Наталья Дмитриева
«Гуси — лебеди» — развивающая сказка по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
— развивающая сказка по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста
Предлагаю вашему вниманию свою новую работу из серии - развивающие сказки. Данную сказку можно использовать как обобщающее занятие по формированию основ грамоты с детьми старшего дошкольного возраста. За основу сюжета сказки я взяла содержание известной всем русской народной сказки "Гуси - лебеди". Сказка представлена в виде презентации, ее можно использовать непосредственно на занятии, а можно взять лишь задания и рабочие листы. Прежде чем познакомить вас с моей работой, хочу выразить благодарность коллегам, которые откликнулись на мою просьбу провести занятие по предыдущей сказке - " Новые приключения лягушки - путешественницы". Спасибо вам!
Темочки:
- Обучение грамоте, логопедия. Конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Русские народные сказки. ВСЕ сказки
- Старшая группа
- «Гуси лебеди», сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
Развивающая сказка " Гуси - Лебеди"
Помните историю про девочку, которая заигралась со своими подружками и забыла про братца? Унесли гуси - лебеди братца. Заплакала, загоревала девочка, да делать нечего - нужно братца идти выручать. Так было дело в русской народной сказке " Гуси - лебеди", но сегодня я расскажу вам эту сказку по - другому!
Хотите, мы отправимся вместе с девочкой на поиски братца? И посмотрим, как ей удалось справиться со всеми испытаниями в этом необычном путешествии? Посмотрим, а может чем и поможем!
Надо сказать, что девочка была смелая и смышленая, поняла она, что так просто братца не выручить! И, что унесли его не обычные гуси, а сказочные.
Выбежала девочка за деревню, а куда дальше - не знает.
- Надо узнать, где эти гуси живут! Ведь должна быть у них хозяйка! Только вот, как это узнаешь?
Так подумала девочка, и вдруг ей под ноги с неба плавно упало перышко. Самый младший гусенок его обронил. Подняла девочка перышко, покрутила и увидела на нем какие - то буквы. Но, к сожалению, многие буквы были стерты, и прочитать их было не возможно!
- Наверное, здесь написано имя хозяйки гусей! Нужно искать тех, кто поможет мне узнать недостающие буквы, и тогда я смогу прочитать имя хозяйки!
Так она решила, и побежала, а перышко полетело впереди, как будто указывало ей дорогу.
Хотите посмотреть, какие буквы смогла увидеть девочка на перышке?
Дидактическое задание " Потерянные буквы"
Цель задания: вызвать интерес к развитию сюжета, закреплять умение находить пропущенные буквы в словах
Рекомендации: плакат с изображением перышка прикрепляется к доске и находится перед глазами детей на протяжении всего занятия. Недостающие буквы, полученные в ходе выполнения последующих заданий, помещаются рядом. Когда все буквы буду собраны, составляются слова.
Перышко летит - девочка бежит. Привело ее перышко к яблоньке. А яблонька была необычная - яблоки на ней красные, спелые, и каждое яблочко как - будто подписано!
- Уважаемая Яблонька! Не могли бы Вы мне помочь: гуси - лебеди братца моего унесли, а куда не знаю! Только перышко обронили. Но, чьи они прочитать не могу - не все буквы видно! Может быть, Вы, знаете имя их хозяйки, или хотя бы одну недостающую букву подскажите? - вежливо обратилась девочка к Яблоньке.
- Я помогу тебе, но не просто так! Нужно тебе испорченные яблоки с дерева убрать! Ведь, яблочки на мне должны быть ярко - красные, звонкие, ПОЮЩИЕ!
Дидактическое задание " Яблонька"
Цель задания: дифференциация звуков на гласные и согласные
Рекомендации: задание выполняется фронтально с использованием слайда презентации. Дети называют звуки по изображенным на яблоках буквам. Определяют, какие звуки можно пропеть, находят " испорченные" яблоки (с согласной буквой)
За правильно выполненное задание, подсказала Яблонька девочке целых две буквы! (помещаем буквы Я и Б на доску рядом с перышком)
Да, только некогда было их место определять - перышко звало ее дальше! Поблагодарила девочка Яблоньку и побежала вслед за ним.
Перышко летит - девочка бежит. Привело ее перышко к Печке
- Уважаемая Печка! Не могли бы Вы мне помочь: гуси - лебеди братца моего унесли, а чьи они и куда полетели - не знаю? Есть у меня перышко - не простое, на нем буквы написаны. Наверное, это имя хозяйки. Но, прочитать я его не могу - не все буквы видно! Может быть, Вы подскажите хотя бы одну недостающую букву - вежливо обратилась девочка к Печке.
- Я бы рада тебе помочь, да только беда у меня: пекла пироги для семьи, поставила остудить, да ветер налетел - пироги опрокинул! Разломились они! Не знаю теперь, кому какой пирог отдавать! Если сможешь мне помочь, помогу и я тебе - подскажу букву!
Давайте, мы поможем девочке - узнаем для кого Печка пироги пекла.
Дидактическое задание: " Для кого пироги?"
Цель задания: упражнять в прочтении слогов, составлении слов из слогов.
Рекомендации: дети работают индивидуально с рабочими листами. Прочитывают слоги, соединяют их линией по смыслу, составляют слова. По окончании работы подводится итог - прочитываются полученные слова
Помогла девочка Печке - сложила пироги правильно, яичком смазала, да снова в печь поставила, чтобы сильнее подрумянились. А Печка ей за это еще одну букву подсказала (помещаем букву А рядом с перышком на доску)
Поблагодарила девочка Печку, да дальше за перышком побежала.
