Ирина Цвигун
Конспект интегрированной итоговой ООД по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Обобщить знания детей, полученные в течение учебного года.
Закреплять умение образовывать прилагательные от существительных, сложные существительные, умение определять звук в словах и подборе слов на заданный звук, производить звуковой анализ односложных (двусложных) слов.
Формировать умение выделять предложение из текста, составлять схему предложения, согласовывать прилагательное с существительным (по родам).
Совершенствовать навык составления рассказа по опорной схеме.
Публикация «Конспект интегрированной итоговой ООД по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2015
Упражнять в подборе родственных слов, антонимов, в произношении звуков ш, р в изолированном виде, слогах, словах, фразах, в употреблении несклоняемых существительных в различных падежных конструкциях.
Развивать память, внимание, логическое мышление, умение анализировать, рассуждать.
Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.
Коррекционные цели: способствовать развитию фонематического слуха, силы голоса, темпа речи.
Оборудование: опорная схема «Времена года», полоски для составления схемы предложения, мяч, игрушка Буратино, предметные картинки.
Содержание ООД
1. Приветствие
Воспитатель: ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, соберем все свои знания и силы, закроем глаза и повторим все вместе.
Мы спокойны, мы спокойны,
Говорим всегда красиво,
Четко и неторопливо.
Вспомним обязательно,
Что учили на занятиях.
- Но сначала проверим, насколько вы внимательны и готовы показать свои знания.
2. Сюрпризный момент – появление куклы Буратино. Игра «Поможем Буратино» (несклоняемые существительные).
- Я все помню, я все знаю! Слушайте!
(Буратино «говорит» разные предложения с несклоняемыми существительными, ошибаясь, дети его исправляют).
- Я пришёл в пальтЕ;
- Я люблю ездить на метрЕ.
- Мы с Незнайкой были в кинЕ.
- Я люблю играть на пианинЕ.
- Я мечтаю об эскимЕ.
- Незнайка облил себя кофеМ.
Приглашаем Буратино на занятие.
3. Игра «Четвертый лишний»
Помидор, картофель, яблоко, огурец.
Белка, комар, бабочка, кузнечик.
Осина, береза, сосна, клен.
Степан, Светлана, Андрей, Антон.
Стол, диван, холодильник, кровать.
4. Подбор родственных слов, существительных к прилагательным, антонимов.
- Послушайте загадку:
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет (Весна).
- О каком времени года говорится в загадке?
- Подберите родственные слова к слову «весна» (весенний, веснушки, веснянка)
- Про что можно сказать весенний, весенняя, весеннее?
- С приходом весны в природе все меняется, преображается.
Зимой дни были короткие, а весной …
Зимой было пасмурно, а весной …
Зимой было холодно, а весной …
Зимой солнце было низко, а весной …
Зимой в дождливую погоду было грустно, тоскливо, а весной в ясный солнечный день …
5. ГДГ «Лучик солнца»
Лучик, лучик озорной,
Поиграй-ка ты со мной.
Ну-ка, лучик, повернись,
На глаза мне покажись.
Взгляд я влево отведу,
Лучик солнца я найду.
Теперь вправо посмотрю,
Снова лучик я найду! Моргают глазами.
Делают круговые движения глазами.
Отводят взгляд влево.
Отводят взгляд вправо.
6. Составление рассказа по опорной схеме
- А еще о весне можно рассказать по этой схеме.
Дети составляют рассказы о весне (2-3 ребенка, воспитатель подытоживает своим рассказом. Сколько предложений в моем рассказе? Назовите первое, последнее. Выложите схемы (по рядам).
- Из чего состоят предложения?
7. Динамическая пауза – дидактическая игра «Назови одним словом» (с мячом)
Шуба из меха …
Кофта из шерсти …
Мяч из резины …
Варенье из малины …
Шарик из стекла …
Самолет из бумаги …
Кубик из дерева …
Игрушка из пластмассы …
- Я называю слово, а вы делите его на слоги и выполняете упражнение столько раз, сколько в нем слогов (шаги, хлопки, приседания) – суп, масло, хлеб, перец, молоко, салат, салфетка. После каждого слова спрашиваю, как можно назвать предмет, в который можно налить суп? Положить хлеб? Насыпать перец? и т. д.
8. Выделение звука. Подбор слов на заданный звук.
- Из чего состоят слоги? Я прочту скороговорку, в которой один звук будет звучать чаще и громче.
• В шалаше шуршат мыши.
- Придумайте слова, в которых звук ш стоит в начале, в середине, в конце слова.
• На горе Арарат растет красный виноград.
- Придумайте слова, в которых звук р стоит в начале, в середине, в конце слова.
• Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться.
- Поймайте звук ж, если он есть в следующих словах: жук, машина, арбуз, мороженое, кошка, жираф.
9. Звуковой анализ слов («звуковые линейки») – дифференцированный подход.
Низкий уровень: дом, кот, мак.
Средний уровень: роза, лиса, луна.
Высокий уровень: кукла, щенок.
10. Подведение итога.