Сурова Ирина
Развитие творческих способностей дошкольников на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
«Творческой деятельностью называют такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума, чувства, живущие и обнаруживающиеся только в самом человеке»
Выготский Л. С.
Творческие процессы обнаруживаются у детей уже в самом раннем возрасте и проявляются в игре. Игра ребенка – это не просто воспоминание о пережитом, это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование и построение из них новой деятельности. По мнению Л. С. Выготского именно дети склонны к восприятию и развитию умения творчески мыслить и работать. Именно в детстве у малышей появляются зачатки первоначального творчества. В начале это игра ребенка, позднее – любовь к рисованию и сочинительству, как способ самовыражения. Виды и проявления творческой активности различны и находятся во взаимосвязи с психологическим и физическим возрастом ребенка, а также с ведущим видом деятельности данного возраста. Например, с 3-х до 6-ти лет – игра. Она выступает как ведущий вид деятельности и несет в себе воплощение и зачатки творческой активности; с 4-х до 8-ми лет- рисунок, как необходимость самовыражения ребенка. Ребенок графически изображает окружающую действительность и свое творческое воображение «вплетает» в виде оригинальных связей в изображении действительности.
Публикация «Развитие творческих способностей дошкольников на логопедических занятиях» размещена в разделах
В МБДОУ г. Владимира "Детский сад №6 " было проведено экспериментальное исследование по выявлению уровня развития творческого воображения у детей с патологией речи, которое показало, что у детей с патологией речи в разных степенях снижена продуктивность воображения, способность к созданию новых образов. Для них характерна стереотипность изображения, что говорит и о стереотипности воображения и мышления. В изображениях детей с речевой патологией отсутствует детализация изображения, что подтверждает мысль о том, что у данного контингента детей наблюдается недостаточная подвижность комбинаторных функций. Все участники исследования испытывали трудности в оречевлении изображения при подборе нужных слов – предметов, в названии изображения, признаков в описании своего изображения, при подборе нужных действий. Данный факт указывает на низкий уровень вербализации и недостаточность сформированности связи между внутренними и внешними механизмами речи.
В МБДОУ №6 были намечены пути работы в данном направлении, которые осуществляются на каждом занятии с учителем -логопедом. Все виды упражнений по развитию творческой активности направлены на коррекцию и развитие составляющих творческого процесса :
• Развитие подвижности в процессе мышления и творческого воображения, а также развитие навыков планирования;
• Коррекция психических процессов- памяти, внимания, восприятия;
• Развитие речевой способности и активности в целом.
Для формирования у ребенка всех видов творческих способностей в МБДОУ № 6 созданы специальные условия. Учитель-логопед,педагог –психолог, воспитатели в процессе всей воспитательно-образовательной работы расширяют опыт ребенка, обогащают знания детей об окружающем мире, что является основой развития творческой деятельности, а также создают благоприятную обстановку для процесса творчества.