Татьяна Гицевич
Формирование речевой активности у детей среднего дошкольного возраста на кружковых занятиях средствами игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Формирование речевой активности у детей среднего дошкольного возраста на кружковых занятиях через игровую деятельность».
Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной аффективно – волевой сферах.
Публикация «Формирование речевой активности у детей среднего дошкольного возраста на кружковых занятиях средствами игровой деятельности» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Если ребенок в возрасте 4-5 лет плохо произносит слова или искажает их структуру, если он не запоминает простые четверостишия, сказки и рассказы, если у него низкая речевая активность, это серьезный сигнал стойкого системного нарушения всей речевой деятельности.
Речевая недостаточность у детей среднего дошкольного возраста влияет на их общее развитие: тормозит формирование психических функций, ограничивает познавательные возможности, нарушает процесс социальной адаптации. И только комплексное воздействие на ребенка дает успешную динамику речевого развития.
Я начала свою логопедическую деятельность с выявления проблемы – проблемы речевой активности детей среднего дошкольного возраста. И поставила себе цель – развитие речевой активности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность. Но так как в нашем детском саду логопед начинает работать со старшего дошкольного возраста, то в средней группе мы (логопед и воспитатель) решили открыть кружок «Грамотейки» и в игровой непринужденной форме проводить занятия с детьми по формированию речевой активности. Кружок проводится 1раз в 2 недели в актовом зале после сна. Реализация кружка – проекта направлена на:
развитие речевой активности детей;
создание соответствующей развивающей (игровой) среды;
привлечение родителей в работу в плане единых подходов в воспитании и развитии ребёнка.
Кружок посещали дети у которых:
Фразы состоят из 2-3 предложений
Предложения состоят из 1-2 слов
Речь невнятная
Дети стесняются составлять рассказы, рассказывать стихи при большом количестве слушателей
Культура речевого общения на низком уровне
Содержание кружка имеет следующие формы работы :
Форма работы Решаемые задачи по развитию речи
Игровые занятия
(на протяжении всех кружковых занятий) Составление предложений; выражение своих мыслей, своего мнения; формирование грамматической стороны речи.
Семейный проект (итоговая работа для детей и родителей)
Составление рассказа о составе семьи, её интересах и любимых занятиях.
Групповой проект (один раз в месяц)
Составление рассказа о детях группы, выделение первого звука имени каждого ребёнка.
Семейные газеты
(на протяжении всей деятельности кружка) Составление рассказа о любимых домашних животных, об интересных моментах в жизни семьи.
Развивающие пирамиды
(в конце каждого занятия)
составление рассказа о любимых игрушках, птицах, рыбах, домашних и диких животных, классификация их по видам;
Следующим этапом в работе стали подбор и разработка системы игровых занятий, направленных на формирование речевой активности. На экспериментальном этапе система игровых занятий была внедрена в работу кружковой деятельности с детьми и включала в себя следующие направления:
Лексико-грамматические игры и упражнения;
Развитие связной речи;
Сенсорное развитие;
Дыхательная гимнастика
Артикуляционная гимнастика
Физкультминутка-логоритмика;
Лексико – грамматические игры и упражнения включают в себя игры на заучивание четверостиший ( н-р: раскладываются игрушки в два ряда и произносят четверостишие: Мы с игрушками играем,
Мы игрушки называем:
Неваляшка, мишка, гномик,
Пирамидка, кубик, домик.
Или игра «игрушки спрятались» дети играют с игрушками, а потом их прячут. Я их спрашиваю, с какой игрушкой он играл (я играла с куклой, я играл с матрешкой и т. д.);
Игра «картинки осени, весны, зимы, лета». Дети выбирают себе по картинки я даю им начала предложения, а дети должны закончить опираясь на картинку. (Осенью бывает, Весной бывает).
Игра «куда наденем?» (рукавицы наденем на…
Шарф наденем на ….)
Игра «Жадина»
Игра «чем угостишь» (кошку угощу молоком. Собаку)
Сенсорное развитие.
Игра «разложи фрукты и посчитай их»
Игра «обведи пальчиком» или карандашом.
Игра «вверху или внизу» (пространственная ориентация) я спрашиваю где находится листик, птички, грибочки и т. д.
Игра «Найди одинаковые»
Игра «покажи кружок» (такого цвета каким у тебя бантик, платье, футболка и т. д.)
Логоритмика физминутка. Импровизация на стих-я
Мы потопаем, как мишка:
Топ-топ-топ-топ
Мы похлопаем как мишка;
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!
Лапы вверх мы поднимаем
На другие приседаем.
На заключительном этапе планируется провести сравнительный анализ результатов уровня речевой активности детей в начале и в конце учебного года, а также оценить результативность и целесообразность внедрения нашего кружка в логопедическую деятельность