Ольга Васильевна
Конспект открытого занятия по ФЭМП для детей 3–4 лет по сказке «Рукавичка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Формирование представлений о зиме:
o Вспомнить признаки зимы и особенности жизни животных в зимний период.
2. Развитие математических навыков:
o Повторить счёт, сравнить количество предметов и выявить признаки сходства и различия.
o Соотносить счёт и цифры 1-3, развивать пространственные представления.
3. Развитие мелкой моторики и координации:
o Через практические задания и игры развивать мелкую моторику рук и координацию движений.
Задачи:
1. Признаки зимы:
o Обсудить с детьми, какие признаки указывают на наступление зимы (снег, холод, зимние животные).
o Показать изображения зимних пейзажей и животных, обитающих зимой.
2. Сказка "Рукавичка":
o Прочитать или рассказать сказку "Рукавичка.
o Обсудить, как животные нашли укрытие в рукавичке и почему им стало тесно.
3. Сравнение количества животных и домиков:
o Провести счёт животных, живущих в рукавичке (5 животных).
o Обсудить, хватит ли домиков для всех животных, и сравнить количество животных и домиков.
4. Расселение животных:
o Помочь детям расселить животных по домикам, объясняя, в каком домике кто будет жить, основываясь на их размерах и количестве окошек.
o Закрепить знания о количестве и свойствах предметов.
5. Игровая активность:
o Провести игру, в которой игрушки животных прячутся, и дети должны их найти, используя пространственные предлоги (под, на, за, перед, над)
o Физкультминутка «Зайцы утром рано встали»
6. Изучение следов животных:
o Обсудить, как можно найти животных в лесу зимой по следам.
o Организовать практическое занятие, где дети с помощью щеточек будут искать следы животных под "снегом" (мука) и сравнивать их с изображениями на доске.
Оборудование:
1. Материалы для занятия:
o Домики для животных (картонные или бумажные с цифрами 1-3).
o Игрушки животных (мышка, зайчик, лиса, волк, медведь).
2. Игровые материалы:
o Мука и мишура для имитации снега.
o Щеточки для поиска следов.
o Макеты деревьев для создания лесной атмосферы.
o Звук: скрип снега под ногами.
o Карточки с изображениями следов животных для сравнения.
Ход занятия.
Воспитатель: "Дорогие ребята какое время года сейчас! Зима — это удивительное время года, наполненное своими особенностями. Что вы знаете о зиме? Что происходит с природой зимой? Какие зимние забавы вы знаете?"
Дети:
• "Снег выпадает"
• "Холодно"
• "Мороз"
• "Лед"
• "Мы катаемся на санках"
• "Мы можем играть в снежки и лепить снеговиков"
Воспитатель: "Правильно! Зимой у нас выпадает снег, становится холодно, и мы можем кататься на санках, лепить снеговиков и играть в снежки. Какой главный праздник зимой все ждут?
(Звучит запись звука «хруст снега под ногами»)
Воспитатель: «Дети, послушайте, какой интересный звук! Как вы думаете, это за звук?»
Дети: (ответы: «что-то хрустит», «кто-то идёт»)
Воспитатель: «Совершенно верно! Это чьи-то шаги. Интересно, кто же это может быть?»
Воспитатель: «Посмотрите, что это? (ответы: «рукавичка»). «А откуда она здесь?»
Дети: (ответы: «её кто-то потерял»)
Воспитатель: «Ребята я расскажу вам увлекательную сказку про рукавичку».
Сказка:
Как-то раз зимой дедушка шел через лес, а за ним бежала собака. Шел он, шел и случайно обронил свою рукавичку.
Мимо пробегала мышка. Увидела она, что рукавичка лежит на снегу и подумала, что получится из нее отличный домик. Влезла мышка в рукавичку и говорит:
- Буду я теперь здесь жить.
Вскоре скакал по лесу заяц. Увидел он рукавичку и спрашивает:
- Кто, кто в рукавичке живет?
