Елена Клейменова
Конспект занятия по обучению грамоте по Е. В. Колесниковой для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [д]-[д’], [т]-[т’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звуки «Д-ДЬ» - «Т-ТЬ» и буквы «Д» - «Т».
Цели:
Образовательные:
Познакомить со звуками «Д-ДЬ», «Т-ТЬ».
Познакомить с буквами Д-Т как звонкими и глухими согласными.
Познакомить с буквами Д-Т как письменными знаками звуков «Д-Дь», «Т-Ть».
Учить писать печатные буквы Д-Т сначала по точкам, затем самостоятельно.
Учить читать слоги с Д + 10 гласных, с Т + 10 гласных.
Закреплять умение определять место звука в слове и отмечать его условным обозначением – синий и зеленый квадраты.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте по Е, В, Колесниковой для детей старшего дошкольного возраста „Звуки [д]-[д’], [т]-[т’]“» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Продолжать учить записывать предложение схематически, определять порядок следования слов в предложении.
Закреплять умение определять ударный слог и ударные гласные, обозначать ударение значком.
Развивающие:
Развивать фонематические процессы.
Развивать мелкую моторику.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Воспитательные:
Воспитывать навык взаимодействия, инициативности, активности, самостоятельности.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Дети из коробочки достают картинки.
Педагог: Назовите первый звук в названии предмета, изображенного на картинке и садитесь.
Дети: Горох- «г», кот- «к», кит- «кь», гиря- «гь», гараж- «г», кубик- «к», кепка- «кь», герб- «гь», конфета- «к», газета – «г».
Педагог: Какие звуки называли?
Дети: «К», «КЬ», «Г», «ГЬ».
Педагог: Чем отличаются звуки «Д» от «Т»?
Дети: Звук «Д» - звонкий, «Т» - глухой.
2. Звуки «Д-ДЬ» - «Т-ТЬ».
Педагог: Назовите предметы. Какой первый звук услышали в словах?
Дети: Дятел – «дь», дудка – «д».
Педагог: Назовите предметы. Есть ли звук «т» в словах?
Дети: Утка, клетка. Да, есть звук «т».
Педагог: Произнесите звуки «Д» - «Т». Подложите ладошку к горлышку. Сравните звуки.
Дети: «Д» - звонкий согласный, «Т» - глухой согласный.
Педагог: Что одинаково?
Дети: Одинаковое положения рта.
3. Игра «Загадки и отгадки».
Педагог: Отгадайте загадки и обведите отгадки в тетради.
Золотая голова велика и тяжела.
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка.
Дети: Тыква.
Педагог: Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок.
Дети: Дуб.
4. Игра «Узнай, какой звук».
Педагог: Назовите слова во 2 задании со звуками «Д-ДЬ».
Дети: Удочка, диван.
Педагог: Нарисовать на схеме звуки, используя условные обозначения.
Дети: Удочка - синий квадрат в середине прямоугольника. Диван – зеленый квадрат в начале прямоугольника.
Педагог: Назовите слова со звуками «Т-ТЬ». Нарисовать на схеме звуки.
Дети: Ракета – синий квадрат в середине прямоугольника. Тигр - зеленый квадрат в начале прямоугольника.
5. Игра «Слоговые домики».
Педагог: Звуки мы можем записать? Почему?
Дети: Нет, звуки мы говорим и слышим.
Педагог: Звуки обозначили знаком-буквой. Букву мы видим и пишем.
Сегодня мы познакомимся с буквами «Д» и «Т».
Посмотрите на правый верхний угол в тетради.
Буква Д нам всем знакома –
Ведь она как крыша дома.
Напечатать букву Д и прочитать слоги.
Одинаково ли звучит звук «Д» в слогах?
Дети: Нет, перед гласными А, О, У, Ы, Э звук «Д», а перед Я, Ё, Е, Ю, И – звук «ДЬ».
Педагог: Посмотрите теперь на шуточное изображение буквы «Т».
Пугало на огороде
Птиц пугает день и ночь,
Широко расставив руки,
Ну, как буква Т точь-в-точь.
Напечатать букву Т и прочитать слоги.
Одинаково ли звучит звук «Т» в слогах?
Дети: Нет, перед гласными А, О, У, Ы, Э звук «Т», а перед Я, Ё, Е, Ю, И – звук «ТЬ».
6. Физкультминутка. С шестигранными карандашами.
Подъемный кран.
Карандашик поднимаю, ….Дети кладут карандаш на правую ладонь, поднимают
Крепко пальчиками сжимаю…. его большим и указательным пальцами, затем большим и
…средним, затем большим и безымянным, затем большим и …мизинцем левой руки. Затем меняют руки.
7. «Составь и запиши схему предложения».
Педагог: Прочитайте предложение. Сколько слов в предложении?
Дети: Котенок лакает молоко. 3 слова в предложении.
Педагог: Назовите первое, второе, третье слова.
Дети: Первое-котенок, второе -лакает, третье-молоко.
Педагог: Давайте составим схему предложения. Сколько будет прямоугольников?
Дети: 3.
Педагог: Почему?
Дети: В предложении 3 слова.
Педагог: Первый прямоугольник с трубой нарисуем, потому что предложение начинается с большой буквы. Что поставим в конце предложения?
Дети: Точку.
Педагог: Определите ударный слог и ударную гласную в каждом слове и обозначить знаком ударение.
Дети: Котёнок -тё, ударение на «ё», лакает –ка, ударение на «к», молоко –ко, ударение на «о».
8. Самоконтроль по зрительному образцу.
Лист с правильно выполненным заданием демонстрируется детям.
Педагог: Нарисуйте зелёный кружок в правом нижнем углу, если все задания выполнены правильно; если 1-2 ошибки – жёлтый, если все задания неправильно – красный.