Наталья Машкова
Конспект НОД по обучению грамоте в группе старшего дошкольного возраста общеразвивающей направленности (6–7 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по обучению грамоте в группе старшего дошкольного возраста общеразвивающей направленности (6-7 лет)
Воспитатель: Машкова Н. В.
ТЕМА: «Волшебный цветок»
Образовательная область: «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей: «социально – коммуникативное», «познавательное развитие», «физическое развитие».
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в группе старшего дошкольного возраста общеразвивающей направленности (6–7 лет)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
1. Формировать умение детей проводить звуковой анализ слова, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласные)
2. Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слове.
3. Упражнять в составлении предложений и умении составлять схему предложения.
4. Формировать умение делить слова на слоги.
Развивающие:
1. Развивать внимание, память.
2. Развивать самостоятельность, инициативу.
3. Активизировать словарь детей по лексической теме.
Воспитывающие:
1. Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя.
2. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.
3. Формировать чувство товарищества.
Методические приё мы:
игровой (игра –«Цветик –семицветик»);
наглядный (использование картин);
словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);
поощрение, итог занятия.
Демонстрационный материал: сундучок, цветок с семью лепестками, конверт с письмом, фонарик,
картинки с комнатными цветами.
Раздаточный материал: цветные квадратики (красные, синие, зеленые); схема предложения.
Организация детей: в кругу; у доски; за столами;
Индивидуальная работа: Продолжать работу с Аделиной по различению звуков на слух и отчетливому их произношению. Развивать интонационную выразительность, правильный темп речи с Тимошей.
Словарная работа: предложение, слово, слог, звук; название комнатных растений (гортензия, бегония, аспарагус, фиалка, кактус, гвоздика, толстянка)
Предварительная работа: игра на развитие слухового внимания «Запомни, повтори»; составление предложений из заданных слов; составление схем составленных предложений, звуковой анализ слов, игры «Живые звуки», «Живые слова».
Структура:
1. Организационный момент – «Отгадай загадку и выдели звук»
2. Основная часть:
- 2задание «Поймай звук»
- 3 задание «Цветок для Звуковичка».
- 4 задание «Где прячется звук?».
- 5 задание «Подели слова на слоги и определи их количество»
- 6 задание «Отгадай загадку и сделай звуковой анализ для слова – отгадки»
- 7 задание «Составь предложение по картине»
3. Итог занятия.
Ход:
I. Организационный момент.
- Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями. (дети здороваются) Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей. (улыбаются гостям)
- Молодцы!
Воспитатель. Ребята, подойдите ко мне. Скажите мне какое у вас сегодня настроение?
Дети. Хорошее, радостное, веселое.
Воспитатель. Замечательно! Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение. (Дети становятся в круг).
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- Посмотрите на меня, повторим с вами правило:
Каждый день всегда, везде
На занятиях, в игре
Верно, чётко говорим
Никуда мы не спешим!
Воспитатель. Ребята, сегодня утром в группе я обнаружила вот этот красивый сундучок. Давайте вместе его откроем. Здесь письмо, читаем. (Воспитатель открывает конверт, достает письмо, читает: «Дорогие ребята, скоро вы идете в школу, вы много знаете и умеете. Я хотела послать вам в подарок свой волшебный цветок «Цветик-семицветик», но поднялся сильный ветер и разнес все лепестки в разные стороны, а лепестки эти волшебные с заданиями. Как теперь быть не знаю. Как я узнаю готовы вы к школе или нет. Дорогие ребята помогите, соберите все лепестки с заданиями в один цветок. А поможет вам мой волшебный фонарик. Я желаю вам удачи! В добрый час! Мудрая Сова.)
Воспитатель: ребята, фонарик светит прямо на тропинку с пеньком. А вот и первый лепесток.
1. Задание «Отгадай загадку» (Загадки, вопросы. Дифференциация звуков, развитие памяти)
Круглый шарик, словно ежик,
Но без мордочки и ножек.
На моем растет окне,
Очень нравится он мне. (Кактус)
Из листка на удивленье
Можно вырастить растение.
Я сорву цветок, не жалко,
Будет новая….(фиалка).
-Какой звук мы слышим в начале и середине слова?
Ответы детей: звук [К]
-Давайте дадим характеристику этому звуку
Дети: Звук [К] – согласный, твёрдый, глухой.
Воспитатель: Значит обозначать его мы будем …
Дети: Синим кружком.
Воспитатель: будет с нами играть Звуковичок К, у него нет шапочки-колокольчика
У садовницы – первой модницы
Платье то ли полиняло,
То ли краску поменяло:
Все было лиловое,
Стало васильковое. (Гортензия)
Вырос кустик пышный,
На окне не лишний.
Листья незаметные,
А плоды запретные. (Аспарагус)
-Какой звук мы слышим в начале и середине слова?
Ответы детей: звук [Г]
-Давайте дадим характеристику этому звуку
Дети: Звук [Г] – согласный, твёрдый, звонкий.
Воспитатель: Значит обозначать его мы будем …
Дети: Синим кружком.
Воспитатель: будет с нами играть Звуковичок Г, у него есть шапочка-колокольчик.
- что общего и чем отличаются звуки [Г] – [К].
Дети: они согласные, твердые; отличаются тем, что звук [К] – глухой, а звук [Г] – звонкий.
