Наталья Михайлова
Формирование положительной мотивации к трудовой деятельности у детей старшего возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование положительной мотивации к трудовой деятельности у детей старшего возраста (из опыта работы
Интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей-не упустить этот момент, ведь дошкольный возраст - ответственная и благодатная пора, когда ребёнок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления - обычное состояние. Труд должен войти в жизнь ребёнка и помочь в его успешном и всестороннем развитии.
Публикация «Формирование положительной мотивации к трудовой деятельности у детей старшего возраста (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Дошкольный возраст - самый подходящий момент в формировании интереса к труду у каждого ребёнка. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы трудового воспитания и формирования самостоятельности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение.
Методика работы строится в соответствии с основными дидактическими принципами: связь с жизнью, систематичность и последовательность в обучении, наглядность.
В работе должен учитываться принцип интеграции - взаимодействие разных видов деятельности, - так как трудовое воспитание должно пронизывать всю жизнь ребёнка. Например, чтобы познакомить дошкольника с трудом взрослых, организуются экскурсии, беседы, проводятся сюжетно - ролевые игры, чтение художественной литературы, предлагается нарисовать людей разных профессий и т. д.
Должное внимание в работе с детьми уделяется народному творчеству во всём его многообразии, включая в педагогический процесс потешки, пословицы, поговорки, заклички, сказки, загадки, песни, народные приметы и пр.
Эстетически организованная среда - важное условие осуществления трудового воспитания детей, поэтому большое внимание следует уделять подбору необходимого оборудования и инвентаря, предлагаемого детям для работы. При этом учитываются его соответсвие размеру, лёгкость, удобство в использовнии, безопосность, эстетичность оформления.
Определяющим направлением в организации труда детей является его взаимодействие с игрой, позволяющее успешно сочетать игру с формированием навыков и представлений, личностным развитием ребёнка. Основной формой общения педагога с детьми является сотрудничество.
Труд следует рассматривать как средствоумственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу. Ребёнок знакомится со свойствами предметов и явлений, получает знания о профессиях, об орудиях труда, приобретает навыки работы с ними и, наконец, познаёт мир социальных отношений между людьми.
Труд позволяет педагогу сформировать у детей необходимый комплекс качеств, формирующих умение учиться (понимание смысла учебных задач, их отличия от практических задач; осознания способа выполнения действий; навыки самоконтроля, самооценки). В прцессе труда развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, мышление, внимание, воля; формируются основные качества личности (самостоятельность, активность, целеустремлённость).
В процессе труда педагог может решать вопросы эстетического воспитания детей: учить видеть красоту окружающей природы, творений, созданных руками человека; замечать и устранять недостатки в окружающей обстановке и стремиться к созданию красивого.
Через посильный труд следует приобщать детей к здоровому образу жизни. В процессе труда у ребят укрепляются мышцы, развивается сила, ловкость, выносливость, совершенствуются разнообразные движения. Дети приобщаются к порядку, учатся ухаживать за своим телом, понимая, что залогом здоровья является чистота.
Большое внимание следует уделять развитию эмоциональной сферы дошкольников. Если труд входит в их жизнь не однообразно, скучно, навязчиво, а интересно, радостно, увлекательно, дети получают от него удовлетворение, чувствуя причастность к общему делу, радуясь своим успехам.
Труд позволяет ребёнку почувствовать свою самоценность, уверенность в своих возможностях. У дошкольников формируется чувство хозяина по отношению к своей группе; он учится организовывать свою бытовую сферу.
Таким образом, трудовое воспитание рассматриваеся как процесс, интегрирующий все сферы развития и становления личности ребёнка.
Выделяются следующие виды детского труда:
самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей);
хозяйственно-бытовой труд (уборка групповой комнаты, участка);
труд в природе (в уголке природы, в цветнике);
ручной труд (починка книг, подклеивание коробок, доступный ремонт игрушек и т. п.)
Используются следующие формы организации детского труда:
индивидуальный труд -поручение каждому ребёнку;
труд рядом - дети трудятся рядом, но каждый выполняет своё дело;
коллективный труд - группа детей выполняет общее дело. При этом дети понимают, что их конкретная работа не только вливается в общую цель, но и влияет на общий результат труда всех участников.
Целью моей работы является формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, желания трудиться.
