Татьяна Карева
Фронтальная НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие по сказкам».
Цель занятия: Продолжать знакомить детей со звуками русского языка.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- формировать познавательную мотивацию;
- учить четко произносить звук [О], выделяя его под ударением после согласного;
- воспроизводить с ним слоговые ряды (ох, оп, ой);
- учить составлять схему слова ОХ;
- формировать навык самоконтроля.
Коррекционно-развивающие:
- продолжать развивать фонематическую базу для осуществления звукобуквенного анализа слов;
- продолжать развивать высшие психические функции
Публикация «Фронтальная НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
(речь, внимание, память, мышление, воображение);
- способствовать развитию эмоционально – волевой сферы.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать интерес к звукам речи русского языка;
- заряжать положительными эмоциями;
- воспитывать дружеские отношения между детьми, умение сотрудничать.
Оборудование: сказочные герои, задания к каждой сказке, наборы для составления схем, предметные картинки, тарелочки с крупой, ковер - самолет, корзиночки.
Предварительная работа: знакомство и чтение произведений: «Белоснежка и семь гномов», «Три поросенка», «Заюшкина избушка», «Буратино», «Золушка».
Интеграция ОО: речевое развитие, физическое развитие, социально-комуникативное развитие.
Планируемые результаты:
• выделяют звук [О] под ударением после согласного;
• воспроизводят с ним слоговые ряды (ох, оп, ой);
• составляют схему слова ОХ.
Ход НОД:
I. Вводная часть
- Сегодня я хотела вас познакомить с новой буквой, но случилась беда: злой волшебник похитил букву, разломал её, а частии разлетелись по сказкам.
- Вы хотите узнать, что это за буква?
- Как вы думаете, что же нам для этого нужно сделать (Ответы детей).
- На чем можно отправиться в путешествие (Ответы детей).
- Да, ребята, в сказочное путешествие мы можем полететь на ковре - самолете (расстилаю ковер). Ребята, подходите ко мне, садитесь на ковер - самолет.
Раз, два, три, четыре, пять,
Глазки нужно закрывать.
Представьте себе, как мы летим в тридесятое царство, в тридесятое государство (в это время звучит тихая музыка). Мы пролетаем над глубокими морями, высокими горами.
Раз, два, три, четыре, пять,
Глазки нужно открывать.
Музыка выключается.
II. Основная часть
- Ребята, идите скорее сюда.
- Станьте так, чтобы всем было хорошо видно. (Силуэтное изображение сказочных героев) В какую сказку мы попали? (Ответы детей : «Белоснежка и семь гномов»).
(Беру из рук Белоснежки письмо, читаю его: Я, Белоснежка, каждый день слушаю песенки, которые мне поют гномы.)
Фонематическая ритмика
- Ребята, давайте и мы послушаем и споем эти песенки.
Первый гном поет вот такую песенку: О-О-О – (показ и выполнение упражнений фонематической ритмики).
- А теперь все вместе. Молодцы!
Второй гном поет вот такую песенку: А-А-А
- А теперь все вместе. Хорошо!
Третий гном поет вот так: И-И-И
- А теперь все вместе. Молодцы!
- Что же дальше пишет Белоснежка ( продолжаю читать:
Дети, узнайте, какая песенка мне нравится больше всех? А я дам вам подсказку. Перед вами три картинки, назовем их без запинки. Переворачиваю картинки). Обруч, облако, ведро.
Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия
- Ребята, что изображено на картинках? (Произношу каждое слово, утрированно выделяя звук [О]).
- Какой звук вы слышите в каждом слове? (Ответы детей : О).
- Какая песенка больше других нравится Белоснежке? (Ответы детей : О). Выставляю схему.
- Звук [О] какой? (Ответы детей : Гласный звук, обозначается красным цветом).
- Молодцы, правильно. А Белоснежка за правильный ответ дает нам часть буквы, которую разбросал волшебник.
Отправляемся в следующую сказку, но на пути у нас преграда: мостик и речка.
На носочках осторожно перейти мосточек можно,
Тише, тише не спешите - бревнышки не раскатите.