Воспитатель: Молодцы! выполнили первое задание Мудрой Совы.
Воспитатель: ищем следующий лепесток с заданием.
2. Задание «Поймай звук». (Игровые упражнения. Дифференциация звуков, совершенствование фонематического слуха; развитие внимания)
Ребята в этом задании вы должны поймать звук, т. е. когда услышите звук К, хлопайте в ладоши, звук Г -топайте
а) в звуковом ряду: к, о, г, ы, д, е, г, к;
б) в слоговом ряду: га, ти, кы, ит, иг, ко, су, ок;
в) в словах: гвоздика, кактус, алоэ, фуксия, роза, бегония.
д) «Наоборот».
Я называю слог со звуком [Г], а вы меняете звук [Г] на звук [К] и называете новый слог, потом слог со звуком [К], а вы на звук [К] на звук [Г] и называете новый слог.
Ка – га га - … гу – ку ку - …
Воспитатель: молодцы! И с этим заданием справились. Смотрите, фонарик светит нам дальше. Еще лепестки нашли? Замечательно, а задания становятся сложнее, справимся?
Дети: да!
3. «Цветок для Звуковичка» (фиалка, кактус, гвоздика, бегония, фикус, гортензия) (Игра).
Воспитатель: Я вам предлагаю подарить цветы Звуковичкам. Картинки разбросаны и перемешаны. Как вы думаете, кому какой цветок подарить?
- Лепестки, в названии которых есть звук К, нужно подарить Звуковичку [К].
- А лепестки, в названии которых есть звук Г, - Звуковичку [Г].
Дети выполнят задание.
4. Задание «Где прячется звук?» (Игровое упражнение. Учить выделять звук в слове, определять его место в слове.)
- Ребята, давайте определим место звуков К и Г в этих словах. Я показываю вам картинку, а вы мне говорите, где стоит звук в начале, в середине или в конце слова.
5. Задание «Подели слова на слоги и определи их количество». (Игровое упражнение. Формировать умение делить слова на слоги. Развитие внимания, самостоятельности, инициативы)
Воспитатель. У вас на столах слоговые домики. Сейчас я буду показывать картинки. Ваша задача назвать слово и определить, сколько слогов в данном слове. Задание понятно? Начали.
Воспитатель показывает картины (фикус, герань, фиалка, бегония, кактус) и дети определяют количество слогов и поднимают карточки.
Воспитатель. Молодцы. Все верно.
Физкультминутка:
Мы фиалочки, фиалки, (дети сидят на корточках)
В горшочке мы растем. (медленно поднимаются, руки тянут вверх)
Нас любят не напрасно, (Ходят по кругу, взявшись за руки)
Мы красочно цветем.
Воспитатель: следующий лепесток. Слушайте задание.
6. Задание «Отгадай загадку и сделай звуковой анализ для слова – отгадки»
Игра «Живые звуки» (Формировать умение детей проводить звуковой анализ слова, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласные)
Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя,
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями.
Полюбуйтесь дикими
Алыми. (Гвоздиками)
Воспитатель: Воспитатель: Молодцы, отгадали загадку. А сейчас сыграем в игру «Живые звуки» звуковой анализ слова «Гвоздика». Для этого у вас на столе лежат карточки синего, зеленого и красного цвета.
-Какие звуки обозначаются синим цветом?
-Какие звуки обозначаются зеленым цветом?
-Какие звуки обозначаются красным цветом?
-Сколько звуков в слове «Гвоздика»?
-Какого цвета первая карточка?
Дети берут определенную карточку и выстраиваются по порядку, затем каждый звук сам о себе рассказывает.
Воспитатель: Сколько звуков в этом слове? Сколько гласных? Согласных?
- Молодцы! С этим заданием вы тоже справились и приступаем к поиску последнего лепестка.
А вот и сам лепесток.
7. Задание «Составь предложение по картине» (Упражнять в составлении предложений и умении составлять схему предложения. Активизировать словарь)
- Скажите, а что такое предложение? (это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой).
Воспитатель: Верно, все слова в предложении связаны между собой. Скажите, ребята, что означает каждая полоска в предложении? (это слово).
Часто в предложении встречаются маленькие слова – помощники не забывайте про них.
- А что означает первый знак в предложении? (это начало предложения и оно пишется с большой буквы).
- Что ставим мы в конце предложения и что это обозначает? (точку, что предложение окончено).
- Какие знаки могут стоять в конце предложения, кроме точки?
- Вопросительный, восклицательный знаки.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску. (На доске картина «Комнатные цветы»). Дети составляют предложения про цветы и определяют количество слов в предложении.
На ваших столах есть схемы для составления предложения.
(Дети составляют схемы предложений. После проверяем у доски)
- Ребята, я буду вам показывать знаки, которые мы можем поставить в конце предложения, а вы будете проговаривать свое предложение с нужной интонацией.
Воспитатель: Молодцы и с этим заданием вы справились.
Воспитатель. Замечательно, умнички! Вы справились со всеми заданиями, и мы можем смело написать о наших достижениях в письме Мудрой Сове.
Итог занятия.
- Какие звуки мы вспомнили?
- Какие это звуки? Почему?
- Какие задания были интересными, и понравились вам больше?
- Что вызвало трудности?
Рефлексия.
- Ребята, Мудрая Сова приготовила для вас подарки. Посмотрим.