- Я мышка-норушка.
- А я зайчик-побегайчик. Можно и я буду жить с тобой в рукавичке?
- Ну, иди!
И стало их двое. Тут пробегает мимо лисичка. Увидела она рукавичку и спрашивает:
- Кто, кто в рукавичке живет?
- Мы: мышка-норушка и серый зайчик-побегайчик. А ты кто будешь?
- А я лисичка-сестричка. Можно мне к вам?
Вот их уже трое, а рукавичка только одна. Глядь, мимо бежит волк, подбегает к рукавичке и спрашивает:
- Кто, кто в рукавичке такой теплой живет?
- Мы: мышка-норушка, серый зайчик-побегайчик и лисичка-сестричка. А ты кто будешь?
- А я волчок-серый бочок! Пустите и меня жить к себе!
- Ну, хорошо, иди!
Влез и волк в рукавичку, и стало их уже четверо. Но тут как сучья затрещат, вышел из лесу медведь и тоже идет к рукавичке.
- Кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка-норушка, серый зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок. А ты кто такой?
- Ох, как Вас много тут! А я медведюшка-батюшка, пустите меня к себе!
- Но как же ты залезешь сюда? Здесь уже вон как тесно!
- Как-нибудь попробую! – отвечает медведь.
- Ну, иди, только с краешку.
Втиснулся медведь, и стало их пятеро. Но так же тесно стало! Того и гляди рукавичка разорвется. А к этому времени дедушка заметил пропажу и пошел назад в лес искать свою рукавичку. Собачка побежала вперед и вдруг увидела, что рукавичка на снегу шевелится! Она залаяла:
- Гав-гав-гав!
Звери испугались, выскочили из рукавички и пустились наутек! Пришел дед и забрал свою рукавичку.
Вопросы детям:
- Понравилась вам сказка?
- Как называется сказка?
- Кто потерял рукавичку?
- Кто первым нашел рукавичку?
- Кто последним?
- Кто поселился в рукавичке?
- Кто прогнал всех с рукавички?
- Кто забрал рукавичку?
Воспитатель: «Давайте посчитаем, сколько животных жило в варежке. Их было пять. Им там очень тесно, давайте расселим их в отдельные домики!»
(Воспитатель выставляет по одному домики с цифрами, дети называют цифры на домиках.)
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Формирование представлений о зиме Вспомнить признаки зимы и особенности жизни животных в зимний период](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1637730-1739478346.jpg)
Воспитатель: «Молодцы! Теперь давайте сравним домики. Давайте дружно посчитаем сколько окошек в первом домике, высокий или низкий» (Высокий с тремя окошками) «Давайте дружно посчитаем сколько окошек во втором домике, высокий или низкий» (Высокий с одним окошком) «Давайте дружно посчитаем сколько окошек в третьим домике, высокий или низкий» (Низкий с двумя окошками)
Воспитатель: «Молодцы! Назовите номер домика высокого с одним окошком?» (Два) «Молодцы! Назовите номер домика высокого с тремя окошками?» (Один) «Молодцы! Назовите номер домика низкого с двумя окошками?» (Три)
Воспитатель: «Ребята, давайте сравним количество домиков и наших героев. Сколько домиков у нас? Три. А сколько животных? Давайте ещё раз посчитаем. Пять. Всем животным хватит домиков? Давайте узнаем. В первый домик поселим мышку, во второй — зайчика, в третий —лису. Посмотрите, домиков не осталось. Всем животным хватит домиков? Нет. Кому не хватило? Волку и медведю. Значит, животных больше или меньше? Больше. Правильно! А домиков у нас меньше. Молодцы!»
Воспитатель: «Когда залаяла собака наши герои испугались и попрятались, но не только они, но и другие лесные жители испугались и спрятались. Давайте покажем, как они умеют быстро прятаться»
(Дети берут по одной игрушке и выполняют задание.)
