Елизавета Демехина
Использование элементов психогимнастики на логопедических занятиях с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Большинству детей свойственны нарушения равновесия между процессами возбуждения и торможения, патологии эмоционально-волевой сферы, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство, зрительно-моторная дискоординация и, как следствие этого, возникновение речевых нарушений от несформированного произношения до невозможности составления грамматически оформленного речевого высказывания.
Следовательно, развивающую и коррекционную работу нужно выстраивать в направлении от формирования более ранних в онтогенезе базовых психических функций к более сложным, каким и является, в частности, речь. Ребенок познает мир через движения и эмоции, и преодолеть ему патологические проблемы помогут речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики. Психогимнастика - это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).
Публикация «Использование элементов психогимнастики на логопедических занятиях с дошкольниками» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
Регулярное проведение таких упражнений позволит:
• развивать координацию общих движений;
• развивать ориентировку в пространстве и собственном теле;
• воспитывать чувство ритма и темпа;
• выработать правильное физиологическое и речевое дыхание;
• развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику и мимическую мускулатуру;
• улучшить фонематический слух;
• формировать умение изменять модуляцию голоса;
• повысить речевую активность;
• оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение.
Условия использования упражнений по психогимнастике на логопедических занятиях с дошкольниками:
• упражнения можно использовать как элемент тематического занятия или во время динамических пауз, а также сочетать с артикуляционной гимнастикой;
• движения и речевой материал предварительно не разучивается, а проводятся по подражанию синхронно с педагогом.
• противоположные по характеру движения должны чередоваться: быстрые и медленные, напряженные и расслабляющие, резкие и плавные;
• упражнения должны быть эмоционально насыщенными, носить игровой характер, приносить детям радость и удовлетворение. Предлагаемые движения могут содержать воображаемый образ, перевоплощение.
• некоторые этюды можно сопровождать музыкой, помогающей создать соответствующий настрой.
• речь педагога должна быть интонационно окрашенной, с богатой мимикой. Это вызывает у детей сначала непроизвольное подражание, а затем обогащение собственного интонационного репертуара.
Приведем для примера упражнения с элементами психогимнастики.
«Кошка»
Цель: развивать глазодвигательные функции, развивать координацию движений, формировать пространственное восприятие.
Вот окошко распахнулось.
(разводят руки в стороны)
Вышла кошка на карниз.
(выполняют плавные движения руками)
Посмотрела кошка вправо,
Посмотрела кошка вниз,
Кошка влево повернула,
Проводила взглядом мух,
(выполняют круговые движения головой)
Потянулась, улыбнулась
И уселась на карниз.
Тренируем эмоции
Цель: тренировка детских эмоций, обучение саморегуляции, снятие напряжения.
Просим ребенка нахмуриться, как:
• осенняя тучка; злой человек; сердитый человек.
Просим улыбнуться, как:
• Буратино; кот на солнышке; хитрая лиса; солнышко.
Просим показать, как злится (злятся):
• два барана на мостике; ребенок, у которого забрали конфету; человек, которого ударили.
Просим показать, как испугался:
• заяц волка; малыш, который заблудился в лесу; котенок, на которого лает собака.
Просим показать, как устал:
• папа после работы; муравей, который тащил большую палочку;
• человек, который поднял что-то тяжелое.
Просим показать, как выглядит:
• турист, который поднял тяжелый рюкзак; ребенок, который много помогал маме.
Благодаря этим систематически проводимым занятиям подвижнее и выразительней становится мимика, движения приобретают большую уверенность, управляемость. Дети начинают легче переключаться с одного движения на другое, могут самостоятельно решить двигательную задачу. Учатся понимать оттенки и нюансы в выражении лица, в жестах и движениях другого человека.
Список литературы:
1. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду. Метод. мат-лы в помощь психологам и педагогам. М., 2003.
2. Волковская Т. Н., Юсупова Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. – М: Книголюб, 2004.
3. Рахматуллина Р. Коррекционно-развивающие игры и психогимнастика. //Школьный психолог, 1999, №26, с. 10.
4. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учеб. пособие М., 2007.
5. Чистякова М. И. Психогимнастика. М., 1990.