Ирина Баракова
Дидактическая игра по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «Том и Тим»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: учить детей различать твёрдые и мягкие согласные, сопоставляя их артикуляцию.
Ход игры. Тим и Том – два человечка: твёрдый и мягкий. Детям легче запомнить эти их качества, если вы не просто укажите на твёрдость согласного [Т] в имени Том и мягкое [Т’] в имени Тим, а нарисуете человечков. Одного – длинного и угловатого, а другого – прямую его противоположность – кругленького и пухлого. Игра строится как «устное действие». Сначала воспитатель представляет Тома и Тима: «Это Том, слышишь, как твёрдо начинается его имя: [Т]. Он и сам весь твёрдый, как этот звук, поэтому всегда выбирает то, что начинается с твёрдых согласных: любит томатный сок, носит пальто и никогда не надевает пиджак; не берёт в руки мяч, но с удовольствием играет на баяне. Том дружит с Тимом, хотя и совсем не похож на него. Тим мягкий и любит всё, что звучит также мягко, как первый звук в его имени [Т’]: виноград. Когда Тим рисует, Тим раскрашивает. Если Том берёт в руки баян, то Тим – гитару. Они никогда не выбирают одни и те же вещи, поэтому не ссорятся, ведь им никогда не приходится выхватывать друг у друга игрушки и сладости.
Публикация «Дидактическая игра по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста „Том и Тим“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» январь 2016
Вот однажды Тим и Том решили отправиться в путешествие. Давайте поможем им собраться. Кто из мальчиков выберет ранец, а кто рюкзак? Теперь надо решить, кто какие вещи понесёт. Тому и Тиму надо взять котелок, ложки, вилки, бинокль, пилу, топор, носки, тарелки, карту (чтобы детям было легче запомнить слова, все эти предметы рисуются на бумаге). Что положит в свой рюкзак Тим? Может быть Тим захочет взять с собой ещё что – нибудь. Подскажите ему. Вещи собраны, можно отправляться в путь, но по какой дороге? Одна дорога ведёт лес, другая – на луг. По какой дороге захочет пойти Тим? А по какой Том? Тим и Том – друзья, поэтому они договорились, что пойдут по самой опушке леса. Здесь бывает много грибов: лисички, маслята, сыроежки. Какие грибы будет собирать Тим? А Том? Вот и речка, можно половить рыбу. В речке водятся сом,сазан и лещ. Кто поймает сома? Кому попадётся лещ? Пора устраивать привал. Том и Тим разводят костёр и делают шалаш. Кто принесёт ветки для костра, а кто валежник для шалаша? Обед готов. Кому придётся по вкусу рис, а кому рыб? Что будет пить Тим, компот или кисель? После обеда Том и Тим укладываются спать. Отгадайте, кому из них приснился сон про загадочного тампарама. А кому про тимпирима.
Когда Том и Тим проснулись, они решили поиграть в свою любимую игру «Твёрдое – мягкое». В этой игре Том называет слово с твёрдым первым звуком, а Тим,заменяя твёрдый звук на мягкий, отвечает Тому похожим словом, вот так: нос – нёс; лук – люк; тук – тюк; мыл – мил; мал – мял.
Переброску словами легко превратить в подвижную игру, для этого нужно ввести дополнительное правило: называя слово, одновременно бросайте ребёнку мяч.