Нелли Середина
Конспект НОД по ФЭМП в интеграции с другими видами деятельности на логопедических занятиях «Звук [Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе развития дошкольного образования в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) одной из актуальных задач становится поиск вариативных способов организации образовательной деятельности.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: «Не каждый будет математиком», безнадежно устарела.
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП в интеграции с другими видами деятельности на логопедических занятиях „Звук [Ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Сегодня, а тем более завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.
ФГОС выдвигает требование, направленное на осуществление образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.
Построение образовательного процесса предполагает комплексность подхода, обеспечивающего развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие). Отказ от занятий как от учебной модели обучения — одно из существенных нововведений стандарта, который рекомендует использование форм, отличных от занятий типа школьного урока.
На логопедических занятиях в условиях логопедического пункта основной целью является выработка правильно звукопроизношения и введение поставленных звуков в речь.
Этап автоматизации звуков достаточно продолжительный, что позволяет максимально его разнообразить и ввести, интегрировать образовательные области.
На примере областей речевое развитие и познавательное развитие, а именно ФЭМП, немного расскажу о наших логопедических буднях.
На логопедических занятиях я работаю не только над постановкой звуков и развитием речи, а также всегда ставлю перед собой такие педагогические задачи: развивать у детей память, внимание, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом.
Используя различные дидактические игры, занимательные упражнения в своей работе, я смогу помочь в умственном воспитании и развитии интеллекта у детей.
Закрепление элементарных математических представлений на логопедических занятиях прослеживается во многих играх.
1. Прямой и обратный счёт.
При автоматизации звуков часто используем прямой и обратный счёт. Например, автоматизируя звук «Ш» считаем с опорой на наглядность или без нее: одна шапка, две шапки, три шапки, четыре шапки, пять шапок и обратно.
Перед ребёнком трудная задача. Он должен следить за своим произношением, правильно называть числовой порядок, правильно согласовывать числительное с существительным, изменять окончания.
2. Посчитай и сравни.
Более усложнённый вариант – это посчитать и сравнить. Постараться выяснить, на сколько больше тех или иных предметов или определить их равенство.
3. «1-2-5-10».
Игра «1-2-5-10» может проводиться с визуальной опорой и без. Ребёнок называет 1, 2, 5, 10 предметов. Например: одна лодка, две лодки, пять лодок, десять лодок.
4. Какой формы предмет?
Закрепляя звукопроизношение, называя картинки, ребёнок определяет, на какую геометрическую фигуру похож предмет, какой формы изображенный предмет.
5. Настольные логопедические игры.
Настольные логопедические игры направлены на автоматизацию конкретного звука – это ещё один прекрасный пример закрепления звука в речи и совершенствования элементарных математических представлений. Игрок бросает кубик, по точкам подсчитывает количество ходов, передвигает фишку, называя каждый ход, то есть, проговаривая название картинки на каждом ходу. Останавливаясь, выполняет задание: определяет место звука в слове, количество слогов, составляет предложение с этим словом…
6. Игры с насыпным материалом.
Игры с насыпным материалом имеют свои правила и требования. Позволяют прятать, находить, называть и подсчитывать предметы, будь то пуговицы, бусины в виде геометрических фигур или прочее.
7. Подсчёт слогов и звуков в словах.
Подсчёт слогов и звуков в словах – задание понятное. Подсчёт может проводиться хлопками, в уме, с опорой на кассу цифр и т. д. Например, как работая в логопедическом альбоме по автоматизации звука, ребёнок подсчитывает количество слогов в слове, сопоставляет это число с образом цифры, находит цифру и помещает её на картинку.
8. Игры на развитие самоконтроля.
Расскажу об играх на развитие самоконтроля на конкретном примере. Перед ребёнком 9 картинок, в названиях которых изучаемый звук. Ребёнок называет картинки, запоминает их. После, он закрывает глава, одна картинка убирается. Ребёнок открывает глаза, определяет, какой картинки не хватает, правильно её называет. Если задание выполнено успешно, то игрок берёт себе одну награду. Интереснее играть в паре, в конце игроки могут не только подсчитать свои награды, точнее количество правильно произнесённых слов, но и сравнить их, выявляя победителя.
9. Сколько героев в сказке?
Интересный способ автоматизации звуков – рассказывание сказок. Ребёнок - рассказчик, следит за чёткостью произношения, за логикой построения сказки. В конце подсчитывает, сколько героев было в сказке, правильно согласовывая числительное с существительным, изменяя окончания. И отвечает на вопрос: «Сколько всего было героев в сказке?» (развёрнуто).
Одним из важных аспектов требований ФГОС ДО является необходимость создания условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности. Многие из перечисленных заданий рекомендованы родителям для тренировочных игр и упражнений, для закрепления материала в домашних условиях.
Итак, в логопедической сфере очень много интересного, много возможностей для реализации всех образовательных областей, которые строятся на игре - ведущем виде деятельности детей дошкольного возраста, с учетом основных адекватных возрасту форм образовательного процесса, которые нам диктует ФГОС ДО по отношению к интеграции различных образовательных областей.