При организации труда дошкольников и для достижения поставленной цели неоходимо решать следующие задачи:
воспитывать у детей привычку к постоянной занятости;
формировать устойчивое эмоционально - положительное отношение к труду; желание трудиться по собственному побуждению, проявляя инициативу, оказывая посильную помощь взрослым;
использовать труд в природе для формирования у детей начал материалистического мировоззрения;
воспитывать гуманные чувства, положительные взимоотношения;
воспитывать бережное отношение к результатам труда;
приучать детей экономно расходовать материалы; обеспечивать систематическое и равномерное участие детей в разных видах труда, влиять и максимально учитывать их интересы и склонности, развивать творческую активность; формировать у детей трудовые умения и навыки.
На предварительном этапе накопления и систематизации опыти была сформирована предметно - развивающая среда:
- уголок природы (календарь природы, комнатные растения и средства ухода за ними (палочки для рыхления, лейки, тряпочки и кисточки для протирки листьев, памятки);
- центр конструирования (различные виды конструктора, технологические карты);
- центр художественно - продуктивной деятельности (трафареты, шаблоны, раскраски, технологические карты по оригами, аппликации, лепке, рисованию, бумага и картон разной фактуры, лоскутки ткани, бросовый материал, пластилин, цветные карандаши, краски, пастель и т. п., природный материал, разные кисти, клей, клеёнки, различные нитки, пуговицы, бусины);
- книжная зона (художественная литература, энциклопедии, журналы, тематические альбомы);
- театральная зона (различные виды театра: настольный, пальчиковый, би-ба-бо, ширмы, маски, шапочки, костюмы для театрализации);
- зона сюжетно - ролевых игр (атрибуты);
- физкультурно - оздоровительная зона (спортивный инвентарь, различные виды массажных дорожек, атрибуты для подвижных игр, альбомы с видами спорта);
- игровая зона (настольно - печатные игры, паззлы, лото, мозаики, игрушки);
- экспериментально - исследовательский центр (микроскопы, лупы, пинцеты, весы, различные материалы для исследования, ёмкости разного размера, памятки и т. п.);
- учебная зона (кассы букв и цифр, дидактические игры, материал для ООД).
Подготовлен инвентарь для работы на участке и в цветнике.
У каждого воспитанника имеется индивидуальный шкаф для одежды, в котором поддерживается порядок самим ребёнком; расчёска, стакан для полоскания рта, шкафчик с полотенцем.
Создана копилка дидактических игр:
"Строитель", "Спланируй город", "Жизнь в семенах", "Построй домик для животного", "Собери растение", "Грибная полянка", "Гнездовье птиц", "Угадай и расскажи", "Зимние запасы", "Бабочки", "Коку что нужно?", "Приготовь лекарство", "Наряды матушки Земли", "Идём в гости к мудрой сове", "Снежинки", "Наши любимцы", "Лесной город", "Удивительные превращения", "Моя комната", "Дизайн", "Животные рядом с нами", "Скоро в школу мы пойдём", "Город и село", "Поступи правильно", "Виды труда", "Поварёнок", "Рекламные агенты", "Составь сказку", "Матрёшки", "Карта профессий", "Светофор", "Зимние узоры", "Лето красное".(Примеры дидактических игр см. приложение 3).
Разработан комплекс игр - экспериментирований:
"Защитим себя от солнца" (изготовление шапочек из бумаги, "Послушаем своё дыхание", "Стук сердца", "Мир ткани", "Дорожка ощущений", "Очищение воды", "Вкусно - невкусно", "Опыт с яйцом", "Кто что слышит?", "Санитары", "Как правильно чистить зубы", "Война с микробами".(Примеры игр - зкспериментирований см. приложение 4).
Разработаны сюжетно - ролевые игры по теме "Профессии":
"Строители", "Автомастерская", "Салон красоты", "Ателье мод", "Магазин", "Спасатели", "Полицейский" ("Инспектор ДПС", "Кафе", "Больница" ("Ветеринарная клиника", "В космосе".
Накоплен литературный материал по теме (стихи, загадки, пословицы, поговорки).
Разработаны проекты:
"Здоровый образ жизни", "Откуда хлеб пришёл?", "Моя семья", "Профессии наших мам", "Кружева".
