Получи документы

Конспект НОД по обучению грамоте в группе старшего дошкольного возраста общеразвивающей направленности (6–7 лет)

Наталья Машкова
Конспект НОД по обучению грамоте в группе старшего дошкольного возраста общеразвивающей направленности (6–7 лет)
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД по обучению грамоте в группе старшего дошкольного возраста общеразвивающей направленности (6-7 лет)

Воспитатель: Машкова Н. В.

ТЕМА: «Волшебный цветок»

Образовательная область: «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: «социально – коммуникативное», «познавательное развитие», «физическое развитие».

Задачи:

Образовательные:

Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в группе старшего дошкольного возраста общеразвивающей направленности (6–7 лет)» размещена в разделах

1. Формировать умение детей проводить звуковой анализ слова, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласные)

2. Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слове.

3. Упражнять в составлении предложений и умении составлять схему предложения.

4. Формировать умение делить слова на слоги.

Развивающие:

1. Развивать внимание, память.

2. Развивать самостоятельность, инициативу.

3. Активизировать словарь детей по лексической теме.

Воспитывающие:

1. Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя.

2. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.

3. Формировать чувство товарищества.

Методические приё мы:

игровой (игра –«Цветик –семицветик»);

наглядный (использование картин);

словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);

поощрение, итог занятия.

Демонстрационный материал: сундучок, цветок с семью лепестками, конверт с письмом, фонарик,

картинки с комнатными цветами.

Раздаточный материал: цветные квадратики (красные, синие, зеленые); схема предложения.

Организация детей: в кругу; у доски; за столами;

Индивидуальная работа: Продолжать работу с Аделиной по различению звуков на слух и отчетливому их произношению. Развивать интонационную выразительность, правильный темп речи с Тимошей.

Словарная работа: предложение, слово, слог, звук; название комнатных растений (гортензия, бегония, аспарагус, фиалка, кактус, гвоздика, толстянка)

Предварительная работа: игра на развитие слухового внимания «Запомни, повтори»; составление предложений из заданных слов; составление схем составленных предложений, звуковой анализ слов, игры «Живые звуки», «Живые слова».

Структура:

1. Организационный момент – «Отгадай загадку и выдели звук»

2. Основная часть:

- 2задание «Поймай звук»

- 3 задание «Цветок для Звуковичка».

- 4 задание «Где прячется звук?».

- 5 задание «Подели слова на слоги и определи их количество»

- 6 задание «Отгадай загадку и сделай звуковой анализ для слова – отгадки»

- 7 задание «Составь предложение по картине»

3. Итог занятия.

Ход:

I. Организационный момент.

- Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями. (дети здороваются) Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей. (улыбаются гостям)

- Молодцы!

Воспитатель. Ребята, подойдите ко мне. Скажите мне какое у вас сегодня настроение?

Дети. Хорошее, радостное, веселое.

Воспитатель. Замечательно! Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение. (Дети становятся в круг).

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

- Посмотрите на меня, повторим с вами правило:

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим

Никуда мы не спешим!

Воспитатель. Ребята, сегодня утром в группе я обнаружила вот этот красивый сундучок. Давайте вместе его откроем. Здесь письмо, читаем. (Воспитатель открывает конверт, достает письмо, читает: «Дорогие ребята, скоро вы идете в школу, вы много знаете и умеете. Я хотела послать вам в подарок свой волшебный цветок «Цветик-семицветик», но поднялся сильный ветер и разнес все лепестки в разные стороны, а лепестки эти волшебные с заданиями. Как теперь быть не знаю. Как я узнаю готовы вы к школе или нет. Дорогие ребята помогите, соберите все лепестки с заданиями в один цветок. А поможет вам мой волшебный фонарик. Я желаю вам удачи! В добрый час! Мудрая Сова.)

Воспитатель: ребята, фонарик светит прямо на тропинку с пеньком. А вот и первый лепесток.

1. Задание «Отгадай загадку» (Загадки, вопросы. Дифференциация звуков, развитие памяти)

Круглый шарик, словно ежик,

Но без мордочки и ножек.

На моем растет окне,

Очень нравится он мне. (Кактус)

Из листка на удивленье

Можно вырастить растение.

Я сорву цветок, не жалко,

Будет новая….(фиалка).

-Какой звук мы слышим в начале и середине слова?