Перышко летит - девочка бежит. Привело ее перышко к Речке. А Речка - бурная, неспокойная, шумит, ворчит, пытается камни со своего пути сдвинуть. Обратилась девочка к ней за помощью, просит букву последнюю подсказать, а Речка ей ответ:
- Помогла бы я тебе, да работа у меня неотложная: валуны - камни путь перекрыли, преграды настроили, нужно путь освободить - камни лишние убрать! Поможешь мне -подскажешь, какие камни лишние, и я в долгу не останусь: подскажу букву последнюю, букву заветную.
Ну, что поможем девочке и Речке лишние камни убрать?
Дидактическое задание " Убери лишние камни"
Цель задания: работа над предложением - закрепление навыка составлять предложение, используя подходящие по смыслу слова.
Рекомендации: работа со слайдами презентации. Воспитатель читает слова, написанные на камнях. Вместе с детьми определяют, какое слово лишнее, зачитывает правильно построенное по смыслу предложение. В итоге должно получиться:
Жили рыбки в речке.
Любили рыбки речку.
Боялись рыбки кошек.
Ловили рыбки мошек.
Подарила Речка девочке еще одну букву - теперь можно и имя хозяйки гусей узнать!
(помещаем букву А рядом с плакатом)
Помните, я сказала, что девочка смышленая была - она быстро слова составила, и узнала, чьи гуси братца ее унесли! А вы, сумеете составить эти слова?
Дидактическое задание " Потерянные буквы"
Рекомендации: воспитатель обращает внимание на плакат с перышком. Выясняют, какие буквы удалось девочке отыскать. Вставляют пропущенные буквы на место.
По имени хозяйки узнала девочка, куда улетели гуси - лебеди! Нужно было избушку Бабы Яги искать! Хотела она дальше бежать, да только ножки устали - присела на бережок посидеть, и перышко рядом прилегло. Наверное, то же устало! Ну, пусть отдохнут, а мы с вами пока с Речкой поиграем!
Подвижная игра " По камушкам. "
Ход игры: Дети становятся в шеренгу с одной стороны ковра (берег речки) и пытаются перейти речку (ковер) по воображаемым камушкам. Условия движения: на гласные звуки перепрыгивают с " камушка" на " камушек"; на согласные - стоят на месте. Педагог начинает называть звуки, дети начинают движение.
Отдохнула девочка и дальше за перышком побежала. А перышко, как будто дом свой почуяло, летит все быстрее и быстрее. Перышко летит - девочка бежит. Наконец опустилось перышко на землю, прямо перед избушкой Бабы Яги. Посмотрела девочка в окошко, видит, братец вместе с бабушкой сидит - сказки слушает.
- А, Баба Яга и не страшная вовсе! - подумала девочка и вошла в избушку. Поздоровалась со старушкой, обняла братца и спрашивает:
- Бабушка, зачем Ваши гуси братца моего унесли?
- Да, скучно мне одной! Не с кем слово молвить, сказку рассказать, загадку загадать! Вот и решила внучка себе найти, послала гусей - они мальчонку ничейного и принесли!
- Он - не ничейный! Он - наш! Наш! Мамин, папин и мой! Никогда его больше не оставлю! Отпустите нас! Нам домой пора!
Вы поняли, что Баба Яга в этой сказке доброй была? Не захотела она зло ребятишкам делать Только, и отпускать не хотела! Решила она им загадки загадать. И условие поставила: справятся с загадками - отпустит!
Достала Баб Яга книгу старинную, а в ней загадки редкие, мудреные, да и стала их ребятишкам загадывать.
Давайте поможем им, попробуем все вместе загадки отгадать!
Дидактическое задание " Загадки Бабы Яги"
Загадка № 1:
Славен тот, кто вершит его,
Дороже злата - серебра оно.
Загадка № 2:
Оно всякому помогает,
Много его не бывает.
Загадка № 3:
Зло всегда побеждает,
Стар и млад это знает.
(воспитатель вместе с детьми обсуждает содержание загадок, приходят к выводу, что отгадка одна - это ДОБРО)
- Никак догадались! Ай, да молодцы! Смышленые какие! - похвалила Баба Яга ребятишек
- Поглядим - поглядим, правильно ли отгадали! - сказала она и перевернула страницу, на которой был начертан ответ.
- Аль, слепая стала? Ничего не пойму! Черточки какие - то, а слово прочесть не могу! Какое слово - то должно быть? Вот и я думаю, что ДОБРО. Да что - то его не видать! Видно от древности истерлось! Исправить надо, а то худо будет на земле без ДОБРА! - забормотала старушка.
- Не расстраивайся, бабушка! Сейчас исправим! - воскликнула девочка и кинулась палочки дорисовывать, чтобы слово ДОБРО получилось.
Поможем ей?
Дидактическое задание " Сложи слово"
Цель задания: закрепление навыков - узнавать буквы и правильно их печатать.
Рекомендации: дети работают с рабочими листами, дорисовывая на них недостающие черточки, необходимые для правильного изображения букв.
Справилась девочка с испытанием! Да снова домой запросилась. Делать нечего нужно было Бабе Яге слово свое держать - отпустить ребятишек!
Пробормотав заклинание, превратила она волшебное перышко в ковер - самолет, посадила ребятишек, и отправила домой.
- Не забывайте старую! Забегайте в гости! - услышала девочка на прощание.
ВОТ И СКАЗКЕ НАШЕЙ КОНЕЦ!
P. S. Уважаемые коллеги, эта сказка написана мною в электронном варианте. Презентацию прилагаю. Можно не только рассказывать, но и сопровождать рассказ слайдами.