Подготовлены технологические карты по оригами, аппликации, лепке, рисованию; тематические альбомы ("Зимние виды спорта", "Летние виды спорта", "Профессии", "Народные промыслы" и т. п.)
Составлен план воспитательно - образовательной работы на учебный год и план работы с родителями, а также индивидуальные маршруты по трудовому воспитанию.
На следующем этапе своей работы, на этапе внедрения, у детей 5 - 7 лет воспитывается потребность систематически выполнять посильные трудовые обязанности и умение трудиться сообща. Продолжается ознакомление дошкольников с трудом взрослых на занятиях, экскурсиях, во время прогулок. Детям даётся представление о взаимосвязи труда людей разных профессий. Например, в результате реализации проекта "Откуда хлеб пришёл?" ребёнок узнаёт, что булочки, которые он с мамой покупает в магазине являются результатом труда многих людей: труженики земли пашут поля, засевают их пшеницей, собирают урожай; на мукомольных комбинатах рабочие превращают зерно в муку; в пекарнях пекари замешивают тесто и выпекают хлеб; грузчики загружают хлеб в машины, а шофёры везут его в магазины, где его продают продавцы. На основе этих представлений у детей формируется понятие о том,что всякий труд почётен и необходим.
С детьми старшего дошкольного возраста применяю метод опосредованного ознакомления с трудом взрослых через чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов и телепередач, рассказы воспитателя с использованием картин о труде взрослых, а также мастер - классов родителей, представляющих свою профессию (приготовление печенья и салата (повар, плетение косичек (парикмахер, декупаж (дизайнер, рассказ о книгах (библиотекарь).
Как и прежде, большое внимание уделяется самостоятельному труду. Режим жизни детей в группе организован таким образом,чтобы на каждом этапе были предусмотрены трудовые дела.
Самообслуживание
Главным приёмом в руководстве самообслуживанием детей является крнтроль. Особое внимание обращаю на то, чтобы ребёнок осознанно пользовался навыками понимал, что небрежное выполнение трудовых действий по самообслуживанию приводит к плохим последствиям (плохо застегнул куртку, - можешь простудиться, не почистил обувь, - она будет иметь неряшливый вид и т. п.)
В процессе труда по самообслуживанию у детей формируются гуманные чувства и положительные взаимоотношения; Впспитывать доброту, чуткость, отзывчивость, умение приходить на помощь друг другу. Я, как воспитатель, постоянно обращаю внимание детей на все случаи проявления внимания и заботы по отношению друг к другу.
Важно учить детей планировать свою деятельность. Для этого использую ситуативные беседы ("Что будет, если. ", "Как сделать лучше?"); дидактические игры ("Что сначала, что потом?". "Когда это было?", "Кому что нужно для работы?"); игры - ситуации ("Забывайка", "Праздник непослушания"); беседы ("Как беречь время?"); творческие задания ("Мой день").
Большое значение имеет формирование у детей привычки к здоровому образу жизни. Чтобы дети приобретали знания с удовольствием и интересом, был проведён проект "Здоровый образ жизни", в рамках которого дети познакомились со многими аспектами здорового образа жизни (гигиена, спорт, здоровое питание); у детей появилось желание вести здоровый образ жизни. Родители активно работали над проектом вместе с детьми.
Хозяйственно - бытовой труд
Особое внимание уделяю воспитанию навыков организации коллективного труда. Сначала дети выслушивают задание, совместно с воспитателем продумывают план работы, готовят всё необходимое для её выполнения. Учу детей не отвлекаться, делать всё добросовестно, правильно, аккуратно, не мешая другим трудиться, помогать товарищам, не бросать работу, не закончив её, не стесняться просить о помощи. Удобный приём - распределение детей по подгруппам (причём детям предлагается объединиться самим). Каждой подгруппе распределяются обязанности, которые она выполняет. При такой форме организации труда каждый ребёнок осознаёт значимость своего труда, у него появляется чувство ответственности за качество своей работы и работы товарищей.
Дети старшего дошкольного возраста уже отличают труд от игры и начинают получать моральное удовлетворение от преодоления трудностей, связанных с физическим и умственным трудом. Но гораздо охотнее дети трудяться, если вносить в трудовые действия элемент игры. Важно поддерживать этот игровой настрой. Также детскому труду всегда сопутствуют поговорки, пословицы, шутки, стихотворения. Я заметила, что смысл пословиц и поговорок, применённых с конкретной ситуации, становится понятен детям без дополнительного объяснения, а небольшие ситаутивные стихотворения заучиваются легко и непринуждённо.
