Нелли Демченко
Конспект открытого логопедического занятия для родителей по подготовке к обучению грамоте детей старшей логопедической группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное образовательное дошкольное учреждение детский сад комбинированного вида № 21 «Золушка».
Конспект открытого логопедического занятия для родителей по подготовке к обучению грамоте детей старшей логопедической группы
Тема: игра «Счастливый случай».
(Дифференциация звуков [С]-[Ш])
Публикация «Конспект открытого логопедического занятия для родителей по подготовке к обучению грамоте детей старшей логопедической группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации логопеда для родителей
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Выполнила учитель-логопед Демченко Н. А.
2015 г.
Цель: познакомить родителей с некоторыми формами работы с детьми по подготовке к обучению грамоте;
Задачи:
-помочь родителям овладеть азами дошкольной педагогики;
-обратить внимание на типичные ошибки при выполнении домашних заданий;
-показать значимость работы логопеда в воспитании знаний, умений и навыков ребёнка.
Оборудование: мешочек и бочонки с цифрами, звёздочки, предметные картинки, ребусы, наборы для составления схем, магнитофон, разрезные картинки, счетные палочки, шоколадные медальки.
I. Вступительное слово педагога. Здравствуйте, уважаемые родители! Цели нашего родительского собрания : познакомить родителей с некоторыми способами и приёмами работы с детьми по подготовке к обучению грамоте; объяснить типичные ошибки при выполнении домашних заданий.
II. Основная часть: игра «Счастливый случай».
-- Добрый вечер! Вот и начинается наша игра «Счастливый случай». Давайте поприветствуем участников наших команд.
Входит команда «Шалунишки» (дети) и команда «Заумники» (родители).
--Обе команды занимают свои места, и я объясняю правила игры. Все задания спрятаны в мешочке. Капитаны команд должны доставать по бочонку и назвать его номер, который соответствует номеру задания. За каждое правильно выполненное задание команда получает звездочку. Если игроки команды допускают ошибку, команда звёздочку не получает.
Командам надо угадать тему нашей игры. Какой звук издает проколотая шина? (ш-ш-ш)
А как насос качает воду? (с-с-с)
--Назовите тему нашей игры. (Тема нашей игры «Звуки [Ш] - [С]»).
Команда «Шалунишки» ответила быстрее, поэтому они начнут первыми. Бочонок номер…
1 Вам необходимо вспомнить и назвать слова, которые начинаются на звук [С].
Вы ответили правильно и получаете звезду.
Ну а теперь бочонок вытянет капитан команды «Заумники».
Бочонок номер… Задание на внимательность.
2 Вы должны хлопнуть в ладоши, когда услышите слова со звуком [Ш].
Шуба, шина, сапог, часы, вершина, жук, шут, цыплёнок, сапожок, шиповник, камыш.
Следующее задание для команды «Шалунишки». Бочонок номер…
3 Нужно не называя картинку дать описание предмета так, чтобы игроки команды «Заумники» отгадали слово.
Команда получает звёздочку.
Бочонок номер…
Аналогичное задание для команды «Заумники».
Команда получает звёздочку.
Бочонок номер… Для команды «Шалунишки» следующее задание.
4 Нужно повторить чистоговорки:
Ши-ши-ши — у Ксюши косы хороши
шу-шу-шу — Пете я флажком машу
ша-ша-ша — У Стёпы вкусная лапша
шо, шо, шо — Вите с Дашей хорошо
ша-ша-ша — наша Маша хороша
шу-шу-шу—Синей ручкой я пишу
ши, ши, ши —спорят кромко малыши
шок-шок-шок — у меня конфет мешок
шу-шу-шу—Роме я письмо пишу
шок-шок-шок—У Вовы красный гребешок
ши-ши-ши—Миша с Тёмой малыши
шу-шу-шу—я стишок не расскажу
аш-аш-аш-Настя сгрызла карандаш
ош-ош-ош-Ходит Витя без калош
уш-уш-уш-Даня утром принял душ
иш-иш-иш- у Андрюши в клетке мышь
Молодцы! Получаете звёздочку.
Бочонок номер…Задание для команды «Заумники».