- В какую сказку мы попали (Силуэтное изображение сказочных героев) (Ответы детей : «Заюшкина избушка»).
- А теперь вспомните сказку и ответьте на вопрос: Кто помогал зайке в его беде? (Ответы детей : собака, медведь и петух).
- Правильно. Сейчас зайка знает заклинание и не боится лисы. Нам с вами нужно выучить это заклинание, чтобы получить часть буквы.
Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия (дети повторяют слоговые цепочки) ПО - ТО - КО
КО - ТО - ПО
ТО - КО - ПО
- Молодцы, ребята! Вы справились с заданием. Отправляем-ся в путь. (Даю часть буквы).
Раз, два, три, раз, два, три.
По дорожке мы пошли.
Звуковой анализ и синтез
- В какую сказку мы попали (Силуэтное изображение сказочных героев) (Ответы детей : «Три поросенка»).
- Ребята, поросята приготовили для вас картинки. Возьмите и рассмотрите их.
- Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф хотят поиграть с вами в игру: «Где спрятался звук?».
- Разложите картинки по корзиночкам так, чтобы в 1-ую корзинку попали те картинки, где звук [О] стоит в начале слова; во 2-ую, где звук [О] стоит в середине слова; а в 3-ью, картинки, где звук [О] в конце слова. (Ответы детей, поясняют свой выбор)
- Молодцы! Вот ваша награда (часть буквы).
Развитие общей моторики
Вот мы кочки увидали,
Через них и прыгать стали.
- Как называется эта сказка (Силуэтное изображение сказочных героев) (Ответы детей : «Приключения Буратино»).
- Присядьте за столы. Мальвина учит Буратино, а он только охает. Поможем Буратино разобрать слово ОХ. Произнесем все вместе слово ОХ.
Звуковой анализ и синтез
- Какой первый звук? (Ответы детей : звук [О]).
- Какой последний звук? (Ответы детей : звук [Х]).
- Звук [О] гласный или согласный?
- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?
- Звук [Х] - гласный или согласный?
- Каким цветом мы обозначаем согласные звуки?
- А теперь самостоятельно выкладываем на звуковой линейке слово ОХ цветными кружками.
- Проверьте выполнение задания друг у друга. Кто не согласен, объясните почему (анализ). (Помогаю детям).
- Молодцы! Давайте покажем Буратино физкультминутку.
Физкультминутка «Буратино».
Буратино потянулся, (руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки)
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся, (наклоны корпуса вперед)
Руки в сторону развел, (руки развести в стороны)
Ключик, видно, не нашел. (повороты вправо и влево)
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать. (руки на поясе, подняться на носочки)
- Как вы думаете, где будем искать ключик (Ответы детей).
- Кто первый его найдет?
- Умницы!
- Ключик отдадим хозяину. Буратино благодарит вас за помощь и отдаёт последний часть буквы. Ваше задание собрать их все вместе. Можете их собрать на волшебной поляне.
Развитие мелкой моторики.
- Какая буква у вас получилась? (Ответы детей : Буква О).
- На что похожа буква О?
- Нарисуйте её на ладошке.
- Ребята, а кто это так тихо плачет? (Ответы детей).
- Да это же Золушка! Злая мачеха оставила Золушке крупу и дала задание: написать на крупе букву О. Дети, Золушка не посещает детский сад, она не умеет писать буквы. Давайте ей поможем. Подойдите к столам и напишите пальчиком букву. В благодарность Золушка дарит вам угощение.
III. Заключительная часть.
- Ребята, угощение вы будете кушать в группе.
- Чтобы нам туда попасть я предлагаю присесть на ковер- самолет.
Раз, два, три, четыре, пять
Глазки нужно закрывать.
- Мы с вами возвращаемся в детский сад.
Раз, два, три, четыре, пять,
Глазки нужно открывать.
- Ребята! Кому понравилось наше путешествие? Чем оно вам понравилось (Ответы детей).
- Кому не очень понравилось путешествие? Почему? (Ответы детей).
- Кому не понравилось путешествие? Поясни, пожалуйста, почему? (Ответы детей).
- Спасибо за участие в путешествии. В следующий раз я учту все ваши пожелания!