В руководстве трудом детей необходим индивидуальный подход. Ребёнка, неуверенного в своих силах поддерживаю, убеждаю, что неудача временная, и, если постараться, то всё получится.
Когда дети научатся трудиться вместе слаженно, можно поручать им организовывать работу самостоятельно. Обсуждаем вместе с детьми, кто каким видом труда будет заниматься и в какой последовательности, как лучше распределить обязанности между детьми. Включаясь в труд, я показываю ребятам рациональные и экономичные приёмы работы, учу осуществлять самоконтроль.
К детям 6-7 лет предъявляю более высокие требования в отношении качества выполнения работы, самостоятельности; учу в работе больше опираться на свой опыт, знания и умения; не опекаю, предоставляю возможность проявить творчество, смекалку,трудовые и волевые усилия. С этой целью использую такие приёмы: "Сделай сам, как у меня", "Сделай сам, без меня", "Сделай сам, но по- другому", "Подумай и сделай, как хочешь", "Попробуй сравнить и расскажи, что тебе удалось сделать лучше". Метод поощрения как и прежде имеет важное значение ("Сегодня ты хорошо справился, завтра я смогу доверить тебе более трудное дело"). Похвала стимулирует ребёнка к выполнению следующего задания с большим старанием.
В работе с детьми использую такую форму организации труда, как поручения, расчитанные на длительный срок (1 -2 недели). Например, двум - трём ребятам поручаю следить за порядком в книжном уголке.
Наряду с коллективной деятельностью даю индивидуальные поручения, некоторые из которых переходят в обязанности (поддерживать порядок в своём шкафу).
Так как в предыдущих группах дети приобрели определённые умения, то дежурства носят более самостоятельный характер. Дежурные по столовой накрывают на столы; дежурные раскладывают бумагу, расставляют на столах банки с водой, краски; на физкультурных занятиях готовят (частично) инвентарь и оборудование. В старшем дошкольном возрасте вводятся дежурства в уголке природы.
Интерес к дежурству поддерживаю за счёт расширения содержания труда дежурных Например, дежурным по занятиям можно накануне предложить проверить, в порядке ли цветные карандаши; дежурные по столовой помогают няне принести хлеб, фрукты.
Большое значение имеет оценка труда детей. При подведении итогов педагог всегда должен быть объективным, учитывать индивидуальные возможности и особенности каждого ребёнка, оценивать не только результаты, но и отношение детей к труду, умение договариваться, работать дружно, помогать друг другу. Если в работе наблюдались недостатки, о них нужно обязательно сказать. При этом, исходя из конкретных обстоятельств и индивидуальных особенностей ребёнка, воспитатель может высказать своё мнение при всех, либо наедине или только при дежурных. Положительную оценку робких, неуверенных детей важно давать в присутствии всей группы. Это помогает ребёнку поверить в свои силы, меняет отношение к нему товарищей.
Важно привлекать самого ребёнка к оценке его деятельности и деятельности товарищей. Например, провести беседу о проделанной работе, о её результатах и качестве, о том,как распределялись обязанности. Иногда дети выражают слишком резкие суждения о своих сверстниках, поэтому в ходе беседы необходимо обратить внимание воспитанников на любые, даже самые незначительные успехи детей, чаще других подвергавшихся критике. Это способствует развитию хороших взаимоотношений между детьми, умению вырабатывать общее мнение.
Дети должны получать в труде реальную физическую нагрузку. Это поможет им понять, что всякий труд требует определённого напряжения, способствует формированию привычки к трудовому усилию Следует помнить, что перегрузка, перенапряжение вызывают отрицательное отношение к труду.
Дети старшего дошкольного возраста любят, когда к ним обращаются, как ко взрослым: у них повышается интерес к работе, ответственность за порученное дело, за свой труд.
Важно помнить, что ребёнок - это личность, требующая к себе уважения. Необходиои уважать его труд. Когда выполненная им работа переделывается воспитателем в его присутствии, у ребёнка теряется интерес к делу; складывается мнение, что взрослый несерьёзнр относится к его труду, а если хвалит, то проявляет лицемерие. От этого резко падает авторитет воспитателя в глазах детей.