5 Нужно быстро проговорить скороговорки:
Саша шапкой шишки сшиб, получил на лбу ушиб.
Слушали старушки, как куковали кукушки на опушке.
Шел Саша по шоссе к Саше в шашки играть.
Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика «Шалашик-домик».
Под грибком шалашик-домик,
В нём живет веселый гномик.
Мы тихонько постучим,
В колокольчик позвоним.
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.
В домике дощатый пол,
А на-нём дубовый стол.
Рядом стул с высокой спинкой,
На столе-тарелка с вилкой.
И блины горой стоят-
Угощенье для ребят.
Логоритмика.
Бочонок номер…Задание для обеих команд.
6 Обозначьте на схеме место звука в названиях картинок.
Для команды «Заумники» место звука [Ш], для команды «Шалунишки» место звука [С].
Бочонок номер… Задание для обеих команд.
7 Выполнить звуковой анализ слова МИСКА (для родителей); МИШКА (для детей)
Бочонок номер…Задание для команды «Заумники».
8 Составьте предложение из слов КОШКА ДЕРЕВО
А команда «Шалунишки» определит количество слов в предложении.
Аналогичное задание для команды «Заумники»
Бочонок номер…Задание для обеих команд.
9 Прочитайте ребусы.
Для команды «Шалунишки». МАК+АНАНАС+ШАР+ИГОЛКА+НОЖНИЦЫ+АВТОБУС=МАШИНА
Для команды «Заумники»
САПОГИ+АПЕЛЬСИН+МУХА+ОВОЩИ+САМОЛЕТ+ВАСИЛЕК+АНТИЛОПА+
ЛОПАТА=САМОСВАЛ
Остался последний бочонок. Для обеих команд.
10 Нужно собрать картинку за три минуты.
Молодцы! Пришло время подсчитать звездочки и подвести итоги.
Проходит награждение участников игры. Под музыку дети уходят.
III Заключительная часть. Беседа с родителями.
Ваши дети скоро пойдут в школу. И вы, конечно, хотите, чтобы школьная жизнь началась для него безболезненно и как можно более успешно. Чтобы помочь в этом ребёнку, необходимо наделить его определённым багажом знаний, умений и навыков, которые послужат базой для последующего обучения. Важное место в таком багаже занимает овладение основами чтения и письма. В наших силах добиться того, чтобы этот процесс стал доступным и интересным для детей. А поскольку ведущим видом деятельности у дошкольника является игра, то и занятия мы строим в игровой форме. Сегодня вы увидели лишь небольшое количество заданий, которые мы обычно используем на занятиях.
Типичные ошибки при обучении детей чтению в домашних условиях.
1 ошибка. В основу обучения кладется буква, а не звук. Например, звук [М] мы произносим отрывисто. И букву называем так же. Однако, говоря ЭМ, мы произносим два звука [Э] [М]. Таким образом, не надо путать понятия «буква» и «звук». Буквы мы пишем, а звуки—слышим.
2 ошибка. Побуквенное чтение, когда ребёнок называет сначала буквы слога –М, А—и только потом произносит МА. Читать необходимо по слогам!
Как помочь ребёнку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы?
Ребё нку нужно предлагать задания: «Покажи своё правое ухо, левую ногу и т. д. Расскажи, что ты увидел справа от себя, слева». Если ребёнок пишет буквы не в ту сторону—это чаще всего следствие несформированности данных понятий.
Ребёнок должен уметь к пяти годам складывать картинки их шести-восьми частей.
Приёмы запоминания букв.
1. Письмо букв большого размера, их раскрашивание, штриховка.
2. Лепка буквы из пластилина, выкладывание из палочек, веревочек, макарон, косточек, круп и т. д.
3. Написание буквы в воздухе
4. Обводка по контуру, написанному взрослым.
5. Письмо по опорным точкам.
6. Сравнение буквы со знакомыми предметами.
Подготовка руки к письму.
В этот раздел входят все упражнения, направленные на развитие мелкой моторики: мозаика, шнуровка, конструкторы, вырезание, лепка, рисование, штриховка, раскрашивание и т. д. Такие задания полезны вдвойне нашим детям, поскольку, развивая мускулатуру пальцев, мы стимулируем и развитие речи ребёнка.