Анастасия Шмыгина
Конспект занятия «Дифференциация звуков [с] — [ц]»
▼ Скачать + Заказать документы
Дифференциация звуков [с] – [ц]
___
Цели занятия :
• Уточнить артикуляцию звуков [С] – [Ц].
• Дифференцировать звуки [С] – [Ц] в слогах, словах и предложениях, выделять звуки в начале, середине и конце слова.
• Уточнять и обогащать словарь детей, упражнять в подборе родственных слов.
• Упражнять детей в умении работать с таблицами.
• Упражнять в умении составлять предложения.
Публикация «Конспект занятия „Дифференциация звуков [с] — [ц]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
• Развивать речевой слух, психические процессы: память, внимание, мышление.
• Воспитывать умение работать сообща.
Оборудование: соговые таблицы (демонстрационные, зеркала (индивидуальные, грамматические карточки, предметные картинки, карточки со слогами, карточки со схемой слова (начало, середина, конец слова, карточки с буквами.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
– Сядет тот, кто назовёт одно слово со звуком [С] и одно слово со звуком [Ц].
2. Артикуляционная гимнастика.
а) «Заборчик»
Верхняя челюсть стоит на нижней, губы в улыбке.
б) «Киска сердится»
Выгибать вверх и продвигать вперёд спинку языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам.
в) «Почистим зубы»
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние передние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
3. Уточнение артикуляции звуков.
– Произнесём звук [С]. Какое положение принимают губы при произнесении звука [С]? (При звуке [Ц])
В каком положении верхние и нижние зубы? (При звуке Ц)
– Как работает язык? Где он находится? (При звуке [Ц])
– Приложите ладони тыльной стороной к горлышку. Оно дрожит или нет? Почему?
– Если поднести ладони ко рту и произносить звук [С], мы ощущаем холод или тепло? (При звуке [Ц])
Вывод: звуки [С] и [Ц] согласные, глухие, звук С твердый, звук Ц всегда мягкий
4. Игра «Повторяй за мной» (воспроизведение слоговых рядов)
АС-АС-АЦ УЦ-УЦ-УС УС-УС-УЦ
ЦИ-ЦИ-СИ СУ-СУ-ЦУ СО-ЦО-ЦО
АЦ-АЦ-АС СЕ-ЦЕ-СЕ ЦА-ЦА-СА
ЦА-ЦА-ЦА – Нигде нет продавца.
СА-СА-СА – В лесу бегает лиса.
СО-СО-СО – У Вовы колесо.
ЦО-ЦО-ЦО – Выйти на крыльцо.
5. «Прочитай слово»
Детям предлагаются две таблицы. Дети читают, составляют слова и по очереди называют их.
6. Распределение картинок со звуком С-Ц
7. Определение место звука в слове
8. Физминутка
Наши воины идут-раз-два, раз-два, (ходьба на месте)
В барабаны громко бьют: тра-та-та, тра-та-та («барабан»)
В море наши корабли: нынче здесь -завтра там! («качалочка»)
Долго плавали в дали по морям, по волнам! (круговые движения руками)
Пограничник на посту: кто идёт? кто идёт? (ходьба на месте)
Едут танки по мосту: трр-вперёд, трр-вперёд! («моторчик»)
Над землёю самолё т: у-у, у-у! (руки в стороны)
Наши пушки точно бьют: бух, бах! («бокс»)
Нашей армии - салют! (поднимают руки вверх)
9. Актуализация букв
10. Пальчиковая гимнастика
11. Работа в карточках
12. Итог занятия