Ответы детей: звук [К]

-Давайте дадим характеристику этому звуку

Дети: Звук [К] – согласный, твёрдый, глухой.

Воспитатель: Значит обозначать его мы будем …

Дети: Синим кружком.

Воспитатель: будет с нами играть Звуковичок К, у него нет шапочки-колокольчика

У садовницы – первой модницы

Платье то ли полиняло,

То ли краску поменяло:

Все было лиловое,

Стало васильковое. (Гортензия)

Вырос кустик пышный,

На окне не лишний.

Листья незаметные,

А плоды запретные. (Аспарагус)

-Какой звук мы слышим в начале и середине слова?

Ответы детей: звук [Г]

-Давайте дадим характеристику этому звуку

Дети: Звук [Г] – согласный, твёрдый, звонкий.

Воспитатель: Значит обозначать его мы будем …

Дети: Синим кружком.

Воспитатель: будет с нами играть Звуковичок Г, у него есть шапочка-колокольчик.

- что общего и чем отличаются звуки [Г] – [К].

Дети: они согласные, твердые; отличаются тем, что звук [К] – глухой, а звук [Г] – звонкий.

Воспитатель: Молодцы! выполнили первое задание Мудрой Совы.

Воспитатель: ищем следующий лепесток с заданием.

2. Задание «Поймай звук». (Игровые упражнения. Дифференциация звуков, совершенствование фонематического слуха; развитие внимания)

Ребята в этом задании вы должны поймать звук, т. е. когда услышите звук К, хлопайте в ладоши, звук Г -топайте

а) в звуковом ряду: к, о, г, ы, д, е, г, к;

б) в слоговом ряду: га, ти, кы, ит, иг, ко, су, ок;

в) в словах: гвоздика, кактус, алоэ, фуксия, роза, бегония.

д) «Наоборот».

Я называю слог со звуком [Г], а вы меняете звук [Г] на звук [К] и называете новый слог, потом слог со звуком [К], а вы на звук [К] на звук [Г] и называете новый слог.

Ка – га га - … гу – ку ку - …

Воспитатель: молодцы! И с этим заданием справились. Смотрите, фонарик светит нам дальше. Еще лепестки нашли? Замечательно, а задания становятся сложнее, справимся?

Дети: да!

3. «Цветок для Звуковичка» (фиалка, кактус, гвоздика, бегония, фикус, гортензия) (Игра).

Воспитатель: Я вам предлагаю подарить цветы Звуковичкам. Картинки разбросаны и перемешаны. Как вы думаете, кому какой цветок подарить?

- Лепестки, в названии которых есть звук К, нужно подарить Звуковичку [К].

- А лепестки, в названии которых есть звук Г, - Звуковичку [Г].

Дети выполнят задание.

4. Задание «Где прячется звук?» (Игровое упражнение. Учить выделять звук в слове, определять его место в слове.)

- Ребята, давайте определим место звуков К и Г в этих словах. Я показываю вам картинку, а вы мне говорите, где стоит звук в начале, в середине или в конце слова.

5. Задание «Подели слова на слоги и определи их количество». (Игровое упражнение. Формировать умение делить слова на слоги. Развитие внимания, самостоятельности, инициативы)

Воспитатель. У вас на столах слоговые домики. Сейчас я буду показывать картинки. Ваша задача назвать слово и определить, сколько слогов в данном слове. Задание понятно? Начали.

Воспитатель показывает картины (фикус, герань, фиалка, бегония, кактус) и дети определяют количество слогов и поднимают карточки.

Воспитатель. Молодцы. Все верно.

Физкультминутка:

Мы фиалочки, фиалки, (дети сидят на корточках)

В горшочке мы растем. (медленно поднимаются, руки тянут вверх)

Нас любят не напрасно, (Ходят по кругу, взявшись за руки)

Мы красочно цветем.

Воспитатель: следующий лепесток. Слушайте задание.

6. Задание «Отгадай загадку и сделай звуковой анализ для слова – отгадки»

Игра «Живые звуки» (Формировать умение детей проводить звуковой анализ слова, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласные)

Все знакомы с нами:

Яркие, как пламя,

Мы однофамильцы

С мелкими гвоздями.

Полюбуйтесь дикими

Алыми. (Гвоздиками)

Воспитатель: Воспитатель: Молодцы, отгадали загадку. А сейчас сыграем в игру «Живые звуки» звуковой анализ слова «Гвоздика». Для этого у вас на столе лежат карточки синего, зеленого и красного цвета.

