Анна Шапкова
Приёмы сенсорной интеграции на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Приёмы сенсорной интеграции на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях
Взрослые часто склонны недооценивать роль огромного пути обучения, который был ими пройден.
И речь не об обучении в школе и институте, а о том фундаменте, без которого академическое обучение попросту невозможно. Фундаменте представлений о собственном теле, о том, как им пользоваться в различных ситуациях для достижения различных целей.
Публикация «Приёмы сенсорной интеграции на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Для того, чтобы выстроить у себя в голове такую базу, ребенок должен иметь возможность много самостоятельно двигаться, активно вступая в самые разные взаимодействия с миром. Копаться с утра до вечера в песочнице, лазать по деревьям, играть со сверстниками в “казаков-разбойников”, “прыгалки-резиночки” и другие активные игры. Шлепать босиком по грязи и лужам, набивать шишки и ссадины… Все это было в нашем детстве, детстве наших родителей, бабушек и дедушек.
И это то, чего катастрофически не хватает современным детям. Именно отсюда — рост как снежный ком проблем со вниманием и обучением у школьников. Моторная неловкость, быстрая истощаемость нервной системы, эмоциональная неустойчивость…
Сенсорная интеграция — это название метода, суть которого в том, чтобы помочь нашим детям восполнить дефицит сенсорного опыта.
ЦЕЛЬ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ в снижении или наоборот стимулирование чувствительности ребенка и оказании ему помощи в правильной обработке информации.
На занятиях и в режимных моментах мы пользуемся приёмами сенсорной интеграции.
Стимуляция проприоцевтивной системы (дающей нам информацию через нервные окончания, расположенные в мышцах, суставах и связках). Проводится с помощью глубокого давления на тело ребенка с помощью утяжеленного жилета или утяжелителей, фиксированных на ножках ребенка в районе щиколоток. Тем самым улучшаем ощущения положения тела в пространстве. Глубокое давление способствует успокоению и организации нервной системы. Благодаря утяжелителям ребенок лучше выпрямляется, его походка становится более плавной, стопы, таз и позвоночник принимают более правильное положение по отношению друг к другу.
Такая стимуляция помогает лучше ощущать своё тело, что позволяет ребенку быть более собранным, более координированным, значительно уменьшает гиперактивность, повышает фокус и концентрацию внимания, повышает эффективность коррекционных занятий.
Также используем и другие приёмы глубокого давления для организации нервной системы:
1. Сжимание рук. Пульсирующее глубокое надавливание на ладонь ребенка.
2. Глубокий массаж. Производится сжимающими движениями вверх и вниз по руке.
3. Ритмические регулирующие паттерны: медленное ритмичное укачивание, катание ребенка по игровому мату, игра в «Калачик».
Также использую вибрацию, как для стимуляции, так и для успокоения ребенка: ручные массажеры для массажа всего тела (кроме живота); ротовые массажеры.
Чтобы улучшить проприоцептивные и вестибулярные реакции ребенка, на индивидуальных занятиях проходим полосу препятствий, стреляем из игрушечной рогатки в цель, играем в детский дартс, плетем и пробираемся через «паутину» между стульями, прыгаем через «прыгалки-резиночки».
Чтобы усилить ощущения границ своего тела, проприоцептивные ощущения играем в «Трюкача»: детям нужно выпутаться из широкой резинки, обмотанной и легко стягивающей их от плечевого пояса до щиколоток. Такие упражнения активизируют или расслабляют и настраивают на дальнейшее занятие. Я провожу их, как физминутки, позволяя нервной системе ребенка отдохнуть между основными упражнениями, направленными на коррекцию и развитие речи.
Стимуляция вестибулярной системы.
Во время индивидуальных занятий используем напольный крутящийся диск,
удержание равновесия на фитболе,
различные дорожки для удержания равновесия, ходьба по «кочкам-пенёчкам» боком, вперед спиной.
Стимуляция тактильной системы.
Играем с песком, кинетическим песком, природными материалами.
Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков, она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата.
Часто язычок не слушается ребёнка, почему бы не помочь ему вот такими вкусным и интересными способами. Мы применяли метод сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики (разработанный Лынской М. И.) на первом этапе коррекционной работы.
Активно подключаем обоняние в повседневную жизнь. Центры обоняния и вкуса нашего головного мозга стимулируют эмоции и повышают мотивации к речи, речевой активности. Использую только натуральные ароматы, например, запах сушенной малины:
Все эти игры направленны на коррекцию трудностей в развитии ребенка. Большинство сенсорных игр нравятся детям, они развивают сенсорную сферу и помогают справляться с трудностями в обучении.