Наталия Земская
Использование предметно-практической деятельности на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО - ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА.
Земская Н. А. (учитель-логопед ГБОУ МО СКНШДС №737)
«Практическая деятельность обрабатывает ум ребёнка» Л. С. Выготский. "Л. С. Выготский мышление и речь 1934. " [ источник: https://psychlib.ru/mgppu/vmr-1934/vmr-001.htm]
Публикация «Использование предметно-практической деятельности на логопедических занятиях» размещена в разделах
Практическая деятельность является хорошим и эффективным средством всестороннего развития детей, особенно развития речи. Во время занятий с использованием практической деятельности у детей развиваются все психические функции, коммуникация, приобретаются бытовые навыки. На таких занятиях дети быстрее и легче усваивают материал. Полученные знания и навыки дети сами в дальнейшем переносят в игру. (перевести на английский).
Предметно-практическая деятельность - это практические действия с предметами, обеспечивающие ребенку чувственное (сенсорное) познание действительности.
Предметная деятельность формируется с ранних лет. Малыш приобретает ценнейший опыт и знания об окружающем мире через анализаторы. Позднее к ощупываниям, разглядыванию добавляются манипуляции с предметами. Ребенок пытается передвигать, менять их положение относительно друг друга в пространстве, приставлять, прикладывать, присоединять и т. д. При этом он не ставит перед собой какой-либо цели; манипулятивные действия хаотичны и заранее не осмысливаются, но именно они позволяют на данной возрастной ступени значительно расширять и уточнять сенсорный опыт и развивать мышление. С возрастом предметно-практическая деятельность усложняется, совершенствуются действия с предметами.
Предметная деятельность, как одна из важнейших форм деятельности ребенка, первична по отношению к развитию многих психических процессов. В рамках предметной деятельности происходит интенсивное психическое развитие ребенка по нескольким направлениям, среди которых главными являются наглядно-действенное мышление, речь, начало символической игры, эмоционально-волевая сфера.
Исследования отечественного психолога А. В. Запорожца показали, что ребенок дошкольного возраста способен разумно и последовательно рассуждать, делать выводы, если он опирается на достаточный опыт действий с предметами. Это особенно важно для ребенка с серьезными речевыми проблемами, так как дает возможность коррекционной работы на уровне доречевых обобщений.
Предметно-практическая деятельность является одним из эффективных средств логопедической работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Данная деятельность выполняет коррекционную и развивающую функцию.
Для детей с тяжёлыми нарушениями речи характерно нарушение активного и пассивного словаря, грамматического строя, фразовой речи, нарушение фонематического слуха, звукопроизношения, связной речи. Также характерно отставание мыслительных процессов, недостаточная концентрация и устойчивость внимания, трудности в пространственной ориентировке, моторике, недостаточная сформированность мотивационной сферы.
Практическая деятельность, как и вся коррекционно-развивающая деятельность, включает в себя цель, задачи, средства, процесс и результат работы.
Основной целью такой деятельности является … (указать цель ППД)
На занятиях с использованием предметно-практической деятельности возможно решение следующих задач:
1. Формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
2. Развитие собственной активности ребенка;
3. Формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
4. Формирование и развитие целенаправленных действий;
5. Развитие планирования и контроля деятельности;
6. Развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.
7. Развитие логического мышления.
8. Развитие разговорной и связной речи.
9. Развитие мелкой моторики детей в сопровождении речевой и мыслительной деятельности.
10. Формирование «житейских» понятий в системе в процессе предметно-практической деятельности.
11. Развитие самостоятельности и активности
12. Формирование навыков работы в коллективе, чувства дружбы, товарищества, доброты и опрятности.
Первая задача, которую приходится решать на коррекционных занятиях, - установление эмоционального контакта с ребенком, на основе которого впоследствии строится взаимодействие педагога с ребенком в процессе всей совместной деятельности. Без умения ребенка взаимодействовать со взрослым, принимать поставленную задачу и адекватно пользоваться помощью взрослого невозможно обучение.
Очень важно постоянно поддерживать собственную активность ребенка, так как развитие предметной деятельности невозможно без активного и сознательного участия ребенка в процессе. Воспринимают не органы чувств, а человек при помощи органов чувств.
Одним из показателей активности ребенка является его положительное отношение к заданию. Если у ребенка быстрая истощаемость, нужно следить за его реакциями, так как иногда такой ребенок не показывает, что он устал, а сразу переходит к деструктивным формам поведения (агрессия, самоагрессия, истерика и т. п.). Педагог должен поддержать интерес к заданию.
С поддержанием активности ребенка тесно связана задача развития мотивации деятельности. При неадекватной мотивации ребенок или откажется от деятельности вообще, или его действия будут механическими. Чаще всего такие действия не приводят даже к усвоению ребенком конкретных навыков, тем более не способствуют развитию ребенка. Именно изменением мотивации достигается переход активности из ненаправленной в целенаправленную.
