Елена Семелина
Формирование представлений о правах ребенка у детей среднего дошкольного возраста посредством игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
1. Название проекта Формирование представлений о правах ребенка у детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность
2. Автор Семелина Елена Евгеньевна, воспитатель МБДОУ д/с № 18 «Изюминка»
3. Актуальность социального проекта Социально-экономическая ситуация современного общества отражается прежде всего на детях, следовательно, нельзя равнодушно относиться к вопросу о защите прав и достоинств ребенка. В нашей стране в системе дошкольного образования сделаны лишь первые шаги в этом направлении. Дошкольное детство - не просто уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, развивается личность, это еще и период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых - родителей и педагогов.
Публикация «Формирование представлений о правах ребенка у детей среднего дошкольного возраста посредством игровой деятельности» размещена в разделах
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
В дошкольном возрасте необходимо приучать детей соблюдать правила, помогающие жить дружно: не обижать друг друга, помогать друг другу. Дети начинают осознавать права сначала с подачи их воспитателем, затем сами постепенно начинают понимать их значимость. Знание прав - щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны взрослых. Только обладание правами дает ребенку возможность самореализоваться, раскрыться как личности.
Потенциал ребенка в области правового развития значительно выше, чем это принято считать. Отсюда назрела необходимость создания проекта «Формирование представлений о правах ребенка у детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность».
4. Целевая аудитория проекта Дети 4-5 лет, родители.
5. Цель изучить основные права ребенка посредством игровой деятельности.
6. Объект правовые знания детей среднего дошкольного возраста.
7. Предмет игровая деятельность для формирования правовых знаний у детей среднего дошкольного возраста.
8. Гипотеза процесс формирования правового знания у детей среднего дошкольного возраста, будет более эффективен при использовании игровой деятельности.
9. Задачи 1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по формированию правовых знаний у детей среднего дошкольного возраста игровую деятельность.
2. Подобрать и апробировать диагностический материал по выявлению уровня правовых знаний у детей среднего дошкольного возраста.
3. Разработать и внедрить программу педагогического эксперимента по формированию правовых знаний у детей среднего дошкольного возраста с помощью игровой деятельности, выявить ее эффективность.
10. Методы 1. Анализ источников использованной литературы
2. Методы диагностики: беседа, анкетирование, опрос.
3. Использование количественной и качественной обработки полученных данных.
11. Сроки реализации Сентябрь 2014 г. – май 2015 г.
12 Этапы проекта
I этап. Подготовительный
Цель
Создание условий для проведения проекта.
Сроки проведения сентябрь 2014 г. - октябрь 2014 г.
Содержание 1. Изучение нормативно - правовых документов по соблюдению прав ребенка в Российской Федерации.
2. Беседы с детьми по выявлению представлений о собственных правах.
3. Планирование работы по правовому воспитанию.
4. Побор детской литературы. Задания родителям.
5. Подбор мультфильмов по теме: "Права ребенка".
Результаты
Подбор теоретического материала, разработка развёрнутой программы действий, получение данных констатирующей диагностики уровня представлений о правах ребенка дошкольников.
II Этап. Основной
Цель
реализация мероприятий проекта.
Сроки проведения ноябрь 2014 г. – март 2015 г.
Содержание
• Разработка и внедрение комплекса педагогических мероприятий формированию правовых знаний у детей среднего дошкольного возраста посредством игр и упражнений правового содержания в разных образовательных областях.
• Улучшение оснащенности предметно-развивающей среды для организации игровой деятельности для детей среднего дошкольного возраста.
• Проведение просветительской работы с родителями по актуальным аспектам проблемы правового воспитания детей среднего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
Результаты
Материальное оснащение эксперимента.
Разработка конспектов интегрированных форм работы со старшими дошкольниками.
Разработка консультаций для родителей.
Положительная динамика по проблеме формирования правовых знаний у детей среднего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
III этап. Заключительный
Цель
Анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате исследования.
Сроки проведения Апрель 2015 г. – Май 2015 г.
Содержание
Проведение контрольного эксперимента: диагностика и анализ уровня правовых знаний у детей среднего дошкольного возраста.
Обобщение результатов и подведение итогов исследования.
Результаты
Создание альбома детских рисунков
Разработка буклета для родителей
Определение перспектив развития проекта на основе анализа проблем реализации.
Создание совместной работы детей и родителей «Мое имя»
13. Критерии эффективности • Проведено 18 кружковых работ по формированию правовых знаний у детей среднего дошкольного возраста.
• Проведены 2 досуга с детьми и родителями по формированию представлений о правах ребенка.
• Подготовлено выступление для воспитателей на КМО Привокзального макрорайона г. Йошкар-Олы.
• Составлено совместно с детьми книга «Знакомимся с правами ребенка».
• Подготовлена картотека дидактических игр по формированию представлений о правах ребенка.
14. Предполагаемые результаты 1. Приобретение детьми начальных правовых знаний;
2. Воспитание чувства самоуважения и уважения к окружающим;
3. Приобщать родителей и детей к совместной деятельности, установить с ними доверительные и партнёрские отношения.
15. Методическое обеспечение (со ссылками на приложение) • Тематическое планирование реализации мероприятий проекта. (Приложение 1);
• Методические разработки конспектов по правовому воспитанию. (Приложение 2);
• Методическая разработка совместной деятельности с родителями. (Приложение 3-7);
• Разработка сценария развлечения «Я знаю свои права». (Приложение 8);
• Разработкакартотеки дидактических игр по правовому воспитанию. (Приложение 11);
• Разработка сборника загадок по правам ребенка. (Приложение 12).
Список использованных источников и литературы:
1. Блинова Г. М. Познавательное развитие детей 5 – 7 лет. Методическое пособие /Г. М. Блинова– М. : ТЦ Сфера, 2009. – 93 с.
2. Доронова Т. Н. – Защита прав и достоинств маленького ребенка : координация усилий семьи и детского сада: пособие для работников дошк. образов. учреждений / Доронова Т. Н. – М. : Просвещение, 2006. – 136 с.
3. Зеленова Н. Г. Я – ребенок, и я имею право / Н. Г. Зеленова,Л. Е. Осипова -М. : Скрипторий. 2009-96с.
4. Калинина Л. В. Изучаем права вместе с любимыми персонажами / Л. В. Калинина Ребенок в детском саду. - 2008. - №3.- С. 39 – 45.
5. Конвенция о правах ребенка : Конвенция ООН. – М. : РИОР, 2007. 68 с.
6. Конституция Российской Федерации. Государственный гимн Российской Федерации. – М. : Юрайт-Издат. – 2008.- 55 с.
7. Мячина Л. К. Маленьким детям – большие права / Учебно-методическое пособие / Л. К. Мячина. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 94 с.
8. Шорыгина Т. А. Беседы о правах ребенка /Т. А. Шорыгина– М. : ТЦ Сфера, 2008. – 143 с.