Марина Казанцева
Дидактические игры по развитию речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра по обучению детей грамоте
«Рыбалка»
Возраст детей : 5 – 7 лет
Описание материала:
• 2 ведерка одного размера, синего и зелёного цвета.
• 10 рыбок разной величины, разной расцветки c кармашками для картинок.
• Картинки, в названии которых есть звуки [С], и [C’].
• Удочки – 2 шт.
• Тазик или аквариум для рыбок - 1 шт.
Задачи:
1. Закреплять умение детей чётко произносить слова.
Публикация «Дидактические игры по развитию речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» июнь 2020
2. Упражнять детей в умении различать твёрдые и мягкие согласные.
3. Воспитывать любознательность, радость от открытий, полученных в процессе игры.
4. Воспитывать стремление участвовать в играх.
Правила:
Место проведения игры – групповая комната. Участвует 1-10 детей по очереди, либо сообща. Двум детям даются по удочке, рядом с местом игры ставится 2 ведёрка синего и зелёного цвета. Ребёнок «удит» рыбку, показывает её остальным детям. Ребята рассматривает прикреплённую к ней картинку, чётко называют слово. Определяют с какого звука начинается слово. Если слово начинается с твёрдого согласного звука, то рыбку кладут в синее ведёрко, если с мягкого, то рыбку кладут в зелёное ведёрко. Далее удочки передаются следующим детям. Первый раз игру проводит воспитатель, в последующие разы дети играют самостоятельно под наблюдением воспитателя, который может корректировать игру, либо поправлять детей, которым сложно справиться с заданием. Игра заканчивается, когда все рыбки разложены.
Игра по обучению детей грамоте
«Карусель»
Возраст детей : 5 – 7 лет
Описание материала:
• Карусель – игрушка.
• Бумажные ракеты с прорезями для картинок, привязанные на лентах к карусели
(на каждой ракете разное количество иллюминаторов
от 1-до 4-х).
• Картинки с изображением сказочных или литературных
персонажей.
Задачи:
1. Упражнять детей в умении измерять количество слогов в слове.
2. Помещать картинку со сказочным героем в ракету с соответствующим количеству слогов иллюминатору.
Правила:
Место проведения игры – групповая комната. Участвует 1-5 детей по очереди, либо сообща. Ребёнок называет сказочного героя, изображённого на картинке, «прохлопывает» слово, считает количество слогов. Затем помещает картинку в соотвествующую ракету.
Игра заканчивается, когда все герои крутятся на карусели.
Усложнение: Назвать с какого звука начинаются слова. Определить гласный этот звук или согласный (твёрдый, мягкий, звонкий, глухой). Назвать местоположение заданного звука в слове. Назвать сколько гласных звуков в слове. Сколько всего звуков в слове…и т. д.
Игра по обучению детей грамоте
«Гусеницы»
Возраст детей : 5 – 7 лет
Описание материала:
• Гусеницы из картона зелёного цвета – 3 шт.,
(на первой гусенице, первый кружочек спинки-по цвету отличается от второго и третьего кружочка. На другой гусенице – второй, на третьей – последний).
• Картинки, прикреплённые к прищепкам с изображением различных предметов или персонажей, в названии которых есть один заданный звук.
Задачи: Формировать у детей умения определять местоположение звука в слове, различать твёрдые и мягкие согласные.
Правила:
Место проведения игры – групповая комната. Участвует 1-9 детей по очереди, либо сообща, под руководством педагога. Педагог объясняет правили игры, называет детям звук, который спрятался в словах на ножках- прищепках гусениц. Ребёнок достаёт прищепку с картинкой, называет что или кто на ней изображён. Определяет есть ли в слове заданный звук и где он спрятался в начале, в конце или в середине слова. Затем прикрепляет прищепку-ножку к схемам - спинкам гусениц.
Игра заканчивается, когда все ножки прикреплены к гусеницам.
Усложнение: Назвать с какого звука начинаются слова. Определить гласный этот звук или согласный (твёрдый, мягкий, звонкий, глухой). Назвать местоположение заданного звука в слове. Назвать сколько гласных звуков в слове. Сколько всего звуков в слове…и т. д.
Игра по обучению детей грамоте
«Домино»
Описание материала:
• Самодельное домино (созданное из коробок для пластилина «Луч – 6 цветов»).
Задачи:
1. Закреплять знания детей о звуках.
2. Учить детей различать гласные и согласные - твёрдые и мягкие, звонкие, глухие согласные.
3. Закреплять умение детей определять местоположение звука в слове, различать твёрдые и мягкие согласные.
4. Упражнять детей в умении измерять количество слогов в слове.
5. Развивать внимание, память, усидчивость, наблюдательность, ориентировку в пространстве.
Правила:
Место проведения игры – групповая комната. Участвует 1-4 ребёнка. Каждый участник получает по 3 фишки, лицевой стороной вниз, остальные фишки находятся в «банке». Игрок, у которого есть парные картинки, начинает ход первым. Остальные участники по очереди раскладывают свои фишки со схожими картинками, при этом называют кто или что изображено на картинке. Если у кого-то из игроков нет фишки с похожей картинкой, то он берёт фишки из «банка». Если фишки закончились и в банке, этот игрок пропускает ход. Игрок, у которого раньше всех закончатся фишки становится победителем.
Усложнение: Ребёнок достаёт фишку с картинкой, называет кто или что на ней изображёно. Определяет с какого звука начинается слово. Объясняет какой это звук: гласный или согласный - твёрдые и мягкие согласные, можно попросить посчитать количество слогов в слове.