Марина Матюшко
Познавательно-исследовательский проект «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : познавательно - исследовательский.
Срок реализации: с 10.04-26.04.2015г
Участники: воспитатель, дети подготовительной группы, родители.
Актуальность:
Требования ФГОС ДО к образовательной программе направлены на приобретение детьми опыта в игровой и познавательно-исследовательской деятельности. При этом содержание образовательной работы должно обеспечивать развитие первичных представлений о понятии времени.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Согласно ФГОС в содержание образовательной области познавательное развитие включена задача: «Познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений в пространстве и времени».
В ходе непосредственного общения с окружающим миром, изучая и усваивая впечатления о нем, человечество выработало ряд базовых понятий, на основе чего строится вся система знаний об объективной действительности. Одним из них является понятие времени. Вся жизнь человека тесно связана со временем, умением измерять, распределять, экономить время. Современные условия развития общества требуют от человека сосредоточенности, целеустремленности, динамичности, способности организовывать свою деятельность во времени. Время, как объект познания, является чрезвычайно многогранной стороной окружающей реальности. С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, ежеминутно.
Время является регулятором всей деятельности человека. Ни одна деятельность не проходит без восприятия времени. Восприятие времени - это отражение длительности и последовательности явлений и событий. Человечество прошло длительный путь осознания и определения времени.
Высокое качество учебно-воспитательного процесса – это, прежде всего, результат деятельности, которой можно чем-то измерить, подтвердить и оценить. Именно желание увидеть результат своей деятельности, и стало основой для выбора темы проекта.
Цель проекта : развитие «чувства времени» у детей дошкольного возраста c использованием разнообразных средств, методов и приемов. Поставленная цель реализуется решением следующих задач:
Задачи проекта :
развивающие:
-развивать интерес к математике, представление о времени.
-развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории, развивать поисковую деятельность, творческую активность.
обучающие:
- научить определять время с помощью часов суток, часов недели, часов месяцев:
воспитательные:
-расширять кругозор детей через знакомство с разными видами часов и назначением часов.
-воспитывать желание «беречь» время.
Этапы реализации проекта.
Реализация проекта проходила в три этапа.
I этап – подготовительный
1. Подбор наглядно – дидактических материалов и оборудования для занятий, экспериментов
2. Разработка методических пособий, образовательная деятельность по теме: «Время»
3. Сбор информации из разных источников: рассказы взрослых, самостоятельные суждения, энциклопедии, словари, телепередачи.
4. Ознакомление родителей с проблемой, целью и задачами проекта.
5. Разработка мероприятий с родителями:
-оформление информационного уголка для родителей.
-консультация «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста»;
-рекомендации по проведению беседы с ребенком;
6. Распределение заданий между участниками проекта.
II этап - основной (практический)
Формы работы
образовательной деятельности
Тема Задачи
Дидактические игры: «Кто больше знает», «Кто быстрее», «Каждому предмету своё место», «Выбери, что нужно для часов» Цель:
-закреплять знания детей о различных видах часов, их строении
-расширять ориентировку в окружающем
- развивать сообразительность.
Чтение художественной литературы
И. Ерофеева «В гостях у гнома-часовщика», «Кукушка в часах», «Девочка и время», И. Мельников «Про часы и о часах», В. Садовский «Тик-так», стихи: Вольт Суслов «Который час», Й. Змай «Часы», С. Жупанин «Лесные часы», «Часы с боем», загадки про часы
Ознакомление с окружающим.
Рисование.
«История часов»
С использованием ИКТ
-познакомить с историей часов.
-подвести к пониманию их назначения.
-закрепить умение рисовать разные часы.
-развивать творческое воображение и логическое мышление.
-воспитывать способность и умение беречь время.
Математика.
Ручной труд.
«Ориентировка во времени. Часы» -познакомить с циферблатом часов.
-формировать представления об определении времени по часам.
-воспитывать способность и умение беречь время.
Математика
«Ознакомление с длительностью 5- минутного интервала» -познакомить с длительностью 5-минутного интервала.
-учить контролировать время по песочным часам и часам конструктору в процессе выполнения разнообразной деятельности.
-формировать чувство удовлетворения от умения выполнять задания на время.
Беседа.
«Измерение времени»,
«Современные часы», «Кремлевские куранты»,
«Часы-цветы»
Цель:
-дать знания об истории появления и изобретения часов человеком
-познакомить с устройством первых механических часов -подвести к пониманию, что часы человек создает для облегчения своей жизни.
Сюжетно - ролевая игра
«Магазин часов»
Цель:
-расширять и закреплять знания детей о различных видах часов
-воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Эксперимент
«Часы и время»
Цель:
-развивать способности ребенка, понимать ценность времени в жизни человека
- формировать представления о единицах измерения времени – секундах, минутах, часах.
«Изготовление солнечных часов»
Цель:
продемонстрировать через перемещение тени движение Земли вокруг Солнца.
Развлечение
«Мы и время»
Цель:
- закрепить знания детей об истории часов. Подвести к пониманию их назначения и функции
- закрепить умение выделять особенности предметов (форму, размер, части, определять признаки материала
-научить устанавливать причинно-следственные связи между назначением (узнавать время) и строением (песочные, карманные и т. д.)
- подвести к пониманию, что часы человек создает для облегчения своей жизни.
Викторина
«Какие бывают часы»
Цель:
-расширить представление ребенка об окружающем мире; о приборах, измеряющих время, - часах.
Предполагаемый результат :
На основе систематизации и обобщения знаний дети научатся ориентироваться во временных отношениях (части суток, дни недели, месяц, год, час, минута, секунда, научатся отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями часов. Изготовление часов будет способствовать развитию у детей творческого мышления, конструктивных способностей, воображения.
III этап – итоговый
1. Обработка и оформление материалов проекта.
2. Оценка результатов работы всех участников проекта.
3. Мультимедийная презентация проекта.
Продукты проекта :
-выставка рисунков «Часы прошлого и настоящего»
- создание мини-музея часов.
- изготовление часов
- совместно с родителями был оформлен альбом со стихами, загадками о времени.
Итоговое мероприятие:
Развлечение на тему: «Мы и время».
Результаты проекта :
В ходе проекта воспитанники группы :
-научились ориентироваться во временных отношениях (части суток, дни недели, месяц, год, час, минута, секунда).
-умеют отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями часов.
Литература:
1. Евдокимова Е. С. «Технология проектирования в ДОУ». 2008 г. Москва «Творческий центр».
2. Непомнящая Р. Л. «Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста» г. Москва Просвещение
3. Рихтерман Т. Д. «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста». г. Москва «Просвещение»
4. Рогаткина Т. «Хоровод «Круглый год» журнал «Дошкольное воспитание» 2009 г. №1
5. Шалимова Т. «Время в этюдах». Журнал «Обруч» 2004 г. №1
6. Редактор Шестернина Н. П. «Определяю время», рецензенты Шевченко С. Г., Горьканова А. Н. 2007 г. Москва «Школьная пресса»
7. Чумалова Т. «Музейная педагогика для дошкольников» (познавательные беседы на тему «Время»). Журнал «Дошкольное воспитание» 2007 г. №10