
Логопед: Молодцы, ребята, справились с загадками-складками,
Всё у вас получилось ладно да складно.
Логопед: Мы устали не на шутку, встанем на физкультминутку.
А в лукошке у Лунтика есть то, что нам нужно.
В океане промелькнула
Злая хищница -… (акула) (достаёт игрушку)
Но сегодня она добрая, даже зубы свои спрятала, чтобы не напугать и поиграть с вами.
(Дети, по кругу передавая игрушку – акулу, произносят стишок: громко - тихо, медленно - быстро, ориентируясь по карточкам сигналам)
Плыла, плыла акула,
Плавником вильнула,
Под волну попала,
Начинай сначала… (Показывать действия акулы как она плывёт, плавником виляет)
Логопед: Отдохнули, а теперь пора в гости к белочке. Видит Лунтик (выставляют лося) на полянке лось картинки разбирает. Ребята поможем ему, он дорогу покажет.
Сначала нужно выбрать только те картинки, в названиях которых слышится звук Л.
Дети выбирают картинки (ложка, лопата, молоток, пила, иголка).
-А теперь нужно так расположить эти картинки, чтобы в начале оказались предметы со звуком Л в начале слова, затем в середине, а уж затем в конце слова.
Логопед: Молодцы, ребята!
По тропинке в лес пойдём,
И друзей себе найдём
А у Лунтика есть ещё игра. Отгадайте загадку
-Где была ты?
- Тут и там.
-Где летала?
-По цветам.
-Что домой ты принесла?
-Мёд ответила… (пчела) (на панно появляется пчёлка)
Пчёлкин лучший дружок – это, конечно… (цветок)
Давайте ответим Лунтику полным предложением.
Пчёлка на лугу летала, летала и …. (устала)
- Куда села пчёлка? (Пчёлка села на цветок) (Логопед показывает действия пчёлки относительно цветка)
Подул лёгкий ветерок…
- Откуда слетела пчёлка? (- Пчёлка слетела с цветка).
На солнце тучка наплыла, как бы не было дождя.
-Куда залетела пчёлка? (-Пчёлка залетела под цветок)
Прогнал тучку ветерок…
- Откуда вылетела пчёлка? (-Пчёлка вылетела из-под цветка)
Решила спрятаться пока….
Где затаилась пчёлка? (- Пчёлка затаилась за цветком)
Выглянула пчёлка одним глазком…
-Откуда выглянула пчёлка? (Пчёлка выглянула из-за цветка)
И полетела снова она…
-Где зависла пчёлка? (Пчёлка зависла над цветком)
Вдруг вспомнила о домике родном и улетела… (в улей)
Логопед: Молодцы, ребята здорово играли, Лунтику о пчеле всё рассказали.
Ребята, а у Лунтике в лукошке есть мяч.
Я словечко называю,
Быстро мяч тебе бросаю. (Словообразование по аналогии)
Мячик ты мне возвращай,
Слово переделывай.
Качать – качалка;
Зажигать – зажигалка;
Гадать - гадалка;
Пищать – пищалка;
Жужжать-жужжалка;
Скакать – скакалка;
Шутить - шутилка;
Сушить – сушилка;
Косить - косилка;
Выбивать – выбивалка;
Считать - считалка;
Поить – поилка.
Логопед: Вот как здорово мы играли!
На зелёном, на лугу
Мы затеем вновь игру.
Хоть и лето у калитки
Видит Лунтик, что ползут улитки.
Лунтик тихо их в лукошко посадил
С вами поиграть их пригласил.
А на домиках – завитушках у улиток картинки в названии, которых есть наш любимый звук Л.
Пальчиком следите,
Слова на слоги разделите.
(А Лунтик с помощью колокольчика последит, чтобы вы не ошиблись).
Логопед: Хорошо играли, всех порадовали.
Снова с Лунтиком пойдём
И опять друзей найдём. (Появляется на панно дятел)
Увидел дятел, нашу интересную игру и решил предложить свою, а для этой игры у Лунтика в лукошке есть шкатулка.
Логопед: Какого она цвета?
Дети: Голубая шкатулка. (Повторяют дети)
Посмотрим, что в ней лежит. (Картинки)
Логопед:
Вы картинки доставайте,
Слова чётко называйте.
Я достал (а) из голубой шкатулки волка (картинки: волк, слон, белка, дятел, акула, пчела)
Мы картинки нашли, а теперь давайте всех зверей удивим, сейчас каждый из вас станет артистом.
Мы знаем стихи про тех, кто нарисован на картинках. Можете рассказать про любого из них.
А Лунтика есть карточки с изображением персонажей, голосом которых вы, артисты будете произносить стихи.
Остальные из вас будут зрители, угадывают, кто из персонажей выступает.
Давайте вспомним. (Педагог показывает картинки)
Это «волк» - значит, будем произносить стихотворение низким голосом, басом.
Это «клоун» - он говорит громко, весело, бодро.
Это «дятел» - он издаёт отрывистые звуки, похожие на стук.
Это «соловей» - он поёт в ночи высоким голосом, плавно, протяжно, нежно.
Это «засыпающий малыш» - он говорит тихо, может даже позевать.
Раз, два, три –
Даша карточку тяни… (Девочка прячет карточку персонажа и произносит стишок. Дети угадывают артиста) и. т. д.
Логопед: Услышала нас белочка и спустилась к нам. Обрадовалась и тоже захотела с нами поиграть.
«Лесной бал» (Под музыку «Весна» сборник Железновой для малышей)
Плакала белка она на балу (вытирает слёзы)
Лапки испачкала в жёлтом мелу. (показывает ладошки)
Милую белочку лось пожалел: (руки скрестно к плечам)
Лапки погладил и мел облетел. (рука руку поглаживает)
Белка атласное платье надела (повороты)
С длинным подолом и поясом белым. (показывают)
Ах, как волшебно она танцевала (пружинка)
С ёлки на ёлку пушинкой летала (взмахи руками)
Лапы еловые белку качали, (покачивания)
Песню весёлую дятлы стучали, (постукивания)
Клювами дупла, долбя по стволам
Милое дело летать по балам. (кружатся)
Логопед: Ребята, какие вы молодцы помогли Лунтику найти белочку. Дружно весело играли и звук Л не обижали. Посмотрю я, нет ли ещё чего-нибудь в лукошке у Лунтика. Дети, а здесь для вас подарок – (показывает) значки с изображением Лунтика, детский журнал про Лунтика. Читайте, изучайте, занимайтесь.
Спасибо Лунтик, нам пора обращаться в детский сад.
Вокруг себя повернись
И в детском саду очутись.