Юлия Баландина
Формирование познавательно-игровой мотивации у старших дошкольников с ЗПР в группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается следующая обязанность педагогического работника: «Развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни». На современном этапе общественного развития важным звеном является система образования в целом, а также дошкольное образование как этап обучения подрастающих членов общества, на котором формируются основные фундаментальные навыки и умения, которые необходимы в дальнейшем обучении. Педагогическая реальность каждый день доказывает, что процесс обучения проходит намного эффективнее, если дошкольник проявляет свою познавательную активность. В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности, все более широкое распространение получают различного рода игры.
Публикация «Формирование познавательно-игровой мотивации у старших дошкольников с ЗПР в группе компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
ФГОС выделяет формирование предпосылок учебной деятельности как тот вид деятельности, который в наибольшей степени соответствует решению задач, призванных развивать ребенка. Правильная ее организация способствует развитию логического мышления, формированию эмоционально-чувственного опыта, обогащению словарного запаса. Сенситивным периодом развития познавательной активности, по утверждению ученых, является период дошкольного детства. Именно в это время ребенок испытывает острую потребность в новых впечатлениях. Опираясь на эту особенность дошкольника, педагоги и родители должны выстраивать общение с ребенком так, чтобы с наибольшей эффективностью развивать познавательную деятельность будущего школьника.
Познавательная мотивация выражается в эмоциональном отношении ребенка к предмету. По мнению Л. С. Выготского: «Познавательная мотивация -это естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских мотивациях»
Для формирования мотивации учения у детей старшего дошкольного возраста воспитателями и специалистами МКДОУ «Детский сад 56» подобраны и апробированы специальные упражнения. Эти упражнения могут стать полезными для педагогов детских садов и работающих с детьми старшего дошкольного возраста.
Предложенные упражнения формируют произвольность – умение детей:
Сознательно подчинять свои действия правилу;
Ориентироваться на заданную систему требований;
Внимательно слушать говорящего, точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
Самостоятельно выполнять требуемое задание по заданному образцу.
Проводя целенаправленную работу по формированию мотива учения, можно развить мотивационную готовность к обучению в школе.
«Сосед, подними руку»
Игра воспитывает произвольность, привычку соблюдать правила и внимание к друзьям и одногруппникам.
Играющие, сидя или стоя (в зависимости от условий, образуют круг. По жребию выбирают водящего, который встает внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: «Сосед!» Тот игрок, к которому обратился водящий, продолжает стоять (сидеть, не меняя положения. Водящий должен останавливаться точно напротив того ребенка, к которому он обращается. А оба его соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа — левую, а сосед слева — правую, т. е. ту руку, которая ближе к игроку, находящемуся между ними. Если кто-то из ребят ошибся, т. е. поднял не ту руку или вообще забыл это сделать, то он меняется с водящим ролями. Игрок считается проигравшим, даже если он только пытался поднять не ту руку.
Игра может использоваться перед занятием по подготовке к обучению грамоте, по математике, если дальше планируется работа на листе бумаги.
«Школа наоборот»
Используется для проигрывания конфликтных ситуаций
Ребенок играет учителя, взрослый — нерадивого ученика. Можно подсказать такой сюжет для игры с куклой, но это менее привлекательно для ребенка. Учитель дает задание, ученик сопротивляется его выполнению, например :
Учитель: — А теперь мы нарисуем солнце.
Ученик: — Какое солнце? Сейчас пасмурно. Я забыл, как оно выглядит!
Учитель: — Ну-ка, давай вспомним. Оно красное или желтое?
Ученик: — Зеленое!
Учитель: — Молодец! А круглое или квадратное?
Ученик: — Продолговатое!
Учитель: — Правильно! Наша Таня (Маша, Лена) — молодец, вместо солнца — огурец! Ты, как всегда, отличница, заслужила хорошую отметку — двойку! Я очень похвалю тебя твоей маме! И зачем только такие способные дети ходят в школу, если они все знают?
Важно, чтобы ребенок понимал юмористическое содержание диалога. Можно проигрывать отказ выполнять задание, любые попытки непослушания на уроке — при этом ребенок и взрослый должны находить неожиданные, парадоксальные решения.
В этой игре стоит обратить внимание на передачу роли, которая происходит два раз, от педагога ребенку и наоборот. Можно использоваться такой сюрпризный момент, как звонок (колокольчик, передача совпровождается словами «Хочешь быть учителем?». Сразу видна игровая мотивация.
«Кто где живет»
Коллективная игра для развития произвольности и школьных навыков
Дети садятся в круг. Каждый из них изображает какого-либо зверя, для наглядности может надеть маску или значок и выясняет, где этот зверек обитает в природе (в лесу, в поле, на дереве, в дупле, норе и т. д.).
Ведущий обращается к детям и называет место своего пребывания и пункт назначения. Например : «Ой, я, кажется, заблудился! Кто бы мне помог в этом дубовом лесу найти дорогу к полю? Но нет, никто здесь, видно, не живет». Выскакивает лесной кабанчик: «Я, я здесь живу! Дорогу показать могу!» — и ведет к кому-либо живущему в поле, например, мышке. Затем сюжет повторяется. Главное для путешественника — не забывать благодарить провожатого.
Данна игра может хорошо отражать лексическую тему, которая в данный момент спланирована педагогом. Животные могут быть лесными, домашними т. д.
«Первоклассник»
В игре закрепляются знания детей о том, что нужно первокласснику для учёбы в школе, воспитывается желание учиться, собранность, аккуратность (обычно эта игра проводиься, как развлекательная часть утренника)
На столе у взрослого лежит портфель и несколько предметов: ручка, пенал, тетрадь, дневник, карандаш, ложка, ножницы, ключ, расческа. После напоминания о том, что ребенок скоро идет в школу и будет сам собирать свои вещи, предлагают посмотреть на разложенные предметы и как можно быстрее собрать свой портфель. Игра заканчивается, когда ребенок сложит все вещи и закроет портфель. Возможные модификации: если участвуют несколько детей, ввести элемент соревнования, если один ребенок — считать до 5. Нужно обращать внимание на то, чтобы складывать вещи не только быстро, но и аккуратно.
Для игры можно использовать рюкзаки, либо папки. Мы рекомендуем игру проводить в конце занятия, так как игра эмоционально насыщена, участники волнуются, торопятся. А болельчики активно поддерживают.