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Развитие математических навыков Повторить счёт сравнить количество предметов и выявить признаки сходства и различия](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1637730-1739478501.jpg)
Воспитатель: «Игрушки спрятались под стул, на стул, за стул, перед стулом, над стулом. Молодцы, Вы отлично справились!»
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Соотносить счёт и цифры развивать пространственные представления](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1637730-1739478790.jpg)
Воспитатель: «Теперь нам надо расселить наших героев. Ванин герой живёт в низком домике с двумя окошками. (Ребенок ставит своего животного возле этого домика). Правильно, какой номер домика?» (Три). Светин герой живёт в высоком домике с тремя окошками» (Ребенок ставит своего животного возле этого домика). «Правильно, какой номер домика?» (Один).
(Каждый ребёнок находит дом для своего животного и называет номер домика.)
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Развитие мелкой моторики и координации Через практические задания и игры развивать мелкую моторику рук и координацию движений](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1637730-1739478906.jpg)
Воспитатель: «Молодцы, ребята! Теперь нашим зверюшкам будет тепло и просторно жить в своих домиках. Чтобы и нам не замерзнуть, давайте сделаем зарядку»
Зайцы утром рано встали, весело в лесу играли. По дорожкам прыг-прыг-прыг! Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте) Вот лиса идет по лесу. Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте) Чтоб ответить на вопрос, Тянет лисонька свой нос. (Потягивания – руки вперед) Но зайчата быстро скачут. Как же может быть иначе? (Прыжки на месте) Тренировки помогают! И зайчата убегают. (Бег на месте)
Вот голодная лиса (Ходьба на месте) Грустно смотрит в небеса. (Потягивания – руки вверх) Тяжело вздыхает. (Глубокие вдох и выдох) И садится, отдыхает. (Дети садятся на стульчики)
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Признаки зимы Обсудить с детьми какие признаки указывают на наступление зимы снег холод зимние животные](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1637730-1739479655.jpg)
Воспитатель: «Теперь нашим животным тепло и уютно в домиках. А чтобы собаки не пугали наших героев, давайте построим заборы возле домиков».
(Дети берут по одной палочке того цвета, который назвал воспитатель, отдают ему и садятся на стульчики. Строим три заборчика).
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Показать изображения зимних пейзажей и животных обитающих зимой](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1637730-1739479633.jpg)
Игра «Найди лишнюю рукавичку»
Воспитатель: «Ребята, а Вы когда-нибудь теряли свои рукавички? Посмотрите, сколько рукавичек я нашла! Давайте сравним их и определим, какая из них лишняя.»
(Дети рассматривают рукавички.)
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Сказка Рукавичка Прочитать или рассказать сказку Рукавичка](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1637730-1739482592.jpg)
Воспитатель: «Ребята, как же мы можем найти животных в лесу зимой? Правильно, по следам! Посмотрите, какой след оставляет заяц на снегу. А вот и след лисы.
Теперь Ваша задача — с помощью щеточек отыскать следы животных под снегом. Затем, с помощью родителей, сравните найденные следы с теми, что висят на доске, и узнайте, какое животное их оставило. Удачи Вам в этом увлекательном исследовании!»
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Обсудить как животные нашли укрытие в рукавичке и почему им стало тесно](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1637730-1739479824.jpg)
Итог:
Воспитатель: «Ребята, сегодня мы совершили увлекательное путешествие в зимний лес! Мы вспомнили, какие бывают зимние забавы и признаки зимы: снег, мороз, лёд. Мы послушали сказку про рукавичку и узнали, как много животных там поселилось. Вы отлично справились со счётом животных и домиков, научились сравнивать количество предметов и даже расселили всех зверюшек по уютным домикам! Вы показали свою ловкость в игре с игрушками и внимательность, отыскивая следы животных в снегу. Вы были очень активны, внимательны и дружны. Молодцы!»