На занятиях с использованием предметно-практической деятельности целесообразно использование различного наглядного материала. Это могут быть различные предметы, игрушки, настольно-печатные игры, куклы бибабо, пособия для развития мелкой моторики пальцев рук, предметы для ИЗО деятельности, строительный материал, макеты воссоздающие какую-либо обстановку. Особое место мы уделяем использованию реальных предметов, а не их заместителей (настоящие овощи, а не муляжи, приборы, а не игрушечные эквиваленты, тесто, а не пластилин и. т. д.). Использование такого рода материала в логопедической работе «оживляет» занятия.
При осуществлении предметно-практической деятельности целесообразно использовать следующие приемы работы:
1. Рассматривание предмета. Ребенку, чтобы запомнить предмет и соотносимое слово, мало только посмотреть на него. Необходимо изучить его со всех сторон самостоятельно, а не по картинке, попробовать действовать им.
2. Показ действий с предметом. Называние действий способствует развитию навыка подражания педагогу, слуховому и зрительному сосредоточению, формированию эмоционального общения, развитию пассивного и активного словаря, расширение познавательной сферы.
3. Сравнение предметов (игрушек) позволяет развивать у ребенка
наглядно-действенное мышление. Готовность и способность к установлению аналогий можно трактовать как умение активно и творчески применять свои знания.
4. Поручения, просьбы (формулирование, реализация). Их выполнение позволяет проверить понимание ребенком обращенной речи, способствуют активизации собственной речи детей в ее обращенной и повествовательной форме. Эти задания дают возможность отработать глаголы в повелительном наклонении через наглядную практическую деятельность.
5. Работа с реальными предметами, а не игрушечными заместителями ведется от простого к более сложному: от предметной картинки к сюжетной, от соотнесения с предметом и без него, от тождественных предметов до разных, от установления пары («Дай такую же») до нахождения по слову.
6. Опосредованное общение через игрушку (игровая ситуация) создает непринужденную обстановку, что очень важно для развития речевой коммуникации, вызывает повышенный интерес к ознакомлению с новым предметом, обогащает речевые средства, ускоряет появление самостоятельной инициативной речи у детей.
7. Логопедические компьютерные программы, благодаря которым у детей развивается направленная воздушная струя, развивается восприятие, внимание, мышление, память, а старшие дошкольники могут приобретать начальные знания по чтению. В своих занятиях я использую такие программы «Игры для Тигры», «Баба Яга. Школа на курьих ножках», «Баба Яга учится читать».
Подбор наглядного материала и приемов работы осуществляется в зависимости от конкретного этапа коррекционно-развивающего обучения. Чтобы предметно-практическая деятельность носила развивающий характер, ее содержание должно находиться в "зоне ближайшего развития".
Специфика использования нами практических навыков заключается в том, что ребенок является активным участником образовательного процесса. Это вызывает положительное эмоциональное отношение детей к занятиям, делает их по-настоящему интересными. Удачно и быстро найденное решение, радость победы, успех, одобрение со стороны логопеда оказывают на детей положительное воздействие, активизируют их мышление, способствуют повышению интереса к познавательной деятельности.
Появление потребности в речи – важнейший показатель всей работы по речевому развитию детей в процессе предметно-практической деятельности.
Нами проведены следующие занятия с использованием вышеуказанных приемов: «Круть и Верть в гостях у детей» (по сказке «Колосок», «Фрукты», «Яблочный сок». Проведенные занятия показали эффективность использования предметно-практической деятельности в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Библиографический список.
1. Безруких М. М. Чему и как учить ребёнка до школы. - М. : Вентана-Граф, 2004.
2. Безруких М. М. Ступеньки к школе: Книга для педагогов и родителей. - М. : Дрофа, 2001.
3. Борисова Е. А. Занятия – это скучно? … Нет, интересно! //Логопед. -2008. №2.
4. Выготский Л. С. Мышление и речь 1934. " [ Источник: https://psychlib.ru/mgppu/vmr-1934/vmr-001.htm]
5. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. М. : - Т. 2, №1. С. 40-45.
6. Игры в логопедической работе с детьми : Пособие для логопедов и воспитателей детсадов. Под ред. В. И. Селиверстова. - М. : Просвещение, 1981.
7. Из истории русской дошкольной педагогики. Мини-хрестоматия. Болотина Л. Р., Комарова Т. С, Баранов С. П. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие. - М. : Академия, 1998.
8. Леонтьев А. А. Слово в речевой деятельности. М. : 1965. С. 23-25.
9. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии. М. : Просвещение, 1992.94с.
10. Соботович Е. Ф Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. М. : Классикс Стиль, 2003.160с.
11. МироноваС. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях М. : Просвещение, 1991.200с.