Наталья Ракутина
Игры на развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Пространственное ориентирование-это особый вид восприятия при помощи зрительного, слухового, кинестетического и кинетического анализаторов.
Развитие пространственных представлений является необходимым условием становления мышления, но у дошкольников возникает много трудностей, которые уже к 7 годам исчезают при полноценном развитии ребенка. В норме к 7-8 годам у ребенка завершается процесс освоения слов, отражающий пространственные категории, что способствует усилению связи между практической ориентировкой и речемыслительной деятельностью. Но у детей с задержкой в речевом развитии эти трудности выражаются более явно и процесс над их исправлением более длителен.
Публикация «Игры на развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Чтобы помочь ребёнку усвоить способы анализа и преобразования пространственных проблемных ситуаций мною были разработаны электронные игры, которые направлены на развитие пространственного мышления у старших дошкольников.
Главная цель – выработать у ребёнка умение работать с пространственными объектами, сформировать интерес к этому виду деятельности, научить ориентироваться в графическом пространстве листа, мысленно соотносить между собой объекты, управлять своим вниманием, выражать в речи пространственные характеристики объектов.
Пользоваться данными играми можно как дома, так и в детском саду. Представленные задания, служат дополнением к материалу, пройденному на занятиях. Одним из преимуществ этих игр является то, что их можно использовать в печатном варианте / настольно-дидактическая игра/. Если предложенных упражнений недостаточно для формирования того или иного навыка, можно подобрать дополнительные задания, пользуясь общей структурой. Во время игр заметно развивается мелкая моторика, так как ребёнок выделяет и перемещает предметы с помощью мышки компьютера. Развивается речь, так как дети проговаривают свои действия, выражают в речи пространственные характеристики объектов.
При работе над составлением игр мною были выделены следующие этапы:
1. Словесное описание пространственных отношений.
На данном этапе дети тренируются понимать и обозначать пространственные отношения с помощью слов и словосочетаний: левый верхний угол ит. д., за, перед, справа, слева и т. д. Задачей данного этапа является формирование умения создавать пространственный образ по словесному описанию.
Расставь фигуры:
* красный квадрат - в правый верхний угол
* синий - в правый нижний угол
* жёлтый – в левый верхний угол
* белый – в левый нижний угол
Примечание: изменяются фигуры (в одной игре их несколько: круг, прямоугольник и т. д.) и цвет фигур.
Объект отчёта «безликий»
В небе.
Расположите предметы в зависимости от высоты полёта.
Примечание: используется понятие «между», дети составляют рассказ.
Поляна.
Бабочка летает над синим цветком. Кузнечик притаился между оранжевым и красным.
Примечание: используется метод исключения «Бабочка летает не над красным цветком и не над синим и т. д.», дети составляют рассказ.
Объект отчёта расположен лицом к ребёнку.
Друзья.
Мальчик в жёлтой рубашке стоит справа от мальчика в красной рубашке. Мальчик в синей рубашке - слева от мальчика в красной рубашке.
Примечание: детям можно дать имена. Используется метод исключения, дети составляют рассказ.
2. Развитие умений работать в двухмерном пространстве /на плоскости/.
На этом этапе детям предлагаются задания на перемещение объектов в двухмерном пространстве (на плоскости). Они учатся анализировать структуру плоскостного изображения, конструктивно видеть объект, развивают умение составлять из частей целое.
Разрезные картинки.
Детям предлагается собрать картинку по образцу
Примечание: без образца.
Собери картинку.
Детям предлагается собрать картинку по образцу
Примечание: в дальнейшем образец убирается.
Будь внимательным.
Дети должны найти часть плоскости, которая является общей для 2 (3) фигур.
3. Развитие умений работать с объёмной фигурой.
На данном этапе дети начинают работать с изображением трёхмерных (объёмных) фигур. Они учатся определять состав объекта, мысленно «видеть» объект.
Выбирай-ка.
Дети выбирают фигуры, из которых состоит объёмная фигура на чертеже. Геометрический натюрморт.
Дети выбирают чертёж, который соответствует «натюрморту»
Для диагностирования мною использовался тест разработанный на основе работы Якименской И. С., «Тест пространственного мышления: опыт разработки и применения у школьников». Тест модифицирован Симановским А. Э. с целью упрощения формулировок и материала сложных заданий. Это позволило использовать его для диагностики пространственного мышления детей 5 – 7 лет.
В начале и в конце года предлагала детям диагностический тест, который помогает определить уровень развития пространственного мышления у ребёнка. В начале года тест проводится индивидуально с каждым ребёнком, а в конце года с группой детей (это подготавливает детей к тестированию в школе). Мы также можем сделать вывод, что, используя данные электронные игры, дети стали уверенно ориентироваться на плоскости, научились концентрировать внимание, выражать в речи пространственные характеристики объектов. Повысился познавательный интерес и мотивация, что улучшило предпосылки к обучению.