Ручной труд
Этот вид труда способствует активному формированию различных ручных умений и навыков, необходимых ребёнку в его повседневной жизни. Детям поручаю отобрать подлежащие ремонту предметы, организовать место для работы. А процессе деятельности побуждаю детей к самосточтельности, проявлению терпения и аккуратности.
Большое значение в воспитании старших дошкольников имеет труд по оказанию помощи малышам. Мы с детьми помогаем детям младшей группы в тонировании бумаги для рисунков, подготовке материала для занятий аппликацией.
Труд в природе
Продолжается работа по ознакомлению детей с трудом взрослых по охране природы, выращиванию продовольственных культур и уходу за животными.
Осень - благоприятное время для того, чтобы познакомить детей с трудом взрослых по подготовке к зимнему сезону. В семье организуется наблюдение за заготовкой овощей и фруктов (засолка огурцов, квашение капусты, варка варенья и компотов). На территории детского сада наблюдаем, как очищают отмершую кору с деревьев, сгребают палую листву, обвязывают хвоей молодые деревца, убирают отцветшие цветы, собирают семена, перекапывают клумбы и грядки. В процессе наблюдений дети включаются в посильную помощь взрослым
Зимой нужно рассказать и показать детям, как люди ухаживают за домашними животными, организовать подкормку птиц (экологическая акция "Поможем птицам"). После снегопада вместе с детьми разгребаем дорожки от снега.
Весной интерес детей вызывают наблюдения за весенней обрезкой деревьев и кустарников.
Летом знакомлю детей с такими видами ухода за растениями, как полив, рыхление, прополка. Показываю приёмы рыхления, Учу правильно держать лейку при поливе, поливать водой, подогретой на солнце.
Работая в цветнике и в огороде, дети получают представление о выращивании растений из семян; одновременно закрепляются знания о том, что для роста и развития растений необходимы свет, влага, тепло, питательная земля и хороший уход.
С начала учебного года дети выполняют поручения по уходу за растениями в уголке природы. Предварительно проводятся беседы о комнатных растениях, приёмах ухода за ними и об условиях, необходимых для их роста и развития.
Воспитатель показывает, как нужно ухаживать за растениями, совместно с детьми составляем алгоритмы.
Следует учить дошкольников наблюдать в процессе дежурств за растениями, за изменениями, произошедшими с ними от сезона к сезону.
Так как мы живём в городе, где труд людей почти не меняется в зависимости от сезона, необходимо дать детям представление о том, что для людей, живущих в сельской местности, основным в жизни явлеются труд на селе; воспитывать любовь к природе и родному краю; по возможности привлекать к труду взрослых, к доступным видам деятельности родителей (например, помощь родителям на даче).
Важный аспект в работе воспитателя - это работа с родителями. Для более успешного достижения цели в работе с родителями было запланировано уделить большое внимание ваоросу трудового воспитания детей. Для этого было решено провести тематические консультации для родителей, организовать Круглый стол по вопросам трудового воспитания, выставки коллективных и семейных работ, совместные мероприятия (согласно плану).
В результате работы по теме были проведены следующие мероприятия:
консультации "Как воспитать у ребёнка желание трудиться?", "Приобщение детей к труду";
экологические акции "Поможем птицам", "Как бороться с мусором?", "Не рвите первоцветы";
празднования дней рождения детей;
участие родителей в театрализованных постановках (на утренниках);
Дни открытых дверей (с показом режимных моментов);
ежегодные выставки совместных поделок:
"Осенние фантазии" (из природного материала)
"Зимние чудеса" (новогодняя открытка, оригинальная ёлочная игрушка, самодельные ёлочки);
обновление стенда "Наши достижения" (грамоты, дипломы детей);
выставка генеалогических деревьев семей воспитанников;
выставка "Мои увлечения" (семейные хобби, традиции)
создание альбома "Моя любимая семья" (рисунки с рассказами о семье);
участие родителей в совместных пректах;
выпуск фотогазет "Со спортом мы дружны, нам болезни не страшны", "Мы счастливы, потому что мы вместе", "Как мы провели лето" и др. ;
совместные тематические досуги;
экскурсии в библиотеку, в художественный музей, в пожарную часть, на макет подводной лодки, в парк;
субботники;
совместные походы в театр.