-Какие звуки обозначаются синим цветом?

-Какие звуки обозначаются зеленым цветом?

-Какие звуки обозначаются красным цветом?

-Сколько звуков в слове «Гвоздика»?

-Какого цвета первая карточка?

Дети берут определенную карточку и выстраиваются по порядку, затем каждый звук сам о себе рассказывает.

Воспитатель: Сколько звуков в этом слове? Сколько гласных? Согласных?

- Молодцы! С этим заданием вы тоже справились и приступаем к поиску последнего лепестка.

А вот и сам лепесток.

7. Задание «Составь предложение по картине» (Упражнять в составлении предложений и умении составлять схему предложения. Активизировать словарь)

- Скажите, а что такое предложение? (это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой).

Воспитатель: Верно, все слова в предложении связаны между собой. Скажите, ребята, что означает каждая полоска в предложении? (это слово).

Часто в предложении встречаются маленькие слова – помощники не забывайте про них.

- А что означает первый знак в предложении? (это начало предложения и оно пишется с большой буквы).

- Что ставим мы в конце предложения и что это обозначает? (точку, что предложение окончено).

- Какие знаки могут стоять в конце предложения, кроме точки?

- Вопросительный, восклицательный знаки.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску. (На доске картина «Комнатные цветы»). Дети составляют предложения про цветы и определяют количество слов в предложении.

На ваших столах есть схемы для составления предложения.

(Дети составляют схемы предложений. После проверяем у доски)

- Ребята, я буду вам показывать знаки, которые мы можем поставить в конце предложения, а вы будете проговаривать свое предложение с нужной интонацией.

Воспитатель: Молодцы и с этим заданием вы справились.

Воспитатель. Замечательно, умнички! Вы справились со всеми заданиями, и мы можем смело написать о наших достижениях в письме Мудрой Сове.

Итог занятия.

- Какие звуки мы вспомнили?

- Какие это звуки? Почему?

- Какие задания были интересными, и понравились вам больше?

- Что вызвало трудности?

Рефлексия.

- Ребята, Мудрая Сова приготовила для вас подарки. Посмотрим.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «Том и Тим»Дидактическая игра по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «Том и Тим» Цель: учить детей различать твёрдые и мягкие согласные, сопоставляя их артикуляцию. Ход игры. Тим и Том – два человечка: твёрдый и мягкий.

Фронтальная НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР Тема: «Путешествие по сказкам». Цель занятия: Продолжать знакомить детей со звуками русского языка. Задачи: Коррекционно-образовательные:.

Интегрированное занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Имена. Звук [Ч]» Тема: «Имена. Звук Ч». Цель: Задачи: 1. Расширить знания об именах людей, их значении и употреблении. 2. Познакомить.

Конспект итогового занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы компенсирующей направленности с ТНР «Приключения в городе Букварьске» Цель: Закрепление элементарных навыков чтения и письма, развитие фонематических процессов Задачи:.

Конспект по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ОНР старшего дошкольного возраста «Звук [И], буква И»Конспект по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ОНР старшего дошкольного возраста «Звук [И], буква И» Конспекты по подготовке к обучению грамоте дошкольников старшей логопедической группы разработаны на весь учебный год в соответствии с программой.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Имена. Звук [Ч]» Тема: «Имена. Звук Ч». Цель: Задачи: 1. Расширить знания об именах людей, их значении и употреблении. 2. Познакомить.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [С]-[С’] и буква С» Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Звуки С – Сь и буква С» Цель: Ознакомление детей со.

Консультация для воспитателей «Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста» Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных.

Занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста № п\п Содержание работы Форма работы Сроки проведения месяц неделя 1. 1)Закрепление представлений детей о слове; 2)закрепление умения интонационно.

Занятие по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей 6–7 лет с ТНР «Гласные звуки и буквы» Тема: Звуки и буквы: А, У, О. Задачи. Развивать фонематический слух, воспитывать культуру звукопроизношения. Упражнять в подборе слов на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по обучению грамоте в группе старшего дошкольного возраста общеразвивающей направленности (6–7 лет)
Опубликовано: 5 марта 2016 в 17:47
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в группе старшего дошкольного возраста общеразвивающей направленности (6–7 лет)» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Машкова (УИ 42827) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД